Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Управления) в составе:
- <_> - руководителя Управления, председателя Комиссии Управления,
- <_> - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
- <_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
при участии:
со стороны подателя жалобы - ООО Центр делового сотрудничества "ГАРАНТИЯ": <_> - представителя по доверенности от 09.07.2021,
со стороны заказчика - Правительства Пензенской области: <_> - представителя по доверенности от 16.09.2021 N1/60Д, <_> - представителя по доверенности от 16.09.2021 N1/61Д,
со стороны уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области: <_> - представителя по доверенности от 23.06.2021 N244,
рассмотрев жалобу ООО Центр делового сотрудничества "ГАРАНТИЯ" на положения документации при проведении открытого конкурса в электронной форме "Участие в обеспечении дополнительного профессионального образования лиц, замещающих выборные муниципальные должности, должности муниципальных служащих по программе повышения квалификации "Вопросы функционирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (извещение N 0155200002221000625 от 07.09.2021 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), проводимого уполномоченным органом - Управлением по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области для нужд заказчика - Правительства Пензенской области, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
13 сентября 2021 года в Пензенское УФАС России поступила жалоба ООО Центр делового сотрудничества "ГАРАНТИЯ" на положения документации при проведении открытого конкурса в электронной форме "Участие в обеспечении дополнительного профессионального образования лиц, замещающих выборные муниципальные должности, должности муниципальных служащих по программе повышения квалификации "Вопросы функционирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (извещение N0155200002221000625 от 07.09.2021 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), проводимого уполномоченным органом - Управлением по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области для нужд заказчика - Правительства Пензенской области.
В соответствии с требованиями статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба была принята и назначена к рассмотрению на 17.09.2021 в 15 часов 00 минут.
Согласно письму ФАС России от 03.04.2020 N ИА/27903/20 ЦА (ТО) ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрении жалоб при проведении закупок в порядке Закона о контрактной системе в дистанционном порядке посредством интернет-видеоконференции, без очного участия представителей субъектов контроля, заявителя, заинтересованных лиц.
По мнению заявителя, документация об электронном конкурсе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, так как заказчиком не установлена возможность представления в качестве подтверждения наличия опыта договоров гражданско-правового характера, заключенных в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в связи с чем критерии оценки заявок на участие в конкурсе по нестоимостному показателю необъективны и не способствуют выявлению лучших условий исполнения контракта.
На рассмотрении жалобы представители заказчика поддержали доводы, изложенные в отзыве на жалобу от 16.09.2021 N185, считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
На заседании Комиссии Управления представитель уполномоченного органа поддержала доводы, изложенные в отзыве на жалобу от 16.09.2021 N433, в соответствии с которым считает жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системы внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.
07.09.2021 Управлением по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области для нужд заказчика - Правительства Пензенской области на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N0155200002221000625 о проведении открытого конкурса в электронной форме "Участие в обеспечении дополнительного профессионального образования лиц, замещающих выборные муниципальные должности, должности муниципальных служащих по программе повышения квалификации "Вопросы функционирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Начальная (максимальная) цена контракта - 282 000,00 руб.
Дата и время начала срока подачи заявок - 07.09.2021 16:12 (МСК).
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 29.09.2021 09:00 (МСК).
Дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок - 30.09.2021 в 10:00 (МСК).
Дата подачи окончательных предложений - 04.10.2021.
Дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 05.10.2021 в 10:00 (МСК).
ИКЗ 212583601099558360100100890018542244.
Согласно части 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Для проведения открытого конкурса в электронной форме заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (часть 2 статьи 54.1 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктами 1, 4, 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, в том числе:
- наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
- предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
- критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1085 от 28.11.2013 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки заявок).
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 4 Правил оценки заявок определено, что в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
- цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
- стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
- предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта" (пункт 8 Правил).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно пункту 11 Правил оценки заявок, для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Согласно пункту 27 Правил оценки заявок показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Пунктом 28 Правил оценки предусмотрено, что оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.
Пунктом 12 первой части информационной карты конкурсной документации установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе:
1. Цена контракта - 40%.
2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - 60%:
Критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации". Коэффициент значимости 0,6 (значимость критерия 60%).
Наименование и показатель критерия оценки заявок |
Значимость показателя, % |
Коэффициент значимости |
Квалификация участника закупки | ||
К1 - опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема (выраженный в суммарном объеме указанных услуг) |
50 |
0,5 |
К2 - опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема (выраженный в количестве обученных слушателей) |
50 |
0,5 |
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки.
Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию "Квалификация участника закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", определяется как сумма оценок в баллах каждого показателя.
2.1. Показатель: опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема (выраженный в суммарном объеме оказанных услуг).
Коэффициент значимости 0,5 (значимость показателя 50%).
Максимальная оценка по показателю -50,0 баллов.
Оценивается предложение участника об исполненных в полном объеме участником контрактов за 2018-2020 годы без нарушений сроков и иных нарушений условий контракта по вине участника (оценивается суммарный объем оказанных образовательных услуг, исчисляемый в рублях).
Под услугами сопоставимого характера и объема понимаются образовательные услуги по тематике программы (-ам) дополнительного профессионального образования, указанной (-ых) в описании объекта закупки (Техническом задании).
Сведения о наличии опыта участника подтверждаются копиями контрактов (с актами оказанных услуг), сведения о которых размещены в реестре контрактов, заключенных заказчиками, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, размещённых на Официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: http://www.zakupki.gov.ru) и составленных по рекомендуемой форме.
Для Заказчика лучшим условием исполнения контракта по показателю "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" выраженный в суммарном объеме оказанных услуг), является наибольшее значение показателя, скорректированное с учетом коэффициента значимости показателя, который составляет 0,5.
2.2. Показатель: Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема (выраженный в количестве обученных слушателей)
Коэффициент значимости 0,5 (значимость показателя 50%).
Рейтинг заявки по критерию оценки рассчитывается путем умножения оценки в баллах, полученной участником закупки по результатам оценки по критерию оценки, на коэффициент значимости критерия оценки.
Сведения подтверждаются копиями контрактов (с актами оказанных услуг), по тематике программы (-ам) дополнительного профессионального образования, указанной (-ых) в описании объекта закупки (Техническом задании) за 2018-2020 годы, сведения о которых размещены в реестре контрактов, заключенных заказчиками, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, размещённых на Официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: http://www.zakupki.gov.ru ) и составленных по рекомендуемой форме.
Для Заказчика лучшим условием исполнения контракта по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема (выраженный в количестве обученных слушателей)", является наибольшее значение показателя, скорректированное с учетом коэффициента значимости показателя, который составляет 0,5.
При рассмотрении жалобы представители заказчика пояснили, что положения конкурсной документации в отношении оценки заявок на участие в конкурсе в части наличия опыта выполнения работ в объеме, сопоставимом с объемом предполагаемых к выполнению работ обусловлены спецификой предмета закупки.
Таким образом, гражданско-правовой договор или договор, заключенный в рамках Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ, нельзя в полной мере отнести к сопоставимым по характеру, т.к. при их исполнении нет той же степени правовой урегулированности, особо строгого соблюдения сроков, применения мер ответственности, предусмотренной Законом о контрактной системе.
Кроме того, в силу правил ведения реестра контрактов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084 по государственными и муниципальными заказчиками публикуются полные сведения о заключении, изменениях, исполнении контрактов, о начислении и об оплате неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением стороной контракта обязательств, предусмотренных контрактом и др., что позволяет заказчику подтвердить предоставленные участниками сведения о наличии опыта.
Представитель Заявителя не согласился с позицией Заказчика и указал, что функционал Единой информационной системы (http://www.zakupki.gov.ru) содержит как реестр контрактов, заключенных в соответствии Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", так и реестр договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Представители Заказчика указали, что реестр договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не содержит информации о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением договора.
Комиссия Управления, изучив положения документации об открытом конкурсе, выслушав доводы Сторон, пришла к тому, что в рассматриваемом случае критерии оценки заявок установлены в соответствии с положениями Правил оценки, при этом в Правилах не установлены специфические условия в отношении контрактов на оказание услуг по программе повышения квалификации.
Понятие услуг сопоставимого характера и объема, содержащихся в подпункте "б" пункта 27 Правил оценки заявок, окончательных предложений участником товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не регламентируется законодательством, поэтому Заказчик самостоятельно устанавливает параметры такой сопоставимости, руководствуясь общими принципами законодательства о контрактной системе. Наличие оспариваемых положений конкурсной документации не является препятствием для подачи заявки на участие в конкурсе.
Согласно части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивает ведение в единой информационной системе реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки (далее - реестр договоров). Порядок ведения указанного реестра, в том числе включаемые в него информация и документы о закупках, сроки размещения таких информации и документов в указанном реестре, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 N 1132 "О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки" (вместе с "Правилами ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки") утверждены Правила ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки.
В соответствии с указанными Правилами информация о начислении и об оплате неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением стороной договора обязательств, предусмотренных договором не подлежит размещению в реестре, что в свою очередь не позволит заказчику достоверно проверить предоставленные участниками сведения о наличии опыта (без нарушений сроков и иных нарушений условий договора).
Кроме того, положения конкурсной документации не содержат основания для отказа в допуске к участию в указанном конкурсе как отсутствие опыта оказания услуг сопоставимого характера. Отсутствие опыта работы не является основанием для отстранения участника закупки от участия в открытом конкурсе, что отвечает требованиям пункта 6 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе.
В рассматриваемом случае закупка проводится посредством открытого конкурса в электронной форме, при котором победителем признается участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
Учитывая изложенное, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности довода жалобы.
В рамках внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
К конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации (часть 3 статьи 54.3 Закона о контрактной системе).
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Порядок определения размера штрафов, предусмотренный статьей 34 Закона о контрактной системе, установлен Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 (далее - Правила определения размера штрафа).
В соответствии с пунктом 11 Правил определения размера штрафа общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
Из пункта 12 Правил определения размера штрафа следует, что общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
Согласно документации о проведении открытого конкурса в проекте государственного контракта установлены следующие условия:
7.4. Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, не может превышать цену Контракта.
7.6. Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, не может превышать цену Контракта.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1011 "О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042" внесены изменения в пункты 11, 12 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063", в соответствии с которыми, слова "начисленной неустойки (штрафов, пени)" заменены словами "начисленных штрафов".
Изменения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1011 не распространяются на закупки, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок до дня вступления в силу настоящего постановления либо приглашения принять участие в которых направлены до дня вступления в силу настоящего постановления, то есть до 14.08.2019.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС 07.09.2021, в связи с чем, названные изменения распространяются на настоящую закупку.
Таким образом, проект государственного контракта, размещенный заказчиком в составе документации об электронном аукционе, содержит условия об общей сумме начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком либо заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не соответствующие положениям пунктов 11, 12 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Частью 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи заказчику предписания о внесении изменений в проект контракта при направлении участнику закупки для подписания в части условий об общей сумме начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами обязательств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.
Оценив материалы дела, выслушав доводы и объяснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО Центр делового сотрудничества "ГАРАНТИЯ" на положения документации при проведении открытого конкурса в электронной форме "Участие в обеспечении дополнительного профессионального образования лиц, замещающих выборные муниципальные должности, должности муниципальных служащих по программе повышения квалификации "Вопросы функционирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (извещение N0155200002221000625 от 07.09.2021 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) проводимого уполномоченным органом - Управлением по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области для нужд заказчика - Правительства Пензенской области, необоснованной.
2. Признать государственного заказчика - Правительство Пензенской области нарушившим требования частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктов 11, 12 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Выдать предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы по жалобе должностному лицу Управления для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
<_>
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
по жалобе N 058/06/106-836/2021
17 сентября 2021 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127
Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
- <_> - руководителя Управления, председателя Комиссии Управления,
- <_> - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии Управления,
- <_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена комиссии Управления,
на основании решения от 17.09.2021 N 058/06/106-836/2021 по результатам рассмотрения жалобы ООО Центр делового сотрудничества "ГАРАНТИЯ" на положения документации при проведении открытого конкурса в электронной форме "Участие в обеспечении дополнительного профессионального образования лиц, замещающих выборные муниципальные должности, должности муниципальных служащих по программе повышения квалификации "Вопросы функционирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (извещение N 0155200002221000625 от 07.09.2021 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) проводимого уполномоченным органом - Управлением по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области для нужд заказчика - Правительства Пензенской области, на основании части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, уполномоченному органу в срок до 29 октября 2021 года устранить нарушения частей 5,8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктов 11,12 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, для чего необходимо:
- внести изменения в проект государственного контракта, направляемого для подписания победителю закупки, в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
2. Оператору электронной площадки в срок до 29 октября 2021 года обеспечить возможность исполнения пункта 1 настоящего предписания.
3. Заказчику, уполномоченному органу, оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и решением от 17.09.2021 N 058/06/106-836/2021.
4. Заказчику, уполномоченному органу, оператору электронной площадки в срок до 01 ноября 2021 года представить в Пензенское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания по электронной почте to58@fas.gov.ru
За невыполнение в установленный срок предписания Пензенского УФАС России предусмотрена административная ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 17 сентября 2021 г. N 058/06/106-836/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.09.2021