Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная приказом Коми УФАС России от 02.08.2021 N 92 "О создании постоянно действующей комиссии по проведению внеплановых проверок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в составе: <__..> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение Муниципального казенного предприятия "Ухтаспецавтодор" муниципального образования городского округа "Ухта" (далее - МКП "Ухтаспецавтодор") от 06.09.2021 N 1711 (вх. от 09.09.2021 N 3958), касающееся рассмотрения вопроса о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Тендер Трейд" (далее - ООО "Тендер Трейд") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 15.03.2021 N 007-ЗК (реестровый номер 3110204828221000018), заключенного по результатам закупки способом запроса котировок в электронной форме "Поставка автомобильных шин", извещение N 0507300000521000007 (далее - контракт, обращение),
при участии:
<__..> - представителя ООО "Тендер Трейд" по доверенности от 08.12.2020 N 10ТТ/20;
<__..> - представителя ООО "Тендер Трейд" по доверенности от 16.09.2021 N 30ТТ/21;
<__..> - представителя ООО "Тендер Трейд" по доверенности от 09.09.2021 N 29ТТ/21,
УСТАНОВИЛА:
Согласно частям 1-2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе МКП "Ухтаспецавтодор" представлено обращение о рассмотрении вопроса о включении сведений об ООО "Тендер Трейд" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
МКП "Ухтаспецавтодор", ООО "Тендер Трейд" о времени, месте, формате рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки надлежащим образом извещены.
МКП "Ухтаспецавтодор" в письме от 13.09.2021 N 1770 (вх. от 13.09.2021 N 4670-э.) просило рассмотреть обращение в отсутствие представителя МКП "Ухтаспецавтодор".
ООО "Тендер Трейд" в письме от 14.09.2021, поступившем в адрес Коми УФАС России посредством сайта solutions@fas.gov.ru (обращение N 33-223109) (вх. от 14.09.2021 N 4694-э.), а также посредством электронной почты (вх. от 15.09.2021 N 4707-э.) заявлено ходатайство о рассмотрении обращения посредством видеоконференцсвязи.
Коми УФАС России указанное ходатайство было удовлетворено, обращение было рассмотрено посредством веб-видеоконференции, о чем стороны были извещены посредством электронной почты.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения обращения отсутствие МКП "Ухтаспецавтодор" не препятствует рассмотрению обращения и проведению внеплановой проверки.
Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта "а" пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.
1. Заказчиком закупки явилось МКП "Ухтаспецавтодор".
Объект закупки: "Поставка автомобильных шин".
Начальная (максимальная) цена контракта - 276 199,98 руб.
Источник финансирования закупки: средства субсидии на возмещение затрат, возникающих в результате содержания, капитального ремонта (ремонта) объектов внешнего благоустройства, расположенных в границах МОГО "Ухта".
Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) 16.02.2021.
По протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме от 05.03.2021 N ПРО1 заявка ООО "Тендер Трейд" признана соответствующей.
По результатам осуществления закупки между МКП "Ухтаспецавтодор" (заказчик) и ООО "Тендер Трейд" (поставщик) 15.03.2021 заключен контракт N 007-ЗК.
Согласно пунктам 1.1-1.3 раздела 1 контракта: "Поставщик обязан поставить Заказчику в установленный настоящим контрактом срок автомобильные шины (далее по тексту - товар) в объеме согласно Приложению к настоящему контракту, а Заказчик обязан принять и оплатить поставленный товар.
Наименование, характеристика, количество товара определяются Приложением к настоящему контракту, являющимся его неотъемлемой частью.
Место поставки товара - Россия, Республика Коми, г. Ухта, ул. Нагорная, 1А".
В соответствии с пунктом 2.1 раздела 2 контракта: "Цена настоящего контракта составляет 211 580,00 рублей (двести одиннадцать тысяч пятьсот восемьдесят рублей 00 копеек), в т.ч. НДС 20%.
Сумма, подлежащая уплате Заказчиком Поставщику, уменьшается на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации Заказчиком".
Пунктами 3.1. 3.2 определен срок действия контракта и срок поставки товара: "Настоящий контракт вступает в силу со дня признания его заключенным в порядке, установленном ч.8 ст.83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N44-ФЗ), и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств.
Срок поставки товара: С даты подписания контракта по 31 декабря 2021 г., по заявкам Заказчика в течение 3 (трех) рабочих дней".
По подпунктам 4.2.1, 4.2.3 пункта 4.2 раздела 4 контракта: "Требовать от Поставщика своевременного и полного выполнения принятых им обязательств по настоящему контракту.
Предъявлять требования за неисполнение или ненадлежащее исполнение Поставщиком условий настоящего контракта, в соответствии с действующим законодательством".
Согласно подпунктам 4.3.1-4.3.2 пункта 4.3 раздела 4 контракта: "Известить Заказчика о точном времени и дате поставки товара телефонограммой или по факсимильной связи. Поставщик обязан немедленно извещать Заказчика по E-mail, факсу, по почте - обо всех обстоятельствах, затрудняющих или делающих невозможным исполнение своих обязательств по поставке товара.
Поставить товар Заказчику в объеме согласно Приложению к настоящему контракту собственным транспортом или с привлечением транспорта третьих лиц за свой счет. Все виды погрузо-разгрузочных работ, включая работы по упаковке товара и работы с применением грузоподъемных средств, осуществляются Поставщиком собственными техническими средствами или с привлечением технических средств третьих лиц за свой счет".
По пункту 5.1 раздела 5 контракта: "Заявка на поставку партии товара подается Заказчиком в письменной форме. Ответственное лицо Заказчика - старший механик Крылов Артем Александрович, 8(912)101-72-07. Поставщик принимает заявку Заказчика и в установленный срок выполняет заявку Заказчика. Поставщик выставляет Заказчику счет на заказанный товар".
Согласно пункту 9.1 раздела 9 контракта: "Расторжение настоящего контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения настоящего контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. При этом факт подписания Сторонами соглашения о расторжении настоящего контракта не освобождает Стороны от обязанностей урегулирования взаимных расчетов".
2. Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В частях 12, 13, 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
3. По письменным пояснениям МКП "Ухтаспецавтодор", изложенным в письме от 06.09.2021 N 1711 (вх. от 09.09.2021 N 3958), в целях исполнения контракта заказчиком - МКП "Ухтаспецавтодор" в адрес ООО "Тендер Трейд" посредством электронной почты направлена заявка от 16.03.2021 с требованием о поставке товара в полном объеме в срок до 22.03.2021.
Письмом от 25.03.2021 N 601 ООО "Тендер Трейд" предложило МКП "Ухтаспецавтодор" рассмотреть возможность замены товара, предусмотренного в контракте.
В связи с неисполнением ООО "Тендер Трейд" заявки от 16.03.2021, МКП "Ухтаспецавтодор" в адрес поставщика направлена претензия от 06.04.2021 N 576, в которой заказчик требовал незамедлительно исполнить свои обязательства по контракту, произвести поставку автомобильных шин в полном объеме, а также оплатить пени за просрочку поставки.
Письмом от 07.04.2021 N 481 ООО "Тендер Трейд" сообщило МКП "Ухтаспецавтодор" об отсутствии на складе автомобильной шины, являющейся предметом контракта, а также о том, что дальнейшее производство таких шин не планируется, в связи со снятием с производства (письмо ООО "Пирелли Тайр Руссия" от 04.12.2020). Также в письме ООО "Тендер Трейд" просило заказчика рассмотреть возможность расторжения контракта по соглашению сторон. В приложении к письму направлено письмо ООО "Пирелли Тайр Руссия" от 04.12.2020.
В ответ на письмо ООО "Тендер Трейд" от 07.04.2021 N 481 МКП "Ухтаспецавтодор" направлена претензия от 08.04.2021 N 624, в которой предложили исполнить обязательства по контракту и произвести поставку необходимого товара от другого производителя, требовало уплатить сумму неустойки, а также указало об отсутствии оснований для расторжения контракта.
В письме от 13.08.2021 ООО "Тендер Трейд" настаивало на расторжении контракта по соглашению сторон и об отсутствии возможности поставки товара, соответствующее контракту.
В связи с неисполнением обязательств по контракту заказчиком - МКП "Ухтаспецавтодор" 18.08.2021 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 19.08.2021 направлено заказчиком по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу ООО "Тендер Трейд", указанному в контракте, посредством электронной почты, а также размещено на официальном сайте.
Таким образом, порядок надлежащего уведомления ООО "Тендер Трейд" об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, регламентированный в части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, МКП "Ухтаспецавтодор" соблюден.
С учетом требования части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, датой надлежащего уведомления ООО "Тендер Трейд" о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта надлежит считать дату получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику указанного уведомления - 30.08.2021 (штемпель на уведомлении с трек-номером 16930055183605).
Согласно статьям 191, 193 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
С учетом требований части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации дата вступления в законную силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта и дата расторжения контракта - 10.09.2021.
В обращении МКП "Ухтаспецавтодор" указало дату расторжения контракта - 05.09.2021, в письме МКП "Ухтаспецавтодор" от 13.09.2021 N 1769 (вх. от 13.09.2021 N 4669-э.; от 16.09.2021 N 4068) - 05.09.2021.
Действие заказчика - МКП "Ухтаспецавтодор" в части неверного исчисления даты вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта и даты расторжения контракта не соответствует требованиям части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
4. По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, изложенному в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.
Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Исходя из пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
ООО "Тендер Трейд" в письме от 14.09.2021 (вх. от 16.09.2021 N 4737-э.) заявлены возражения относительно доводов заказчика, указанных в решении об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из материалов обращения, устных пояснений, озвученных представителями ООО "Тендер Трейд" на заседании Комиссии Коми УФАС России по рассмотрению обращения, следует, что поставка товара не была осуществлена по причине технической ошибки сотрудников, так как были предложены шины, снятые производства, о чем стало известно только после заключения контракта.
В целях надлежащего исполнения контракта ООО "Тендер Трейд" предложило заказчику - МКП "Ухтаспецавтодор" произвести поставку аналогичных шин, однако предложенный аналог заказчика не устроил по техническим характеристикам.
В подтверждение добросовестности ООО "Тендер Трейд" представило в Коми УФАС России:
- объяснительные сотрудников, по причине которых была допущена ошибка, препятствующая исполнению контракта;
- приказы о наложении на сотрудников дисциплинарного взыскания в виде замечания от 30.03.2021;
- реестр исполненных контрактов ООО "Тендер Трейд".
Согласно пункту 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В ходе рассмотрения обращения в действиях заказчика выявлены нарушения требований Закона о контрактной системе при расторжении контракта, ООО "Тендер Трейд" представлены доказательства принятия мер обществом для надлежащего исполнения условий контракта.
Из имеющихся в материалах дела документов и письменной информации не усматривается наличие прямого умысла ООО "Тендер Трейд", направленного на неисполнение контракта. Наоборот, ООО "Тендер Трейд" принимало меры по поставке товара. Неустранимые сомнения относительно вины лица трактуются в пользу этого лица.
Оценив материалы дела, Комиссия Коми УФАС России установила, что ООО "Тендер Трейд" после заключения контракта не уклонялось от его исполнения. Воля хозяйствующего субъекта была направлена именно на исполнение контракта.
В связи с чем, у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют достаточные основания полагать, что ООО "Тендер Трейд" допустило виновное недобросовестное поведение, за которое подлежит применению ответственность в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом установленных обстоятельств, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
1. Отказать МКП "Ухтаспецавтодор" во включении информации об ООО "Тендер Трейд" (ИНН: 1650394594; адрес места нахождения: 423823, Республика Татарстан, город Набережные Челны, проспект Сююмбике, дом 26, офис 402; генеральный директор: <__..>, ИНН <__..>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
2. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - МКП "Ухтаспецавтодор" выявлено нарушение части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в части неверного исчисления даты вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта и даты расторжения контракта.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <__..>
члены комиссии <__..>
<__..>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 16 сентября 2021 г. N РНП-11-166
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2021