резолютивная часть решения объявлена 10.09.2021 г.
Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствии представителя общества с ограниченной ответственностью "ИНТРА" (далее - заявитель, ООО "ИНТРА"), надлежащим образом извещенного уведомлениями N2432-3/11 от 06.09.2021 г., N2487-3/11 от 09.09.2021 г., в том числе публично, путем размещения в единой информационной системе информации о рассмотрении жалобы ООО "ИНТРА",
при участии представителей Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (далее - заказчик, организатор закупок) рассмотрев жалобу ООО "ИНТРА" на действия заказчика при проведении закупки способом открытого конкурса в электронной форме N0279100000221000108 "Выполнение работ по изготовлению ортопедической обуви для инвалидов в 2021 году" (далее - открытый конкурс в электронной форме, совместный конкурс, конкурс, закупка) дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, с целью недопущения распространения новой коронавирусной инфекции, руководствуясь ст.ст.105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014 г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе,
Установила:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила жалоба ООО "ИНТРА" на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме.
Согласно жалобе заявителя, конкурсная документация утверждена с нарушением требований Закона о контрактной системе, что ущемляет права и законные интересы ООО "ИНТРА" в сфере предпринимательской деятельности. Требования, установленные в конкурсной документации, о предоставлении в качестве оценки контрактов, договоров, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе или Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), ограничивают конкуренцию на соответствующем товарном рынке, а также заявитель обращает внимание на то, что в конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки.
На основании вышеизложенного, заявитель просит приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу; выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования открытого конкурса в электронной форме.
В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, уведомлением были извещены представители ООО "ИНТРА", заказчика, общества с ограниченной ответственностью "РТС-тендер" об отсутствии необходимости присутствия представителей на заседании Комиссии, вместе с тем, сторонам было предложено принять участие в рассмотрении жалобы ООО "ИНТРА" дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, соответствующие инструкции были направлены сторонам.
10 сентября 2021 года от заказчика представлены письменные пояснения относительно доводов жалобы ООО "ИНТРА", согласно которым конкурсная документация составлена в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Установленные критерии оценки соответствуют требованиям действующего законодательства и позволяют выявить наиболее квалифицированного исполнителя контракта. Таким образом, критерии оценки, установленные в конкурсной документации, не препятствуют участию в конкурсе, не предрешают исхода закупки, не создают преимуществ конкретному лицу, а направлены на выбор победителя конкурса, наиболее соответствующего потребностям заказчика. Дополнительно заказчиком на рассмотрение жалобы ООО "ИНТРА" представлен реестр организаций, являющихся потенциальными прецедентами на участие в совместном конкурсе.
Рассмотрение жалобы ООО "ИНТРА" состоялось 09 и 10 сентября 2021 года дистанционно.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ООО "ИНТРА", проанализировав письменные пояснения, представленные заказчиком, выслушав представителей заказчика, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России пришла к следующим выводам.
15.08.2021 г. 10:19 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru организатором закупок опубликован открытый конкурс в электронной форме N0279100000221000108 "Выполнение работ по изготовлению ортопедической обуви для инвалидов в 2021 году" (извещение о проведении открытого конкурса - 15.08.2021 г. 10:19 ч.) для неограниченного круга лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении конкурса и конкурсной документации с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 30 229 264,93 рублей.
В извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме предусмотрено: дата и время начала подачи заявок - 15.08.2021 г. 10:19 ч.; дата и время окончания срока подачи заявок - 06.09.2021 12:00 ч.; дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок - 07.09.2021 г. в 12:00 ч.; дата подачи окончательных предложений - 09.09.2021 г.; дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 10.09.2021 г. в 12:00 ч.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Карачаево-Черкесским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
1. Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (ч.1 ст.54.1 Закона о контрактной системе).
Согласно ч.2 статьи 54.1 Закона о контрактной системе для проведения открытого конкурса в электронной форме заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
На основании ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации N1085 от 28.11.2013 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно п.3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги", а в случаях, предусмотренных п.5 Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла" (п.8 Правил).
В силу п.10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
П.11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п.10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с п.27 Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный ч.16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 ст.34 и ч.56 ст.112 Закона о контрактной системе, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей: а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров); б) общее количество исполненных контрактов (договоров); в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
Согласно конкурсной документации, установлен следующий порядок оценки заявок:
1) цена контракта - значимость критерия 60%, коэффициент значимости 0,6;
2) квалификация участника закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - значимость критерия 40%, коэффициент значимости 0,4.
При этом, согласно конкурсной документации оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" осуществляется с учетом следующих показателей: опыт участника закупки по успешному выполнению работ по изготовлению сложной ортопедической обуви сопоставимого характера и объема, коэффициент значимости - 0,60; обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами, коэффициент значимости - 0,40.
По показателю "Опыт участника закупки по успешному выполнению работ по изготовлению сложной ортопедической обуви сопоставимого характера и объема" оценивается:
- наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ по изготовлению сложной ортопедической обуви сопоставимого характера и объема. Оценивается суммарный объем выполненных работ (а именно выполнение работ по изготовлению сложной ортопедической обуви), исчисляемый в рублях по контрактам, заключенным за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе и исполненных до даты подачи заявки на участие в настоящем конкурсе. При этом, объем выполняемых работ (а именно выполнение работ по изготовлению сложной ортопедической обуви), исчисляемый в рублях, в каждом контракте должен быть не менее 10 000 000 рублей;
- сведения о наличии опыта участника подтверждаются копиями государственных и муниципальных контрактов, контрактов в полном объеме (включая приложения) (с актами выполненных работ /оказанных услуг/ акты сдачи-приемки), заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе, опубликованных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, содержащих сведения об объеме выполненных работ, а также копиями контрактов (договоров) в полном объеме (включая приложения) (с актами выполненных работ /оказанных услуг/ акты сдачи-приемки), заключенных в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", сведения о которых опубликованы на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Требования, установленные в приложении N1 Информационной карты конкурсной документации, по нестоимостному критерию "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", определяемому заключенными в соответствии с Законом о контрактной системе или Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" контрактами (договорами), не противоречат требованиям Закона о контрактной системе и Правилам Постановления Правительства Российской Федерации N1085 от 28.11.2013 г., установлены исходя из реальных потребностей заказчика. Критерии оценки, установленные в конкурсной документации, не препятствуют участию в конкурсе, не предрешают исхода закупки, не создают преимуществ конкретному лицу, а направлены на выбор победителем конкурса лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика. Правовая позиция также подтверждается существующей судебной практикой, в частности, определением Верховного суда Российской Федерации N308-ЭС19-11278 от 11 июля 2019 года, определением Верховного суда Российской Федерации N303-ЭС20-14591 от 08 октября 2020 года.
По показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" оценивается предложение участника закупки по наличию следующих работников в организации: врач-ортопед (врач травматолог-ортопед); инженер-протезист (техник-протезист, техник); модельер колодок (инженер-технолог). К рассмотрению принимаются заявки участников, имеющих работников одновременно всех перечисленных выше профессий.
Требования, установленные в приложении N1 Информационной карты конкурсной документации, по нестоимостному критерию "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", не противоречат требованиям Закона о контрактной системе и Правилам Постановления Правительства Российской Федерации N1085 от 28.11.2013 г.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
2. В ходе внеплановой проверки, проведенной в рамках рассмотрения жалобы "ИНТРА", Комиссией Карачаево-Черкесского УФАС России установлено, что объектом закупки является выполнение работ по изготовлению ортопедической обуви для инвалидов в 2021 году, где заказчик выступает организатором закупок для отдельных субъектов Российской Федерации путем проведения совместного конкурса.
В силу ч.1 ст.25 Закона о контрактной системе при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом о контрактной системе. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.
Организатором совместных конкурса или аукциона выступает уполномоченный орган, уполномоченное учреждение в случае наделения их полномочиями в соответствии со ст.26 Закона о контрактной системе либо один из заказчиков, если таким уполномоченному органу, уполномоченному учреждению либо заказчику другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение совместных конкурса или аукциона (ч.2 ст.25 Закона о контрактной системе).
Для целей проведения двумя и более заказчиками совместных торгов под одними и теми же товарами понимаются товары, которые имеют единые родовые признаки или составляющие комплект таких товаров (п.4 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 28.06.2017 г.).
12 августа 2021 года между заказчиком, Государственным учреждением - Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике, Государственным учреждением - Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия, Государственным учреждением - Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Чеченской Республике, Государственным учреждением - Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия, Государственным учреждением - Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания заключено соглашение о проведении совместного открытого конкурса в электронной форме, где предметом соглашения является проведение совместного конкурса на выполнение работ по изготовлению ортопедической обуви для инвалидов в 2021 году.
Соглашение о проведении совместного открытого конкурса в электронной форме N60 от 12 августа 2021 года содержит все требования, предусмотренные ч.2 ст.25 Закона о контрактной системе.
Исходя из содержания п.3 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г., неправомерность действий заказчика по объединению в один лот 7 субъектов-заказчиков имеет место в случае необоснованного ограничения количества участников конкурса. В подтверждение отсутствия ограничений количества участников конкурса, заказчиком на рассмотрение жалобы ООО "ИНТРА" представлен реестр организаций, являющихся потенциальными прецедентами на участие в совместном конкурсе.
Таким образом, организатором закупок реализовано право, предусмотренное ч.1 ст.25 Закона о контрактной системе, на проведение совместного конкурса, где объектом закупки является выполнение работ по изготовлению товаров, имеющих единые родовые признаки.
3. В соответствии с п.17 раздела I. информационной карты конкурсной документации установлено требование о привлечении к исполнению контракта соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 5 (пяти) процентов от стоимости контракта.
Следовательно, конкурсной документацией предусмотрено обязательное привлечение субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в качестве соисполнителей при исполнении контракта.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Решила:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИНТРА" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 14 сентября 2021 г. N 009/06/106-282/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2021