Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок в составе:
Ведущего заседание комиссии |
Широковой О.В., заместителя руководителя управления, |
Членов комиссии: |
Лунёвой А.В., начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; Жамболдоржиевой О.О., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; |
в отсутствии Государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Республиканский клинический перинатальный центр" (далее - Заказчик, ГБУЗ РХ "РКПЦ") и Индивидуального предпринимателя Чебочакова Николая Гергиевича (далее - Поставщик, Предприниматель, ИП Чебочаков Н.Г.), извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела,
рассмотрев обращение государственного заказчика - ГБУЗ РХ "РКПЦ" о включении сведений в отношении ИП Чебочакова Н.Г. в Реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения государственного контракта N М-324/2019 от 03.07.2019 года поставку изделий медицинского назначения (ПЕРЧАТКИ СМОТРОВЫЕ), лот N 30 на 2 полугодие 2019 года (реестровый N 2190100833519000212, извещение N 0380200000119002914),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 25.08.2021 поступило обращение заказчика - ГБУЗ РХ "РКПЦ" о включении сведений в отношении ИП Чебочакова Н.Г. в РНП в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения государственного контракта N М-324/2019 от 03.07.2019 года поставку изделий медицинского назначения (ПЕРЧАТКИ СМОТРОВЫЕ), лот N 30 на 2 полугодие 2019 года (реестровый N 2190100833519000212, извещение N 0380200000119002914).
В указанном обращении заказчик - ГБУЗ РХ "РКПЦ" в том числе сообщает, что Предпринимателем неоднократно нарушены сроки поставки товара.
В соответствии с пунктом 9.4 Контракта, частью 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", частью 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, с дальнейшим соблюдением процедуры одностороннего отказа от исполнения Контракта и направлением соответствующих сведений в антимонопольный орган для рассмотрения.
Для принятия решения о включении (об отказе во включении) сведений в отношении ИП Чебодаева Н.Г. в РНП в соответствии со статьей 104 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078, заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия Липиной О.О. принято решение о назначении места, даты и времени заседания комиссии о рассмотрении информации, представленной заказчиком - ГБУЗ РХ "РКПЦ" о включении сведений в отношении ИП Чебочакова Н.Г., в РНП, в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения государственного контракта N М-324/2019 от 03.07.2019 года поставку изделий медицинского назначения (ПЕРЧАТКИ СМОТРОВЫЕ), лот N 30 на 2 полугодие 2019 года (реестровый N 2190100833519000212, извещение N 0380200000119002914).
В связи с этим, были направлены соответствующие письма в адрес Заказчика и Поставщика. Также у ИП Чебочакова Н.Г. запрошены письменные пояснения о причинах неисполнения обязательств по контракту с их обоснованием.
Предприниматель не принимал участие в заседании Комиссии, и письменных пояснений не направлял.
Заказчиком направлены письменные пояснения, в которых указаны обстоятельства дела, а также ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя. Заказчик не настаивает на включении сведений в отношении ИП Чебочакова Н.Г. в РНП.
Ознакомившись с материалами дела, предоставленными доказательствами, пояснениями заказчика, Комиссия Хакасского УФАС России установила следующее.
28.05.2019 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и на электронной торговой площадке ООО "РТС-тендер" размещена информация о проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (ПЕРЧАТКИ СМОТРОВЫЕ), лот N 30 на 2 полугодие 2019 года (извещение N 0380200000119002914).
По результатам данной процедуры в ЕИС размещен Протокол подведения итогов электронного аукциона от 30.12.2019 N0380200000119002914-2-1, согласно которого победителем электронного аукциона признан ИП Чебочаков Н.Г.
03.07.2019 между ИП Чебочаков Н.Г. и ГБУЗ РХ "РКПЦ" заключен государственный контракт N М-324/2019 на поставку изделий медицинского назначения (ПЕРЧАТКИ СМОТРОВЫЕ), лот N 30 на 2 полугодие 2019 года на сумму 42 162,33 рублей.
Пунктом 1. контракта установлено:
1.1 Предметом поставки являются медицинские изделия (далее по тексту Товар) в ассортименте и количестве, определенном в Спецификации (Приложение N1), которая является неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.2. Поставщик обязуется поставить, а Заказчик принять и оплатить Товар согласно условиям Контракта.
В Пункте 5.3 контракта указан срок поставки Товара: ежемесячно, с момента заключения контракта до 31.12.2019 г.
Пунктами 9.3 и 9.4 контракта установлено следующее:
9.3. Расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
9.4. Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.
Пунктом 10.1 контракта установлено, что Стороны устанавливают, что все возможные разногласия, возникшие в ходе исполнения Контракта, должны быть рассмотрены в претензионном порядке. Претензия направляется по факсу (или электронной почте, указанной в Контракте) и одновременно высылается по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Датой получения претензии считается дата ее передачи по факсу (или электронной почте, указанной в Контракте). Срок для ответа на претензию устанавливается 10 (десять) календарных дней со дня ее получения по факсу (или электронной почте, указанной в Контракте), если иной срок не установлен в самой претензии. Ответ на претензию направляется по факсу (или электронной почте, указанной в Контракте) и одновременно высылается по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
21.04.2021 Заказчиком составлена Претензия о ненадлежащем исполнении Поставщиком обязательств по контракту, так как по состоянию на 21.04.2021 товар в адрес Заказчика не поступил. Кроме того, Заказчик требовал уплатить неустойку на сумму 9 296,40 руб. (претензия размещена на ЕИС). Претензия была направлена в адрес Поставщика Почтой России, Заказчиком в материалы дела представлена копия письма возврата.
Вместе с тем, согласно пункта 10.1 контракта, Претензия направляется по факсу (электронной почте) и одновременно высылается по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Отчет о направлении по электронной почте в материалы дела не представлен.
28.05.2021 Заказчиком составлена аналогичная Претензия о ненадлежащем исполнении Поставщиком обязательств по контракту, а также Заказчик выставил неустойку в размере 12 995,85 руб. (претензия размещена на ЕИС). Претензия была направлена в адрес Поставщика Почтой России, Заказчиком в материалы дела представлена копия письма возврата. Отчет о направлении по электронной почте в материалы дела не представлен.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, а также пункта 9.4 Контракта, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с нормами гражданского законодательства.
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 11 части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается, в том числе, информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения. Согласно части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе информация, указанная в пункте 11 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется заказчиками в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.
07.07.2021 в связи с неоднократным нарушением Поставщиком сроков поставки товаров Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N М-324/2019 от 03.07.2019 года на поставку изделий медицинского назначения (ПЕРЧАТКИ СМОТРОВЫЕ), лот N 30 на 2 полугодие 2019 года на основании пункта 9.4 контракта, части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В этот же день Решение об одностороннем отказе размещено в ЕИС.
08.07.2021 года решение об одностороннем отказе направлено в адрес ИП Чебочакова Н.Г. Почтой России. Отчет о направлении по электронной почте в материалы дела не представлен.
12.08.2021 Заказчику вернулось письмо с Решением об одностороннем отказе, таким образом, датой надлежащего уведомления считается 12.08.2021. Следовательно, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым с 23.08.2021 года.
Информация о расторжении государственного контракта размещена Заказчиком в ЕИС 26.08.2021 г.
Таким образом, Заказчиком соблюдена процедура одностороннего отказа от исполнения Контракта.
На основании изложенных обстоятельств дела, Комиссия Хакасского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе в сфере закупок и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Каких-либо письменных пояснений о причинах неисполнения обязательств по Контракту Предпринимателем в адрес Хакасского УФАС России не представлено.
На основании вышеизложенного, и принимая во внимание пояснения Заказчика, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия приходит к выводу об отсутствии оснований для отказа во включении сведений об ИП Чебочакове Н.Г. в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку Поставщик не предпринимал должных своевременных действий по надлежащему исполнению принятых на себя обязательств, согласно государственного контракта N М-324/2019 от 03.07.2019 года поставку изделий медицинского назначения (ПЕРЧАТКИ СМОТРОВЫЕ), лот N 30 на 2 полугодие 2019 года, в том числе с его стороны имеет место быть:
- нарушение сроков поставки товара (Заказчик не получил товар, на который рассчитывал),
- отсутствие предпринимаемых действий по устранению замечаний и недостатков, неоднократно указанных Заказчиком в направляемых Претензиях.
Данные действия (бездействия) Предпринимателя Комиссия антимонопольного органа расценивает как недобросовестные и ненаправленные на достижение результата - надлежащую поставку товара, согласно заключенного контракта.
Таким образом, своим бездействием и отсутствием принятия мер для надлежащего исполнения принятых обязательств, Предприниматель нарушил существенные условия контракта, не обеспечил соблюдение прав Заказчика относительно условий и срока исполнения Контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению контракта, что в свою очередь, влечет наложение на него санкции за недобросовестное исполнение Контракта.
Кроме того, Комиссия антимонопольного органа отмечает, что согласно информации с ЕИС, сведения в отношении ИП Чебочакове Н.Г. уже содержатся в РНП, что ещё раз подтверждает его недобросовестное поведение при исполнении иных государственных и муниципальных контрактов.
В рамках внеплановой проверки установлено следующее.
1. В соответствии с частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системе, для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Объектом закупки является поставка изделий медицинского назначения (перчатки смотровые).
Приказом Минздрава России от 15 октября 2015 г. N 724н утвержден типовой контракт на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.
Данный типовой контракт не был применен Заказчиком, что является нарушением части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 4.5 КоАП лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а поскольку утверждение аукционной документации N ЭА/19-003069 состоялось 28.05.2019 года, то срок давности привлечения к административной ответственности истек.
На основании вышеизложенного, Комиссия Хакасского УФАС России, руководствуясь частями 8, 9, 12, 13 статьи 95, пунктом 11 части 3 статьи 103, статьей 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Включить сведения, представленные государственным заказчиком - ГБУЗ РХ "РКПЦ" в отношении ИП Чебочакова Николая Георгиевича (местонахождение: 655010, г. Абакан, пр. Дружбы Народов, д. 52, оф. 158; ИНН- 190121922507; ОГРНИП-318190100000306) в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Признать государственного заказчика - ГКУЗ РХ "РКПЦ" нарушившим часть 11 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Материалы дела не передавать должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении ввиду истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
Резолютивная часть решения объявлена: 01.09.2021 года.
В полном объеме решение изготовлено: 06.09.2021 года.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таблица,
содержащая информацию в отношении ИП Чебочакова Н.Г. (местонахождение: 655010, г. Абакан, пр. Дружбы Народов, д. 52, оф. 158; ИНН- 190121922507; ОГРНИП-318190100000306)
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||||
23.08.2021 |
26.08.2021 |
25.08.2021 |
0 |
25.08.2021 |
01.09.2021 |
01.09.2021 |
0 |
06.09.2021 |
06.09.2021 |
0 |
0 |
||
Ведущий заседание Комиссии: |
О.В. Широкова |
||||||||||||
Члены Комиссии: |
А.В. Лунёва О.О. Жамбалдоржиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 1 сентября 2021 г. N РНП-19-21-92
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.09.2021