Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.З. Касимовой,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.С. Леонтьевой,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством конференц-связи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ
"О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей: ФГБУ "НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева" Минздрава России К.А. Булаевой (по дов. Nб/н от 19.08.2021), ООО "Медикал Сервис" Д.А. Демидова (по дов. Nб/н от 01.05.2021),
рассмотрев жалобу ООО "Медикал Сервис" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева" Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку кровати медицинской ПНИ (Закупка
N 0373100095221000241) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере
закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NЕИ/56944/21 от 17.09.2021.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
На основании п.1,2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. В составе жалобы Заявитель указывает, что в аукционной документации неправомерно установлено требование к участникам закупки о предоставлении информации о нахождении отдельного вида промышленных товаров в реестре российской промышленной продукции, предусмотренное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление N617), поскольку в рамках данной закупочной процедуры ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в соответствии с постановлением N617 не установлены, что в частности создает разночтения, связанные с требованием предоставить в составе заявки сертификат по форме СТ-1.
В силу п.10 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В силу ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в п.44 информационной карты аукционной документации установлено ограничение допуска медицинских изделий, происходящих из иностранных государств в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление N102).
В соответствии с п. 45 Информационной карты аукционной документации установлено, в частности следующее требование к составу заявки: "...предоставить информацию о нахождении отдельного вида промышленных товаров в реестре российской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи и совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" и согласие с условием о необходимости предоставления на стадии (этапе) исполнения контракта выписки из реестра российской промышленной продукции, формируемой посредством государственной информационной системы промышленности, или копию сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара в форме СТ-1, выдаваемого уполномоченным органов (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза (за исключением Российской Федерации) по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009, и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами", что не предусмотрено постановлением N102. При этом спорное требование является фактическим дублированием п.9 постановления N617, которое в свою очередь не установлено в рамках данной закупочной процедуры.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данный довод жалобы является обоснованным и Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении указанных документов в составе второй части заявки, что нарушает ч.3 ст.14, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе, а так же содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Также Заявитель указывает на то, что Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении в составе заявки отдельной декларации участника аукциона, подтверждающей страну происхождения товара,во исполнение требования приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - приказ N126н).
Согласно п.4 ч.11 ст.105 Закона о контрактной системе жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если по жалобе на те же действия (бездействие) принято решение суда или контрольного органа в сфере закупок.
На заседании Комиссии Управления установлено, что 15.09.2021 Московским УФАС России проведена внеплановая проверка соблюдения ФГБУ "НМИЦ
ССХ им. А.Н. Бакулева" Минздрава России законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при исполнении предписания контролирующего органа по делу N077/06/106-16433/2021 от 15.09.2021.
По результатам проведенной внеплановой проверки по делу N077/06/106-16433/2021 от 15.09.2021 Комиссией Московского УФАС России выявлено, что Заказчиком в нарушение п.2 ч.2 ст.99 Закона о контрактной системе не исполнено надлежащим образом обязательное для исполнения предписание Московского УФАС России об устранении нарушений законодательства о контрактной системе от 16.08.2021 по делу N077/06/106-14243/2021, в частности относительно исключения спорного требования о представлении отдельной декларации, подтверждающей страну происхождения товаров, на основании чего выдано обязательное для исполнения предписание по делу N077/06/106-16433/2021 от 15.09.2021 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
При таких данных, поскольку 15.09.2021 Комиссией Московского УФАС России рассмотрено спорное требование на предмет соответствия законодательству о контрактной системе, в рамках рассмотрения настоящей жалобы довод Заявителя оставлен Комиссией Управления без рассмотрения на основании п.4 ч.11 ст.105 Закона о контрактной системе.
3. Также согласно доводам жалобы Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, вводящие участников закупки в заблуждение, а также препятствующие корректному формированию и подаче заявки на участие в аукционе, поскольку в наименовании показателей применяются формулировки, указывающие на неконкретность значений показателей, в частности Заказчиком применяются в наименовании показателей союзы "и/или", союза "или".
Комиссия Управления отмечает, что союзы и/или", "или" предназначены в настоящей документации для указания вариативной возможности использования требуемого оборудования, что не составляет неконкретное значение и не требует изменения наименования параметров для конкретизации в заявке.
При этом Заявитель также указывает на то, что Заказчиком неправомерно в наименовании показателей применяются формулировки, указывающие на неконкретность значения показателя: "должно быть", "должно", "должен" и т.д., поскольку при сохранении таковых в заявке конкретные значения не декларируется как наличествующие, а указываются как должные к наличию.
Например, в случае оставления участником закупки наименования параметра "длина должна быть" и одновременного указания на значение "1940 мм", совокупное прочтение положений заявки не означает, что фактически участником закупки указанная длина будет обеспечена.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что формулировки в наименовании параметров "должно быть", "должно", "должен" и т.д., установлены в нарушение ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, а так же содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Медикал Сервис" на действия ФГБУ "НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева" Минздрава России обоснованной в части установления неправомерного требования к составу второй части заявки, а также неправомерного использования слов "должно быть", "должно", "должен" в наименовании показателей.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.3 ст.14, ч.6 ст. 66, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. В части обжалования установления требования о предоставлении в составе заявки отдельной декларации участника аукциона, подтверждающей страну происхождения товара, оставить довод Заявителя без рассмотрения в соответствии с п.4 ч.11 ст.105 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председатель Комиссии Л.Н. Харченко
Члены Комиссии А.З. Касимова
А.С. Леонтьева
Исп. Касимова А.З. 8 (495) 784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 22 сентября 2021 г. N 077/06/106-16816/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.09.2021