Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
|
|
|
|
ассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу индивидуального предпринимателя Швецовой Юлии Сергеевны (далее - Заявитель, Индивидуальный предприниматель) (вх. N 5107 от 08.09.2021) на действия аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по изготовлению светоотражающей продукции (закупка N 0366200035621004677) (далее - Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), при участии:
- Нарваевой О.В. - представителя государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение), Аукционной комиссии по доверенности;
- Коротаевой И.М. - представителя общества с ограниченной ответственностью "Фортуна" (далее - ООО "Фортуна", Общество) по доверенности,
- в отсутствие представителей Заказчика, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и способе рассмотрения настоящего дела,
- Индивидуальный предприниматель заявил ходатайство о рассмотрении данного дела в его отсутствие,
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Электронного аукциона.
В своей жалобе Индивидуальный предприниматель указывает, что по результатам проведенной процедуры подведения итогов Электронного аукциона Аукционная комиссия признала победителем Электронного аукциона участника закупки - ООО "Фортуна".
Заявитель считает вышеуказанное решение Аукционной комиссии незаконным и необоснованным, поскольку, по предположению подателя жалобы, Общество в заявке предоставило недостоверные сведения об отсутствии у ООО "Фортуна" недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.
В подтверждение своей позиции Индивидуальный предприниматель ссылается на открытые источники информации (сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" synapsenet.ru), в соответствии с которыми данным хозяйствующим субъектом за 2020 год подана нулевая отчетность. Однако, по утверждению Заявителя, ООО "Фортуна" исполнено за 2020 год 79 контрактов на сумму порядка 9 млн. рублей, что является доходом от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (статья 249 НК РФ) и внереализационные доходы (статья 250 НК РФ) на основании пункта 1 статьи 248 НК РФ.
На основании изложенного Индивидуальный предприниматель утверждает, что ООО "Фортуна" предоставило недостоверные сведения в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Коминтерновскому району г. Воронежа за 2020 год, предоставив недостоверную налоговую декларацию, и, как следствие, недостоверные сведения Аукционной комиссии, что позволило ООО "Фортуна" стать победителем Электронного аукциона.
Представитель Уполномоченного учреждения, Аукционной комиссии, участвующий в заседании Комиссии, не согласился с доводами жалобы Заявителя, считая действия Аукционной комиссии соответствующими требованиям Закона, представил письменные возражения на рассматриваемую жалобу. При этом пояснив, что в силу части 8 статьи 31 Закона Аукционная комиссия вправе, но не обязана, проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7, 8, 9, 11 части 1 настоящей статьи, а также при проведении электронных процедур, запроса котировок требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи. Аукционная комиссия не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи.
В составе второй части заявки участника закупки с идентификационным номером заявки 110409184 (ООО "Фортуна") с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, а также в виде отдельного документа представлена декларации о соответствии ООО "Фортуна" требованию, в том числе предусмотренному в пункте 5 части 1 статьи 31 Закона.
В связи с тем, что участником закупки с идентификационным номером заявки 110409184 (ООО "Фортуна") в составе второй части заявки на участие в закупке представлены все предусмотренные Законом и документацией о закупке информация и документы, Аукционной комиссией принято решение о его соответствии требованиям Закона и документации об Электронном аукционе.
При изложенных обстоятельствах у Аукционной комиссии не имелось правовых оснований для отклонения заявки участника закупки с идентификационным номером 110409184 (ООО "Фортуна"), в частности в связи с несоответствием указанного участника закупки пункту 5 части 1 статьи 31 Закона.
Представитель ООО "Фортуна", участвующий в заседании Комиссии, отрицал наличие у ООО "Фортуна" недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правил внеплановой проверки по вопросу соблюдения Аукционной комиссией требований Закона при проведении Электронного аукциона, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение и документация об электронном аукционе на право заключения контракта на оказание услуг по изготовлению светоотражающей продукции (закупка N 0366200035621004677) (далее - извещение и документация об электронном аукционе) размещены 13.08.2021 в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 398 400,00 рублей.
Контракт по итогам Электронного аукциона на момент рассмотрения настоящего дела Заказчиком не заключен.
Частью 3 статьи 64 Закона определено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Закона.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 31 Закона при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе об отсутствии у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято.
В силу части 5 статьи 31 Закона информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В пункте 15 части I "СВЕДЕНИЯ О ПРОВОДИМОМ АУКЦИОНЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ" документации об электронном аукционе установлено требование к участнику, предусмотренное пунктом 5 части 1 статьи 31 Закона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению.
На основании пункта 2 части 5 статьи 66 Закона вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В пункте 23 части I "СВЕДЕНИЯ О ПРОВОДИМОМ АУКЦИОНЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ" документации об электронном аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать среди прочего декларацию о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Частью 6.1 статьи 66 Закона установлено, что в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3, 5, 8.2 настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
В силу части 1 статьи 69 Закона аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Согласно части 6 статьи 69 Закона заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Частью 7 статьи 69 Закона предусмотрено, что принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Из протокола подведения итогов электронного аукциона от 30.08.2021 следует, что по итогам рассмотрения Аукционной комиссией вторых частей заявок, поданных на участие в данном электронном аукционе, Аукционной комиссий принято решение о соответствии всех заявок, поданных на участие в рассматриваемом Электронном аукционе, требованиям Закона и положениям документации об электронном аукционе; победителем Электронного аукциона признано общество с ограниченной ответственностью "Фортуна" (идентификационный номер заявки 110409184).
Анализ второй части заявки ООО "Фортуна" показал, что в составе заявки данного участника закупки с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки предоставлена декларации о соответствии Общества требованиям части 1 статьи 31, в том числе положению пункта 5 части 1 статьи 31 Закона.
Помимо изложенного, в составе второй части заявки данного участника закупки в виде отдельного файла представлен документ "Декларация", в котором данный хозяйствующий субъект в лице его директора Ковалевой Юлии Сергеевны, действующей на основании Устава, сообщает о своем соответствии требованиям, установленным пунктами 3 - 9, 10 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в частности: "требованию об отсутствии у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.".
Отдельно стоит отметить, что согласно части 8 статьи 31 Закона комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 1 и 7.1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур, запроса котировок) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, и в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации. Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7, 8, 9, 11 части 1 настоящей статьи, а также при проведении электронных процедур, запроса котировок требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи.
Как было указано выше, на основании части 6.1 статьи 66 Закона в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3, 5, 8.2 настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
В свою очередь, из буквального толкования части 8 статьи 31 Закона, следует, что данной нормой предусмотрено право комиссии по осуществлению закупок, а не обязанность проверки документов и информации, указанных, в частности в пункте 5 части 1 статьи 31 Закона, в части их фактического соответствия требованиям документации об электронном аукционе, нормам Закона.
Комиссия обращает внимание подателя жалобы на то, что в соответствии с разъяснениями Министерства экономического развития Российской Федерации (ПИСЬМО от 16 марта 2016 г. N Д28и-712) на основании части 9 статьи 31 Закона отстранение от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляются в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружат, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, 2 статьи 31 Закона, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Проверить факт наличия (отсутствия) задолженности по налогам и сборам в размере, установленном статьей 31 Закона, возможно только путем получения информации от налоговых органов.
Установление балансовой стоимости активов участника закупки, в рассматриваемом случае общества с ограниченной ответственностью за прошедший календарный год не является предметом регулирования Закона.
Помимо изложенного письмом от 5 ноября 2020 г. N 24-02-08/96409 Министерство финансов Российской Федерации сообщило, что " _ Согласно части 8 статьи 31 Закона N 44-ФЗ комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7 - 9, 11 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
Так, проверка участника закупки на соответствие требованиям пунктов 5, 7 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ является правом заказчика.
Основания для отклонения заявок участников закупки установлены положениями частей 9, 10 статьи 31, части 3 статьи 54.5, части 4 статьи 54.7, части 4 статьи 67, части 6 статьи 69, части 3 статьи 82.4, части 18 статьи 83.1 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, при наличии оснований для отклонения заявки, в том числе в случае обнаружения комиссией заказчика несоответствия или предоставления участником закупки недостоверной информации о соответствии требованиям, установленным в соответствии с пунктами 5, 7 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, заказчик обязан в любой момент до заключения контракта отстранить такого участника.
При этом комиссия заказчика самостоятельно принимает решение об отклонении заявки, руководствуясь положениями документации о закупке и Закона N 44-ФЗ . _".
Анализ представленных документов и сведений позволил Комиссии прийти к следующим выводам.
Механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Закона, в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения вышеуказанных публичных интересов (пункт 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 10.06.2020).
Согласно части 9 статьи 105 Закона к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, при рассмотрении жалобы в антимонопольном органе бремя доказывания Законом возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие положения документации об электронном аукционе.
Поскольку подача жалобы заявителем на положения документации об электронном аукционе предполагает, что положениями указанной документации ущемляются права и законные интересы конкретного участника закупки, положение части 9 статьи 105 Закона указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок и, вместе с тем, нарушены права и законные интересы заявителя.
Комиссия констатирует тот факт, что ООО "Фортуна" в составе второй части заявки на участие в закупке представило все предусмотренные Законом и документацией об Электронном аукционе информацию и документы.
При этом из письменных пояснений Уполномоченного учреждения, Аукционной комиссии следует, что Аукционная комиссия на момент рассмотрения заявок на участие в Электронном аукционе не располагала информацией о несоответствии ООО "Фортуна" требованиям пункта 5 части 1 статьи 31 Закона.
Вместе с тем, в нарушение части 9 статьи 105 Закона подателем жалобы не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих доводы Заявителя о том, что по информации из открытых источников в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" synapsenet.ru) у ООО "Фортуна", как на момент подачи заявки на участие в Электронном аукционе, так и на момент рассмотрения заявки победителя Электронного аукциона, числится недоимка по налогам, поскольку подобный сайт не обладает признаками официального, с точки зрения актуальности и полноты размещаемой на нем информации.
Иных допустимых, достаточных доказательств, свидетельствующих о предоставлении Обществом в заявке на участие в Электронном аукционе какой-либо недостоверной информации, Заявителем в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что решение Аукционной комиссии, изложенное в протоколе подведения итогов электронного аукциона от 30.08.2021, является правомерным, а доводы жалобы о нарушении Аукционной комиссией требований Закона необоснованными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Правилами внеплановой проверки, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу индивидуального предпринимателя Швецовой Юлии Сергеевны (вх. N 5107 от 08.09.2021) на действия аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по изготовлению светоотражающей продукции (закупка N 0366200035621004677) не обоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 13 сентября 2021 г. N 071/06/105-808/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2021