Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю закупок (далее - комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
Членов комиссии:
в присутствии (ВКС):
рассмотрев материалы Заказчика - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Кировской области" о включении сведений об ООО "ДВЕРИ ЛИНК" (далее - Поставщик, Общество) в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
15.09.2021 г. в Кировское УФАС России поступили материалы от ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Кировской области" (далее - Заказчик) о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) об ООО "ДВЕРИ ЛИНК" (далее - Подрядчик) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта от 06.08.2021 года N 426 на поставку замочно-скобяных изделий (извещение N 0840100001021000203).
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) данного материала назначено на 22.09.2021 года. Стороны уведомлены о месте и времени рассмотрения материалов РНП.
Согласно ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением полномочий на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, и по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну, а также закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, для обеспечения федеральных нужд при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта).
Согласно п. 7.10. Приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" территориальный орган в пределах компетенции территориального органа принимает решения о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков).
Порядок ведения Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Приказом Кировского УФАС России N 10 от 23.01.2017 г. "О создании Комиссии по контролю в сфере закупок" полномочия по рассмотрению сведений заказчиков о включении в реестр недобросовестных поставщиков возложены на Комиссию по контролю в сфере закупок.
В силу ч.7 ст.104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик, направил пояснения, в которых указал, что между ООО "ДВЕРИ ЛИНК" и Заказчиком заключен контракт на поставку замочно-скобяных изделий (далее - Контракт).
Срок поставки продукции: в течение 15 (пятнадцати) календарных дней с момента заключения настоящего Контракта (т.е. до 23.08.2021 г.).
16.08.2021 г. Поставщик осуществил поставку товара, однако, он не был принят Заказчиком в связи с несоответствием условиям контракта, в связи с чем 19.08.2021 г. на основании п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик принял решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке, направил его по электронной почте и почтовым отправлением с уведомлением о вручении Поставщику, а также разместил в ЕИС.
Заказчик не настаивает на включении ООО "ДВЕРИ ЛИНК" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), просит рассмотреть материалы по включению в Реестр недобросовестных поставщиков в отсутствие представителя Заказчика.
Согласно пояснениям Поставщик не считает, что допущено существенное нарушение условий контракта, поскольку товар был поставлен надлежащего качества, а по некоторым позициям спецификации был поставлен с улучшенными характеристиками. По непринятым позициям Заказчиком в техническом задании были допущены ошибки. Со стороны Поставщика Заказчику предлагались неоднократно различные варианты взаимодействия и решения возникшей ситуации. ООО "ДВЕРИ ЛИНК" не имело умысла уклоняться от исполнения контракта. Кроме того, Поставщик оплатил все штрафы. На основании изложенного, а также в связи с тяжелой ситуацией для малого бизнеса на рынке, просит не включать ООО "ДВЕРИ ЛИНК" в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения Поставщика, комиссия пришла к следующим выводам.
06.08.2021 года по результатам проведения электронного аукциона (номер извещения 0840100001021000203) между Заказчиком и Поставщиком был заключен контракт N 426 на поставку замочно-скобяных изделий на сумму 38 017,95 руб.
Срок поставки продукции: в течение 15 (пятнадцати) календарных дней с момента заключения настоящего Контракта (пункт 3.2 Контракта). Срок исполнения контракта - 23.08.2021 г.
Согласно Спецификации (Приложение к Контракту) к поставке предлагается товар по 10 позициям (1. замок для дверей; 2. замок для дверей; 3. замок для дверей; 4. замок для дверей; 5. замок для дверей; 6. замок навесной; 7. замок навесной; 8. механизм цилиндровый; 9. механизм цилиндровый; 10. механизм цилиндровый), со страной происхождения товара - Китай.
В силу п. 6.2.5 Контракта Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего Контракта в случае, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Поставщик и/или поставляемая продукция не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и/или документацией о закупке требованиям к участникам закупки и/или поставляемой продукции или представил недостоверную информацию о своем соответствии и/или соответствии поставляемой продукции таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
16.08.2021 г. Поставщиком осуществлена поставка товара в полном объеме. 19.08.2021 г. в ходе приемки товара комиссией Заказчика проведена экспертиза, по результатам которой составлен Акт приемки продукции от 19.08.2021 г., согласно которому продукция не соответствует условиям Контракта, в связи с чем Поставщику было отказано в приемке товара в полном объеме (п. 2.1 - 2.10 Акта приемки указаны основания несоответствия товара по каждому пункту Спецификации).
В силу п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Согласно ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в том числе, в случае если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
19.08.2021 г. Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании ст. 310, 450.1 ГК РФ, п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 6.2.5 Контракта.
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Принятое Решение об одностороннем расторжении Контракта 19.08.2021 г. Заказчиком размещено в ЕИС, направлено на электронный адрес Поставщика, также отправлено заказным письмом с уведомлением по почте России.
16.08.2021 г. Поставщиком осуществлена поставка товара в полном объеме. 19.08.2021 г. в ходе приемки товара комиссией Заказчика проведена экспертиза, по результатам которой составлен Акт приемки продукции от 19.08.2021 г., согласно которому продукция не соответствует условиям Контракта, в связи с чем Поставщику было отказано в приемке товара в полном объеме.
20.08.2021 г. в адрес Заказчика поступило письмо от Поставщика, в котором он указывает, что товар поставлен надлежащего качества, а именно: вместо указанной в Контракте страны происхождения товара - Китай, поставлен товар со страной происхождения Российская Федерация, ссылаясь на п. 1.7 приказа Минфина России от 04.06.2018 г. N 126н, который допускает замену страны происхождения товара, если замененный товар будет со страной происхождения государства-члена Евразийского экономического союза; поставлен товар с улучшенными характеристиками - вместо заявленных трех ключей, поставленный товар имеет 4-5 ключей.
По п. 2.7 и 2.10 акта приемки Заказчиком указано, что страна происхождения товара - Турция, при этом согласно письму от 19.08.2021 г. от ООО "Метро Килит" страной происхождения является - Китай, что соответствует условиям Контракта (копия письма прилагается).
По п. 2.4 и 2.5 Поставщик готов заменить или доукомплектовать цилиндрованными механизмами или расторгнуть контракт по соглашению сторон по данным позициям.
Получив 20.08.2021 г. документ, подтверждающий страну происхождения части поставленного ранее товара (по п. 10 Спецификации к Контракту), комиссией Заказчика составлен Акт приемки продукции от 20.08.2021 г. и осуществлена приемка товара на сумму 3296,85 руб., которая соответствует условиям Контракта. Платежным поручением N446883 от 02.09.2021 г. Заказчик оплатил поставленный товар на сумму 3 296,85 руб.
25.08.2021 г. в адрес Поставщика направлено письмо о согласовании товара на основании приказа Минфина N 126н, просит подготовить дополнительное соглашение в части изменения страны происхождения товара с Китая на Российскую Федерацию по п. 1-3, 8, 9 Спецификации к Контракту.
Также по п. 4,5,7 просит внести изменения в Спецификацию по габаритам и толщине закаленной дужки.
26.08.2021 г. в ответ на данное письмо Заказчик сообщает, что подготовил дополнительное соглашение в части изменения страны происхождения товара, по остальным пунктам указал, что исполнение контракта должно происходить в соответствии с условиями, предусмотренными контрактом, документацией о закупке, изменение существенных условий контракта не допускается. Указанный в обращении товар не является товар с улучшенными характеристиками по сравнению с товаром, предусмотренным Контрактом.
02.09.2021 г. между Заказчиком и ООО "ДВЕРИ ЛИНК" заключено дополнительное соглашение N 1, в котором стороны пришли к соглашению в столбце N 4 "Страна происхождения" п.п 1, 3, 8, 9 таблицы Спецификации вместо слов "Китай" читать "Россия".
Таким образом, Поставщиком поставлен товар на сумму 19930,49 руб., что превышает 50 % цены контракта. Товар принят и оплачен Заказчиком.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 61000061339676 - 02.09.2021 г. вручено адресату почтальоном.
Таким образом, датой надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика, в соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе, является дата получения Заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления - 02.09.2021 года.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
03.09.2021 г. Поставщиком осуществлена поставка товара на сумму 16633,64 руб., в ходе приемки товара комиссией Заказчика проведена экспертиза, по результатам которой составлен Акт приемки продукции от 03.09.2021 г., согласно которому продукция соответствует условиям Контракта, в связи с чем Заказчик подписал счет-фактуру N 56. Платежным поручением N 507171 Заказчик оплатил поставленный товар на сумму 16633,64 руб.
Учитывая, что в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушения условий контракта (поставка товара в полном объеме в соответствии с условиями Контракта), послужившие основаниями для принятия указанного решения, не устранены, Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 19.08.2021 г. в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе вступило в силу 14.08.2021 года, что подтверждается размещенной Заказчиком информацией о расторжении Контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Кировского УФАС России в установленный законом срок - 15.08.2021 г.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт недобросовестного поведения поставщика при исполнении контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N 10-П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
В постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П Конституционным Судом Российской Федерации указано, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
При рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупки антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В свою очередь, в практике рассмотрения гражданских дел, в гражданско-правовой доктрине, в гражданских правоотношениях с "публичным элементом" не определено, что ненадлежащее исполнение либо неисполнение договорных обязательств в любом случае влечет такую меру ответственности как включение в РНП (при том что, независимо от оценки ее правовой природы, таковая может восприниматься как назначенная сверх взыскания убытков и (или) неустойки).
Согласно п.п. в) п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
При рассмотрении материалов РНП о включении ООО "ДВЕРИ ЛИНК" в РНП в качестве добросовестного поведения следует рассматривать поставку товара на сумму 19930,49 руб., что составляет более 50 % от цены контракта. Переговоры с Заказчиком относительно поставки товара с улучшенными характеристиками.
ООО "ДВЕРИ ЛИНК" относится к микропредприятиям, включено в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно информации из ЕИС, ООО "ДВЕРИ ЛИНК" является активным участником закупок и имеет более 100 заключенных контрактов, которые исполнены или находятся в стадии исполнения.
Фактические обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства не подтверждают виновного и недобросовестного поведения со стороны участника закупки, иных доказательств, являющихся безусловным основанием для вывода о наличии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об индивидуальном предпринимателе, заказчиком не представлено.
Руководствуясь ст. 99, ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Кировской области" об ООО "ДВЕРИ ЛИНК" в связи с односторонним расторжением контракта от 06.08.2021 года N 426 на поставку замочно-скобяных изделий (извещение N 0840100001021000203) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с ч.11 ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 22 сентября 2021 г. N 043/06/104-810/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.09.2021