Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми в составе: <___> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Республиканский Интинский дом-интернат для престарелых и инвалидов"" (далее - ГБУЗ РК "Республиканский Интинский ДИПИ" от 08.09.2021 N б/н (вх. от 10.09.2021 N 3975), касающееся рассмотрения вопроса о включении сведений об индивидуальном предпринимателе Кызьюровой Анастасии Андреевны (далее - индивидуальный предприниматель) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта от 27.04.2021 (реестровый номер 2110401002021000004), заключенного по результатам осуществления закупки способом электронного аукциона "Выполнение работ по ремонту кровли ГБУ РК "Интинский ДИПИ" по адресу: Республика Коми, г.Инта, ул.Чапаева, д.19", извещение N 0307200030621000579 (далее - контракт, обращение),
без участия сторон - представителей ГБУЗ РК "Республиканский Интинский дом-интернат для престарелых и инвалидов" и ИП Кызъюровой А.А.,
|
|
УСТАНОВИЛА:
Согласно частям 1-2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
ГБУ РК "Республиканский Интинский ДИПИ" представлено обращение о рассмотрении вопроса о включении сведений об индивидуальном предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения договора.
Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
ГБУ "Республиканский Интинский ДИПИ", индивидуальный предприниматель надлежащим образом о времени и месте рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены.
ГБУ РК "Республиканский Интинский ДИПИ" в письме от 14.09.2021 N 198 (вх. от 16.09.2021 N 4071) ходатайствовало о рассмотрении обращения в отсутствие представителя ГБУ РК "Республиканский Интинский ДИПИ".
Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта а) пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.
1. Заказчиком закупки явилось ГБУ РК "Республиканский Интинский ДИПИ".
Объект закупки - "Выполнение работ по ремонту кровли ГБУ РК "Интинский ДИПИ" по адресу: Республика Коми, г. Инта, ул.Чапаева, д.19".
Начальная (максимальная) цена договора - 880 685,00 руб., источником финансирования закупки явились средства бюджетного учреждения, поступившие из республиканского бюджета Республики Коми в виде субсидий на иные цели.
Извещение о проведении аукциона в электронной форме, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) 05.04.2021.
По протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0307200030621000579-3 от 14.04.2021 победителем закупки определен индивидуальный предприниматель.
По результатам осуществления закупки ГБУ РК "Республиканский Интинский ДИПИ" (заказчик) с индивидуальным предпринимателем (подрядчик) 27.04.2021 заключен договор.
По пунктам 1.1-1.6 договора: "Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение работ по ремонту кровли ГБУ РК "Интинский ДИПИ" по адресу: Республика Коми, г. Инта, ул. Чапаева, д. 19, в соответствии со сметной документацией (приложение N1 к Договору), являющейся неотъемлемой частью настоящего Договора.
Договор заключен на основании Протокола подведения итогов электронного аукциона от 14.04.2021 N 0307200030621000579-3.
Место выполнения работ: Российская Федерация, республика Коми, г. Инта, ул. Чапаева, д. 19.
Срок выполнения работ:
Начало выполнения работ - 15 июля 2021 года
Окончание выполнения работ - 13 августа 2021 года.
Работа считается выполненной после подписания уполномоченными представителями сторон акта сдачи-приемки выполненных работ.
Выполняемые работы должны соответствовать сметной документации, требованиям государственных стандартов Российской Федерации в случае, если такие требования предъявляются действующим законодательством Российской Федерации. Используемые материалы должны соответствовать требованиям пожарной безопасности, нормам ГСЭН и сопровождаться копиями сертификатов и санитарно-эпидемиологических заключений на применяемые материалы в случае, если такие требования предъявляются действующим законодательством Российской Федерации".
Согласно подпунктам 3.1.1 - 3.1.2, 3.1.6 - 3.1.10 пункта 3.1 раздела 3 договора: "Подрядчик обязан:
- Выполнить подрядные работы в соответствии со сметной документацией, строительными нормами и правилами, ГОСТ на применяемые материалы, санитарными нормами, в случае если данные требования предъявляются действующим законодательством Российской Федерации, в срок, указанный в п. 1.4 настоящего Договора.
- Обеспечить соответствие материальных ресурсов сметной документации, государственным стандартам и техническим условиям (с приложением сертификатов, и (или) деклараций соответствия, техпаспортов и других документов, удостоверяющих качество), необходимым для исполнения договора, если это предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации.
- Подрядчик обязан нести ответственность перед Заказчиком за надлежащее исполнение работ по настоящему Договору с субподрядными организациями (при наличии).
- Обеспечить выполнение мероприятий по соблюдению правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, охране окружающей среде (на основании Постановления Госстроя РФ от 17.09.2002 N 123 "О принятии строительных норм и правил РФ "Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство. СНИП 12-04-2002").
- Безвозмездно устранить дефекты и недоделки, обнаруженные при сдаче-приемки работ, в течение 10 календарных с даты их выявления.
- До сдачи результата работ нести ответственность за риск случайного уничтожения и/или повреждения имущества Заказчика, кроме случаев, связанных с обстоятельствами непреодолимой силы.
- Обеспечить:
- вывоз в 5-тидневный срок после завершения всех работ и подписания акта о приемке выполненных работ (формы N КС-2), принадлежащих Подрядчику строительных машин и механизмов, оборудования, материалов, временных сооружений, строительного мусора. Производить вывоз строительного мусора с рабочей площадке не реже чем 2 раза в неделю;
- принять меры по нераспространению строительного мусора, пыли по зданию (постоянно проводить влажную уборку места производства работ от строительного мусора, герметично огораживать места работы, где ведутся строительные работы с большим образованием пыли и т.д.).
Пунктом 2.1 договора определена его цена: "Цена Договора составляет 809 596,57 (Восемьсот девять тысяч пятьсот девяносто шесть) рублей 57 копеек, НДС не облагается".
В соответствии с пунктами 10.1 - 10.4 договора: "Договор вступает в силу с даты подписания его Сторонами и действует по 31 сентября 2021 года, а в части гарантийных обязательств и оплаты - до полного исполнения Сторонами обязательств по Договору.
В договор могут быть внесены изменения и дополнения в порядке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Любые изменения и дополнения к Договору имеют силу только в том случае, если оформлены в письменном виде и подписаны обеими Сторонами.
Расторжение настоящего Договора допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Договора от исполнения Договора в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Порядок расторжения Договора в связи с односторонним отказом Стороны Договора от исполнения Договора установлен частями 8-25 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В частях 12, 13, 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
3. По результатам анализа материалов обращения установлено, что индивидуальный предприниматель в установленный договором срок (до 13.08.2021) обязательства по договору не выполнил, к выполнению работ по договору не приступал.
Заказчиком - ГБУ РК "Республиканский Интинский ДИПИ" 05.08.2021 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по причине неисполнения индивидуальным предпринимателем обязательств по договору.
Как следует из материалов обращения, решение заказчика от 05.08.2021 об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено индивидуальному предпринимателю 09.08.2021 по почте заказным письмом с уведомлением, а также размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
Согласно материалам обращения ГБУ РК "Республиканский Интинский ДИПИ" решение заказчика от 05.08.2021 об одностороннем отказе от исполнения контракта индивидуальному предпринимателю посредством электронной почты по адресу, указанному в договоре направлено 09.08.2021.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта получено индивидуальным предпринимателем 22.08.2021, уведомление о вручении получено заказчиком 03.09.2021.
Дата надлежащего уведомления заказчиком подрядчика об одностороннем отказе от исполнения договора - 03.09.2021.
В обращении и на официальном сайте ГБУ РК "Республиканский Интинский ДИПИ" указало дату расторжения договора - 07.09.2021.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 14.09.2021, обращение направлено 10.09.2021, т.е раньше срока вступления в силу.
Действие заказчика - ГБУ РК "Республиканского Интинского ДИПИ" в части неверного исчисления даты вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения договора и даты расторжения договора не соответствует требованиям части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Действие заказчика в части направления в антимонопольный орган обращения ранее установленных сроков противоречит части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Индивидуальный предприниматель направила претензионное письмо ГБУ РК "Республиканский Интинский ДИПИ" от 13.07.2021 с извещением о необходимости изменения или расторжения контракта, так как увеличение по независящим от нее причинам стоимости необходимых для ремонта материалов составляет 584 832 рублей, что приведет ее к убытку в размере 506 559 (пятьсот шесть тысяч пятьсот пятьдесят девять) рублей, а фактически и к банкротству, поскольку превышает предполагаемую прибыль в более чем 6 раз. На это претензионное письмо ГБУ РК "Республиканский Интинский ДИПИ" в письме от 13.07.2021 указал, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, ГБУ РК "Республиканский Интинский ДИПИ" считает требования в увеличении цены контракта до 1 394 788 руб. 45 коп. необоснованными, и просит приступить к выполнению работ.
В письме от 20.07.2021 N 160 ГБУ РК "Республиканский Интинский ДИПИ" уведомляет индивидуального предпринимателя о том, что к выполнению работ индивидуальный предприниматель не приступил, и согласно п. 5.3 договора, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств подрядчика вынуждены потребовать уплаты неустойки (штрафы, пени).
В письме от 20.07.2021 индивидуальный предприниматель предложил расторгнуть договор по соглашению сторон, в связи с невозможностью исполнения контракта.
В претензии от 04.08.2021 N 168 ГБУ РК "Республиканский Интинский ДИПИ" вновь уведомляет о фактах просрочки работ по договору и просит индивидуального предпринимателя приступить к выполнению работ.
В ответе на претензию от 05.08.2021 индивидуальный предприниматель сообщает, что требование об уплате штрафа в размере 5000 рублей является необоснованным. В связи с чем, ИП Кызъюрова А.А. выражает несогласие с данной претензией и считает его не подлежащей исполнению.
Согласно имеющейся в антимонопольном управлении информации в 2021 году произошел резкий скачок цен на стройматериалы.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.
Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Исходя из пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Из имеющихся в материалах дела документов и письменной информации не усматривается наличие прямого умысла ИП Кызъюровой А.А., направленного на уклонение от исполнения государственного контракта или ненадлежащее исполнение.
Исходя из подпункта "в" пункта 15 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Неустранимые сомнения относительно вины лица трактуются в пользу этого лица.
В связи с чем, у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют достаточные основания полагать, что ИП Кызъюрова допустила виновное недобросовестное поведение, за которое подлежит применению ответственность в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Отказать ГБУ РК "Республиканский Интинский ДИПИ" во включении информации об индивидуальном предпринимателе Кызьюровой Анастасии Андреевны, (ИНН <___>; адрес местонахождения: <___>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
2. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - ГБУ РК "Республиканский Интинский ДИПИ", выявлены нарушения части 4 статьи 104 в части направления в антимонопольный орган обращения ранее установленных сроков, части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в части неверного исчисления даты вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения договора и даты расторжения договора.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<___>
<___>
<___>
<___>
<___>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 17 сентября 2021 г. N РНП-11-160
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.09.2021