Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная Приказом Коми УФАС России от 02.08.2021 N 92 в составе: <__..> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Городская больница Эжвинского района г. Сыктывкара" далее - ГБУЗ РК "ГБЭР", заказчик, больница) от 14.09.2021 N 464 (вх. N 4030 от 14.09.2021) о рассмотрении вопроса о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Аллат" (далее - ООО "Аллат", подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения договора от 20.04.2020 N 70 на выполнение работ по капитальному ремонту помещений первого этажа под размещение компьютерной томографии в хирургическом корпусе ГБУЗ РК "ГБЭР",
при участии (посредством видеоконференцсвязи):
<__..> - представителя ГБУЗ РК "ГБЭР" по доверенности от 17.09.2021 N 22;
<__..> - представителя ООО "Аллат" по доверенности от 07.09.2021 N 07/09/21,
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчиком представлено обращение о включении сведений об ООО "Аллат" в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения договора.
ГБУЗ РК "ГБЭР", ООО "Аллат" надлежащим образом о месте и времени рассмотрения обращения извещены.
Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта а) пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.
1.1. Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
По части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
2. Заказчиком закупки способом электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту помещений первого этажа под размещение компьютерной томографии в хирургическом корпусе ГБУЗ РК "ГБЭР" (извещение N 0307200030621000520) явилось ГБУЗ РК "ГБЭР".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 704 320,00 рублей; источником финансирования закупки явились средства бюджетного учреждения за счет средств республиканского бюджета Республики Коми в виде субсидий на иные цели.
Извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) 30.03.2021.
По протоколу подведения итогов электронного аукциона от 09.04.2021 N0307200030621000520-2 4 заявки на участие в электронном аукционе признаны соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе; участники электронного аукциона, подавшие указанные заявки на участие в нем, признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе. Наименьшая цена была предложена ООО "Аллат" (2 144 893,80), ставшим победителем электронного аукциона.
По результатам осуществления закупки, на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 09.04.2021 N0307200030621000520-2 между ГБУЗ РК "ГБЭР" и ООО "Аллат" заключен договор от 20.04.2021 N 70 на выполнение работ по капитальному ремонту помещений первого этажа под размещение компьютерной томографии в хирургическом корпусе ГБУЗ РК "ГБЭР" (далее - договор).
2.1. Согласно пункту 1.1 договора заказчик поручает, а подрядчик обязуется в установленный договором срок в соответствии с условиями договора выполнить работы по капитальному ремонту помещений первого этажа под размещение компьютерной томографии в хирургическом корпусе ГБУЗ РК" Городская больница Эжвинского района г. Сыктывкара" (далее - работы, объект) в соответствии с утвержденной сметной документацией, которая является неотъемлемой частью настоящего договора (Приложение N1), а также проектной документацией, представленной отдельными файлами.
По пункту 1.3 договора срок выполнения работ:
Начало выполнения работ - с даты заключения договора (20.04.2021),
Завершение работ - в течение 60 (шестидесяти) календарных дней с даты заключения договора (20.04.2021).
Согласно подпунктам 2.1.1, 2.1.2 договора к обязанностям подрядчика отнесено выполнение работ, указанных в п. 1.1. договора с надлежащим качеством и в срок, указанный в п. 1.3. договора; обеспечение выполнения работ по договору в соответствии с проектной и сметной документацией.
Заказчик в силу подпункта 2.3.3 договора обязан оплатить работы в соответствии с условиями раздела 3 договора.
В силу подпунктов 2.4.4, 2.4.2 договора заказчик вправе требовать от подрядчика исполнения обязательств по договору; осуществлять контроль за ходом и качеством выполненных работ, качеством используемых подрядчиком материалов соблюдением сроков их выполнения, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика, консультировать подрядчика по вопросам выполнения условий настоящего договора. Запрашивать у подрядчика информацию о ходе и состоянии выполнения работ.
Согласно пунктам 8.1, 8.2 договора его расторжение допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны договора от исполнения договора в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения договора по снованиям, предусмотренным Гражданским Кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
2.2. Дополнительным соглашением от 28.06.2021 N 2 к договору (далее - дополнительное соглашение) срок завершения работ по договору перенесен на 15.07.2021 (включительно).
Согласно Информации о заключенном контракте (его изменении) от 29.06.2021, размещенной в реестре контрактов ЕИС 30.06.2021, причиной изменения условий договора являлась необходимость внесения изменений в проектную документацию, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, на срок, не превышающий срока исполнения контракта.
Указанное предусмотрено пунктом 9 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
2.3. Согласно позиции заказчика, к 15.07.2021 работы подрядчиком не выполнены, что подтверждается Актом N 1 от 15.07.2021 комиссионной приемки, дефектной сметой о выполненных работах от 15.07.2021.
В связи с этим заказчиком было принято решение от 15.07.2021 об одностороннем отказе от заключения договора (далее - решение об одностороннем отказе).
Указанное решение было размещено в ЕИС 19.07.2021.
Решение об одностороннем отказе было направлено ООО "Аллат" по электронной почте 19.07.2021, почтовой связью 16.07.2021, вручено директору ООО "Аллат" <__..> 12.08.2021.
Решение об одностороннем отказе вступило в силу 24.08.2021.
Порядок принятия заказчиком решения об одностороннем отказе соблюден.
3. Как установлено Комиссией Коми УФАС России при демонтаже облицовочной плитки и штукатурки на межкомнатных перегородках выявилась фактическая толщина таких перегородок - 120 мм., тогда как проектом предусмотрено 250 мм.
В связи с указанным стороны заключили дополнительное соглашение, которым срок выполнения работ был перенесен на 15.07.2021.
Кроме того, ООО "Аллат" просило заказчика (письмо от 31.05.2021) внести изменения в том 4 проектно-сметной документации "Отопление и вентиляция" (далее - том 4) в части замены воздухонагревателя водяного на электрический в связи с необходимостью подведения теплоносителя, что не предусмотрено сметой.
Как установлено Комиссией Коми УФАС России, изменения в том 4 в этой части не вносились, доказательства обратного не представлено (в реестре контрактов ЕИС том 4 после внесения изменений в договор содержит прежнюю информацию об установке воздухонагревателя водяного).
Однако это обстоятельство не подтверждает невозможности выполнения остальных работ установленный дополнительным соглашением срок.
Письмом от 07.07.2021 N 01-05/1468 заказчик сообщил подрядчику о том, что работы по договору выполнены лишь на 40 % и с 01.07.2021 работы не ведутся.
15.07.2021 комиссией ГБУЗ РК "ГБЭР" составлен Акт N 1 комиссионной приемки, согласно которому работы по договору ООО "Аллат" не завершены; на текущий момент выполнены демонтажные работы в неполном объеме, остальные работы не производились, дверной проем заложен с нарушениями проектно-сметной документации, строительные материалы на объекте отсутствуют.
Затем заказчиком было принято решение об одностороннем отказе.
ООО "Аллат" в возражениях от 21.09.2021 вх. N 4791-э указало, что о принятии заказчиком решения об одностороннем отказе не уведомлено.
Такой довод опровергается материалами настоящего дела - решение об одностороннем отказе направлялось ООО "Аллат" по электронной почте 19.07.2021, почтовой связью 16.07.2021 (почтовый идентификатор ED127338452RU, вручено адресату 17.08.2021), вручено директору ООО "Аллат" Седых И.М. 12.08.2021.
По мнению ООО "Аллат", изложенному в возражениях от 21.09.2021 вх. N 4791-э, подрядчиком были устранены все недостатки работ.
Вместе с тем, каких-либо письменных доказательств такого довода ООО "Аллат" не представлено.
Представителем ГБУЗ РК "ГБЭР" на заседании Комиссии Коми УФАС России подтверждено, что работы выполнены на сумму 198 000,00 руб., которая будет оплачена заказчиком.
Кроме того, ООО "Аллат" считает (возражения от 21.09.2021 вх. N 4791-э), что ГБУЗ РК "ГБЭР" несвоевременно направило в адрес Коми УФАС России заявление о включении сведений об ООО "Аллат" в РНП, что препятствует внесению сведений о подрядчике в РНП.
Комиссия Коми УФАС России отмечает, что пунктом 15 Правил установлены основания для принятия решения об отказе во включении сведений о хозяйствующем субъекте в РНП, к которым пропуск заказчиком срока на направление в антимонопольный орган соответствующих сведений не отнесен.
3.1. ГБУЗ РК "ГБЭР" в письме от 20.09.2021 N 506 (вх. N 4124 от 20.09.2021) в адрес Коми УФАС России указывает, что в связи с невыполнением ООО "Аллат" ремонта помещений под размещение оборудования у заказчика возникает просрочка исполнения обязательств по другому договору (поставки компьютерного томографа), так как поставщик несет расходы на его содержание.
ГБУЗ РК "ГБЭР" заключен другой договор на выполнение спорных работ, дороже предыдущего в связи с увеличением цен на строительные материалы.
Кроме того, имеющийся у заказчика компьютерный томограф вышел из строя, в связи с чем работающее в режиме "ковидного госпиталя" учреждение вынуждено направлять пациентов, нуждающихся в соответствующем исследовании, в ГУ "КРОД", о чем заключен соответствующий договор (за август 2021 года по нему оказано услуг на 6700,00 руб.).
Вышеуказанных расходов, по мнению заказчика, удалось бы избежать в случае выполнения работ по договору своевременно.
4. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, изложенному в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.
Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Исходя из пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
ООО "Аллат", подавая заявку на участие в электронном аукционе, выразило согласие на выполнение работ на условиях закупки.
Закон о контрактной системе, за исключением прямо указанных в законе случаев, не устанавливает обязанности субъектов предпринимательской деятельности участвовать в процедурах проведения государственных закупок. Однако, принимая участие в таких процедурах соответствующий субъект добровольно принимает на себя обязательства выполнить работы в соответствии и на условиях, предложенных заказчиком.
Приняв на себя обязательства выполнить работы в указанные в контракте сроки и на предложенных условиях, ООО "Аллат" приняло на себя меры и сопутствующие риски, связанные с выполнением работ при том объеме исходных данных, которые на момент заключения контракта передал заказчик, и по той цене, которая указана в контракте. От заключения контракта данное общество не отказалось, что свидетельствует о действительной его воле на заключение контракта на предложенных заказчиком условиях.
Пунктом 15 Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Обстоятельств, указанных в пункте 15 Правил и исключающих внесение сведений об ООО "Аллат" в РНП, Комиссией Коми УФАС России не установлено.
При рассмотрении обращения установлено, что основанием для принятия заказчиком решения послужило ненадлежащее исполнение подрядчиком условий договора, при этом факт такого ненадлежащего исполнения установлен на основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств и подтверждается материалами дела; доказательства, свидетельствующие об обратном, в Коми УФАС России отсутствуют.
Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение исполнителем условий контракта произошло по вине заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий контракта, либо по вине третьих лиц, в материалах обращения отсутствуют, ООО "Аллат" не предоставлено.
На основании вышеизложенного, с учетом существенности допущенных ООО "Аллат" нарушений, непринятием ООО "Аллат" всех возможных мер, направленных на исполнение обязательств по договору, Комиссия Коми УФАС России приходит к выводу, что в действиях ООО "Аллат" усматривается недобросовестное виновное поведение, за которое подлежит ответственность в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами,
РЕШИЛА:
1. Включить представленную ГБУЗ РК "ГБЭР" информацию в отношении общества с ограниченной ответственностью "Аллат" (ИНН 6318034732) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) согласно приложению к решению в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения договора от 20.04.2021 N 70 на выполнение работ по капитальному ремонту помещений первого этажа под размещение компьютерной томографии в хирургическом корпусе ГБУЗ РК "ГБЭР" (реестровый номер контракта 2112101227421000110), заключенного по результатам осуществления закупки способом электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту помещений первого этажа под размещение компьютерной томографии в хирургическом корпусе ГБУЗ РК "ГБЭР" (извещение N 0307200030621000520), сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении общества с ограниченной ответственностью "Аллат" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанной информации на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
Председатель комиссии <__..>
Члены комиссии <__..>
<__..>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 21 сентября 2021 г. N РНП-11-163
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.09.2021