Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Ухтинская городская больница N1" (далее - ГБУЗ РК "УГБ N1") от 26.08.2021 N4 (вх. от 30.08.2021 N3807) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) сведений об индивидуальном предпринимателе Ахатбекове Евгении Абдухалимовиче (далее - ИП Ахатбеков Е.А.) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения договора от 16.06.2020 N0307300010920000206 (реестровый номер 2110200713420000277) на оказание услуг по техническому обслуживанию кондиционеров, извещение N0307300010920000206 (далее - договор, закупка, обращение),
УСТАНОВИЛА:
1. ИП Ахатбеков Е.А., ГБУЗ РК "УГБ N1" надлежащим образом о времени и месте рассмотрения обращения извещены.
ГБУЗ РК "УГБ N1" в письме от 01.09.2021 N163 (вх. от 02.09.2021 N4524э) просило рассмотреть обращение в отсутствие своего представителя.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения обращения отсутствие ИП Ахатбекова Е.А., его представителя, представителя ГБУЗ РК "УГБ N1" не препятствует рассмотрению обращения по существу.
Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
2. Комиссия Коми УФАС России, рассмотрев материалы обращения, пришла к нижеследующим выводам.
2.1. Согласно частям 1 - 2 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частями 4, 8 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
2.2. 16.06.2020 на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 25.05.2020 N0307300010920000206-2-1 между заказчиком - ГБУЗ РК "УГБ N1" и исполнителем - ИП Ахатбековым Е.А. был заключен договор N0307300010920000206 на оказание услуг по техническому обслуживанию кондиционеров (далее - договор).
По пунктам 1.1 - 1.3 договора: "По настоящему договору Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства оказать услуги по техническому обслуживанию кондиционеров (далее - Услуги), наименование, объем и цена, оказываемых Услуг указаны в Спецификации (Приложении N1 к договору).
Место оказания Услуг: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми "Ухтинская городская больница N1", 169338, Республика Коми, г. Ухта, пгт. Шудаяг, ул. Павлова, д. 25.
Услуги, оказываемые во исполнение настоящего Договора, должны соответствовать требованиям нормативных документов, регулирующих их оказание, и государственных стандартов Российской Федерации (в случае если данные требования предъявляются действующим законодательством)".
Цена договора в силу пункта 4.1 договора составляет 66 283,50 руб. (шестьдесят шесть тысяч двести восемьдесят три) рубля 50 копеек, НДС не облагается УСН (упрощенная система налогообложения).
Сроки оказания услуг определены пунктом 3.2 договора:
1 этап - с 15.06.2020 г. по 30.06.2020 г.
2 этап - с 15.08.2020 г. по 31.08.2020 г.;
3 этап- с 15.10.2020 г. по 31.10.2020 г.
Согласно пункту 3.3 договора днем выполнения Исполнителем обязательств по оказанию Услуг считается дата подписания Заказчиком Акта оказанных Услуг (Приложение N 2 к договору).
В пп. 2.2.1, 2.2.3 - 2.2.7 пункта 2.2 договора определены следующие обязанности исполнителя:
- оказать услуги качественно и в срок, в соответствии с требованиями качества, безопасности жизни и здоровья, а также иными требованиями сертификации, безопасности (государственными стандартами), условиями Договора, нормами действующего законодательства Российской Федерации;
- гарантировать качество оказываемых услуг в соответствии с требованиями, указанными в Спецификации (Приложение N 1 к договору);
- нести ответственность перед Заказчиком за неисполнение и ненадлежащее исполнение условий Договора;
- предоставлять Заказчику информацию, касающуюся оказываемых услуг по настоящему договору;
- немедленно предупредить Заказчика о не зависящих от Исполнителя обстоятельствах, которые могут негативно повлиять на качество Услуг, либо создают невозможность их оказания в срок, установленный настоящим договором;
- устранить собственными силами и за свой счет дефекты и недостатки, обнаруженные в период оказания Услуг.
В силу пп. 2.3.1-2.3.4 пункта 2.3 договора заказчик вправе:
- осуществлять контроль за объемом и качеством оказанных услуг, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность Исполнителя;
- требовать надлежащего исполнения Исполнителем принятых на себя обязательств;
- требовать соблюдения сроков оказания услуг;
- требовать устранения недочетов Исполнителя при оказании услуг по настоящему договору.
Согласно пунктам 8.1. 8.3, 8.4 договора:
"Договор вступает в силу со дня его подписания и действует по 30.11.2020 года, а в части оплаты до полного исполнения своих обязательств по Договору.
Расторжение Договора допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Договора от исполнения Договора в соответствии с гражданским законодательством.
Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Договора по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона о контрактной системе".
3. Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В частях 12 - 14, 16 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
3.1. 15.07.2021 заказчиком - ГБУЗ РК "УГБ N1" было принято решение об одностороннем отказе от исполнения договора.
15.07.2021 указанное решение было направлено заказчиком по почте заказным письмом с уведомлением по адресу исполнителя, указанному в контракте, по электронной почте, а также размещено ГБУЗ РК "УГБ N1" в ЕИС.
Сведения о получении ИП Ахатбековым Е.А. решения от 15.07.2021 об одностороннем отказе от исполнения контракту у заказчика отсутствуют, в связи с чем датой надлежащего уведомления исполнителя о принятом решении признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС.
31-ый день выпадает на 15.08.2021 (суббота).
Согласно статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Следовательно, дата надлежащего уведомления исполнителя о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения договора - 16.08.2021.
Таким образом, в силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение от 15.07.2021 об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу 27.08.2021.
Следовательно, заказчиком - ГБУЗ РК "УГБ N1" порядок расторжения договора, установленный статьей 95 Закона о контрактной системе, соблюден.
По результатам внеплановой проверки в действиях заказчика при расторжении договора нарушений требований Закона о контрактной системе не выявлено.
4. В решении от 15.07.2021 об одностороннем отказе от исполнения договора заказчиком указано следующее.
Согласно пп. 2.2.1 договора исполнитель обязан оказать услуги качественно и в срок, в соответствии с требованиями качества, безопасности жизни и здоровья, а также иными требованиями сертификации, безопасности (государственными стандартами), условиями Договора, нормами действующего законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 3.2 договора услуги оказываются поэтапно:
1 этап - с 15.06.2020 г. по 30.06.2020 г.
2 этап - с 15.08.2020 г. по 31.08.2020 г.;
3 этап- с 15.10.2020 г. по 31.10.2020 г.
06.07.2020 письмом N135/1799 ГБУЗ РК "УГБ N1" была направлена претензия исполнителю с требованием приступить к оказанию услуг по контракту в течение 3 рабочих дней с даты получения указанной претензии.
Согласно уведомлению о вручении почтового отправления указанная претензия получена ИП Ахатбековым Е.А. 14.07.2020. Ответа на указанную претензию от ИП Ахатбекова Е.А. в адрес заказчика не поступало.
28.07.2020 письмом N166/2017 заказчиком повторно была направлена претензия в адрес ИП Ахатбекова Е.А. с требованием приступить к исполнению контракта. Указанная претензия была получена ИП Ахатбековым Е.А. 05.08.2020.
30.07.2020 по электронной почте ИП Ахатбековым Е.А. в адрес заказчика было направлено электронное письмо с сообщением о том, что он свяжется с заказчиком.
Однако, как указано в решении об одностороннем отказе от исполнения договора - по состоянию на 15.07.2021 ИП Ахатбеков Е.А. к исполнению контракта не приступал.
ИП Ахатбековым Е.А. в адрес Коми УФАС России, в адрес заказчика не направлены какие-либо сведения, документы, свидетельствующие о невозможности исполнения контракта.
В Коми УФАС России на момент рассмотрения обращения отсутствуют какие-либо письменные пояснения исполнительно относительно причин неисполнения контракта.
5. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, изложенному в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.
Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Исходя из пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
ИП Ахатбеков Е.А., подавая заявку на участие в электронном аукционе, выразил согласие на оказание услуг в том объеме, в сроки и на тех условиях, что были предусмотрены в извещении и документации об электронном аукционе.
ИП Ахатбекову Е.А., как субъекту, осуществляющему предпринимательскую деятельность на свой риск, надлежало до подачи заявки на участие в закупке оценить свои возможности по оказанию услуг по техническому обслуживанию кондиционеров в соответствии с требованиями закупки.
В материалах отсутствуют, ИП Ахатбековым Е.А. не представлено доказательств принятия каких-либо мер по устранению допущенных нарушений, подтверждения намерения исполнить договор в соответствии с его условиями.
При рассмотрении обращения установлено, что основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения договора послужило неоднократное нарушение сроков исполнения ИП Ахатбековым Е.А. условий договора, а именно неисполнение обязательств по оказанию услуг в соответствии с поэтапными сроками, установленными пунктом 3.2 договора, что подтверждается материалами дела; доказательства, свидетельствующие об обратном, в Коми УФАС России отсутствуют.
На заседании комиссии Коми УФАС России по рассмотрению обращения не установлено объективных причин, препятствующих ИП Ахатбекову Е.А. исполнению условий договора.
На основании вышеизложенного, с учетом существенности допущенных ИП Ахатбековым Е.А. нарушений, непринятием мер, направленных на надлежащее исполнение обязательств по договору в установленные сроки, Комиссия Коми УФАС России приходит к выводу, что в действиях ИП Ахатбекова Е.А. усматривается недобросовестное виновное поведение, за которое подлежит ответственность в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить представленную ГБУЗ РК "УГБ N1" информацию в отношении индивидуального предпринимателя Ахатбекова Евгения Абдухалимовича (ИНН: 614108681757) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) согласно приложению в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения договора от 16.06.2020 N0307300010920000206 (реестровый номер 2110200713420000277) на оказание услуг по техническому обслуживанию кондиционеров, сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении индивидуального предпринимателя Ахатбекова Евгения Абдухалимовича в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанной информации на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
3. В ходе проведения внеплановой проверки действий заказчика при расторжении договора в действиях ГБУЗ РК "УГБ N1" нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 6 сентября 2021 г. N РНП-11-159
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.09.2021