Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущей заседание Комиссии - Халлаевой Д.М. - Зам. руководителя Дагестанского УФАС России.
Членов Комиссии:
Халилова Р.А. - Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова К.Г. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
Багамаева Т.Р. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "Каррас" (далее - Заявитель) на действия ГКУ РД "ДИРЕКЦИЯ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗЧИКА-ЗАСТРОЙЩИКА" (далее - Заказчик) при проведении КОМИТЕТОМ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКУПКАМ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН (далее - Уполномоченный орган) открытого конкурса в электронной форме N 0103200008421002031 "Поставка мебели для детских садов" (далее - Конкурс),
в присутствии представителя Заказчика - Джамалова З.Х. (доверенность от 23.06.2021 г. N02-86д/21),
в отсутствии представителей иных сторон (извещены),
У С Т А Н О В И Л А:
30.08.2021 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
В жалобе Заявителя указывается, что Конкурсная документация не соответствует Федеральному закону N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Исследовав представленные сторонами материалы, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на сайте оператора электронной площадки АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки), выслушав представителей сторон, Комиссия установила следующее.
08.08.2021 Уполномоченным органом в Единой информационной системе были размещены извещение и аукционная документация по проведению Конкурса.
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 560 006,30 рублей.
1. Заявитель указывает, что Заказчиком в нарушение требований Закона о контрактной системе не установлено какой именно документ необходимо представить в составе второй части заявки, для подтверждения соответствия предлагаемого товара запретам установленным в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Как установлено Комиссией, Заказчиком в извещении о проведении Конкурса и конкурсной документации установлен следующий запрет: "Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства"".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливается запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В соответствии с указанной нормой Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616).
Пунктом 2 Постановления N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.
Пунктом 10 Постановления N 616 установлено, что для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки представляет заказчику в составе заявки на участие в закупке выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров и (или) информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719. Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт.
Как установлено Комиссией в п. 6 инструкции по заполнению заявки Конкурсной документации указано, что вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, в том числе документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии этих документов. При отсутствии в заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий этих документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами; (если установлено в документации).
При этом, Заказчик не указывает, какой именно документ предусмотренный ст. 14 Закона о контрактной системе необходимо представить участникам закупки в составе второй части заявки.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе и обоснованности довода жалобы Заявителя.
При этом, представитель Заказчика на рассмотрении жалобы сообщил, что на участие в Конкурсе допущено две заявки, вторые части которых содержат выписки из реестра российской промышленной продукции.
При таких обстоятельствах, по мнению Комиссии выявленное в действиях Заказчика нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
2. Согласно доводу Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно не установивших в техническом задании документации об Аукционе требования к функциональным, техническим характеристикам товаров, подлежащих поставке в рамках исполнения государственного контракта, которые предусмотрены позициями КТРУ.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 года N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с положениями документации об Аукционе объектом закупки является поставка деревянной мебели в образовательные учреждения.
По мнению Заявителя, Заказчику при описании товаров "шкаф для одежды" "Диван 3-х местный" следовало использовать код КТРУ 31.01.12.131- 00000001 "шкаф для одежды деревянный" и КТРУ 31.09.12.110- 00000003 "Диван".
На рассмотрении жалобы, представитель Заказчика пояснил, что требования к характеристикам товаров установлены в Аукционной документации в соответствии с потребностями Заказчика. Указанный код ОКПД2 определен исходя из потребности Заказчика, в соответствии с которым закупается мебель в дошкольные учреждения. При этом КТРУ не содержит описание поставляемых товаров по выбранному Заказчиком коду ОКПД2 31.09.13.190.
Указываемый Заявителем код соответствует мебели деревянной для офисов, что не соответствует объекту закупки.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из приведённой нормы Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания ограничения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
При этом представитель Заявителя на рассмотрении жалобы не представил доказательств, свидетельствующих о том, что КТРУ содержит описание поставляемых товаров соответствующие выбранному Заказчиком коду ОПКД2.
Таким образом довод жалобы Заявителя не находит своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком установлен нестоимостной критерий оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а именно Заявителю не ясно каким образом определяется полный объем дополнительного описания товара.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с п. 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Конкурсной документацией установлен следующий порядок оценки заявок по нестоимостным критериям:
"Не стоимостные критерии оценки:
2.1 Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок
Значимость критерия, 15%
Коэффициент значимости 0,15
Максимальный рейтинг по критерию 15 баллов
В целях оценки заявок по показателю "Качество товара" оценивается дополнительное предложение участника закупки о качестве товара, представленного в составе заявки на участие в конкурсе, которые не должны противоречить Разделу документации "Описание объекта закупки" (к данному разделу относится перечень товаров требуемые в рамках приложения к техническому заданию), требованиям Раздела документации "Проект контракта", для чего предусмотрена следующая шкала оценки:
- полное описание (участник конкурса представил дополнительное предложения о качестве товара, которые не противоречат Разделу документации Описание объекта закупки, требованиями Раздела документации Проект контракта - представлено дополнительное описание о качестве всех товаров и в полном объеме каждого товара, и данное описание не противоречит требованиям Раздела документации Описание объекта закупки, требованиям Раздела документации Проект контракта - 100 баллов;
- частичное описание (участник конкурса частично представил дополнительное предложения о качестве товара, которые не противоречат Разделу документации Описание объекта закупки, требованиями Раздела документации Проект контракта - представлено дополнительное описание о качестве всех товаров, и не в полном объеме каждого товара, и данное описание не противоречит требованиям Раздела документации Описание объекта закупки, требованиям Раздела документации Проект контракта - 10 баллов;
- не представлено описание (участник конкурса не представил дополнительное предложения о качестве товара, которые не противоречат Разделу документации Описание объекта закупки, требованиями Раздела документации Проект контракта - не представлено дополнительное описание о качестве всех товаров - 0 баллов.
Дополнительное описание о качестве товаров в полном объеме считается представленным если имеется полное описание товара в соответствии с сертификатом (или иным документом) производителя товара, описывающий характеристику товара, или если имеется указание на ГОСТ, описывающий характеристику и требования к соответствующему товару.
В случае отсутствия в заявке предложения о качестве, данное обстоятельство не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме, при этом заявке по данному показателю критерия присваивается 0 баллов. Количество баллов, присваиваемых заявке по данному показателю критерия, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов конкурсной комиссии, присуждаемых заявке по данному показателю критерия. Предложение участника закупки о качестве товара оформляется в виде пояснительной записки в свободной текстовой форме, состоящей из совокупности логически связанных между собой предложений, которая также может содержать таблицы, эскизы, рисунки, схемы, чертежи, при этом пояснительная записка должна быть изложена по форме и содержанию так, чтобы исключить ее двоякое, искаженное, неверное (субъективное) восприятие".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что указанный порядок оценки заявок установлен в Конкурсной документации в строгом соответствии с положениями Закона о контрактной системе, исходя из предмета закупки и с учетом потребностей Заказчика. При этом, дополнительные описание считается представленным в полном объеме если имеется полное описание товара в соответствии с сертификатом (или иным документом) производителя товара, описывающий характеристику товара, или если имеется указание на ГОСТ, описывающий характеристику и требования к предлагаемому участником закупки товару, как указано в описании критерия оценки заявки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании комиссии не представлено доказательств свидетельствующих о том, что не возможно определить полный объем дополнительного описания товара в соответствии с сертификатом (или иным документом) производителя товара, описывающий характеристику товара, или из содержания ГОСТа с указанием на него, описывающий характеристику и требования к соответствующему товару.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
4. Заявитель указывает, что в критериях оценки Конкурсной документации не указано на вид контрактов, которые будут считаться контрактами сопоставимого характера.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с п. 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В соответствии с п. 27 Правил 27. Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Конкурсной документацией установлен следующий порядок оценки заявок по нестоимостным критериям, в том числе:
" Опыт
Значимость критерия, 15%
Коэффициент значимости 0,15
Максимальный рейтинг по критерию 15 баллов
1 Показатель.
Общая сумма исполненных контрактов (договоров) по успешной поставке товара сопоставимого характера и объема за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке.
При оценке данного критерия используется следующий показатель:
Исполненные участником закупки контракты (договора), за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке. Общая сумма исполненных контрактов (договоров). Под сопоставимым объемом понимается: не подлежат к оценке контракты (договоры) с ценой менее 10% от начальной (максимальной) цены контракта".
На рассмотрении жалобы, представитель Заказчика пояснил, что в критериях оценки по Показателю 2.2 указано, что сопоставимого характера контрактами являются контракты по успешной поставке товара сопоставимого характера.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании комиссии не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что не возможно определить характер объекта закупки для предоставления контрактов на поставку товара сопоставимого характера с объектом закупки.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание в данной части не выдавать.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Дагестанского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущая заседание Комиссии Д.М. Халлаева
Члены Комиссии: Р.А. Халилов
К.Г. Магомедов
Т.Р. Багамаев
Исп. Багамаев Т.Р. (67-20-95)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 6 сентября 2021 г. N 005/06/106-2084/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.09.2021