Резолютивная часть решения оглашена 21.09.2021
В полном объеме решение изготовлено 24.09.2021
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А.
|
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "ДрагСерВис" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку антикоагулянтов (извещение N 0369600036421000122), при дистанционном участии представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Районная больница п. Бреды" (далее - заказчик) Короткевич Е.А., действующего на основании доверенности N 36 от 08.09.2021,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 15.09.2021 поступила жалоба ООО "ДрагСерВис" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку антикоагулянтов (извещение N 0369600036421000122) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам заказчик 30.08.2021 объявил о проведении аукциона путем опубликования на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 286 958,96 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 07.09.2021 в 23:59.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
Аукционной комиссией неправомерно отклонена заявка ООО "ДрагСерВис".
Представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, представил письменные пояснения, которые поддержал на заседании Комиссии, и указал следующее.
Единой комиссией по осуществлению закупок рассмотрены заявки на участие в электронном аукционе в порядке, установленном статьями 67, 69 Закона о контрактной системе.
Заявка ООО "ДрагСерВис" отклонена на основании пункта 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Так, на официальном сайте Минздрава РФ в разделе "Реестр решений об обращении ЛП во время пандемии" отсутствуют сведения о лекарственном препарате "Гепарин натрия", предлагаемом Обществом к поставке. В связи с этим, к заявке ООО "ДрагСерВис" применены положения Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов и т. д.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Исходя из содержания части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе, аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
Предметом закупки является поставка антикоагулянтов (эноксапарин натрия, гепарин натрия, ацетилсалициловая кислота).
Согласно извещению о проведении аукциона, пункту 19 информационной карты документации об аукционе заказчиком установлены, в том числе ограничения допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов согласно Постановлению Правительства N1289.
Как установлено материалами дела, в закупке участвовало пять участников.
Участником с номером 110480052 (ООО "ДрагСерВис") в первой части заявки к поставке предложены лекарственные препараты "Гепарин Дж" (производство компании "Станекс Драгз энд Кемикалз Пвт.Лтд.", Индия); "Эноксапарин" (производство компании "Станекс Драгз энд Кемикалз Пвт.Лтд.", Индия); "Ацетилсалициловая кислота Медисорб" (производство АО "Медисорб", Россия); "Ацекардол" (производство ОАО "Синтез", Россия).
В составе второй части заявки ООО "ДрагСерВис" представлены регистрационные удостоверения N ЛП-002569 от 07.08.2014, N Р N002019/01 от 11.12.2008, N ЛС-000680 от 24.06.2010 на препараты "Гепарин Дж", "Ацетилсалициловая кислота Медисорб", "Ацекардол". В отношении препарата "Эноксапарин" Обществом в соответствии с пунктом 19 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 441 представлено разрешение на временное обращение серии (партии) лекарственного препарата N RU/2020/20-2-4158927-ВРО-ЛС, подписанное усиленной электронной квалифицированной подписью заместителя Министра здравоохранения РФ.
Согласно протоколу подведения итогов аукциона от 10.09.2021 заявка ООО "ДрагСерВис" отклонена аукционной комиссией на основании пункта 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе (несоответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе).
Исходя из пояснений представителя заказчика, на официальном сайте Минздрава РФ в разделе "Реестр решений об обращении ЛП во время пандемии" отсутствуют сведения о лекарственном препарате "Гепарин натрия", предлагаемом Обществом к поставке. В связи с этим, к заявке ООО "ДрагСерВис" применены положения Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289.
В соответствии с частью 8 статьи 69 Закона о контрактной системе протокол подведения итогов электронного аукциона должен содержать, в том числе решение о соответствии или о несоответствии заявок на участие в аукционе требованиям, установленным документацией о нем, с обоснованием этого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, которым не соответствует участник такого аукциона, положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем и т.д.
Однако в протоколе подведения итогов аукциона от 10.09.2021 отсутствует указание положений аукционной документации, которым не соответствует заявка на участие в нем, а также положений заявки на участие в аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным аукционной документацией. Указанное обстоятельство не соответствует части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Более того, отсутствие сведений о лекарственных препаратах на официальном сайте Минздрава РФ не является основанием для применения ограничений, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, за исключением заявок (окончательных предложений), которые содержат предложения о поставке оригинальных или референтных лекарственных препаратов по перечню согласно приложению, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является один из следующих документов:
а) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами;
б) заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемое Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации".
Согласно материалам дела участником аукциона с номером 110483485 (ООО "Мелетий") к поставке предложены лекарственные препараты "Эниксум" (производство ЗАО "ФармФирма "Сотекс", Россия); "Гепарин натрия" (производство ООО "Велфарм", Россия); "Ацетилсалициловая кислота" (производство ОАО "Фармстандарт-Лексредства", Россия); "Ацекардол" (ОАО "Синтез", Россия).
В заявке участника с номером 110486300 (АО "Областной аптечный склад") содержится предложение о поставке лекарственных препаратов "Эниксум" (производство ЗАО "ФармФирма "Сотекс", Россия); "Гепарин натрия" (производство ООО "Велфарм", Россия); "Ацетилсалициловая кислота Медисорб" (производство АО "Медисорб", Россия); "Ацекардол" (производство ОАО "Синтез, Россия).
Участником с номером заявки 110478539 (ООО "Мартфарм") к поставке предложены лекарственные препараты "Эниксум" (производство ЗАО "ФармФирма "Сотекс", Россия); "Гепарин натрия" (производство ООО "Озон", Россия); "Ацетилсалициловая кислота" (производство ОАО "Борисовский завод медицинских препаратов", Республика Беларусь); "Ацетилсалициловая кислота КАРДИО" (производство АО "АЛИУМ", Россия).
Заявка участника с номером 110477261 (ООО "Биском") содержит предложение о поставке лекарственных препаратов "Эниксум" (производство ЗАО "ФармФирма "Сотекс", Россия); "Ацетилсалициловая кислота КАРДИО" (производство АО "АЛИУМ", Россия); "Гепарин" (производство ФКП "Армавирская биофабрика", Россия); "Ацетилсалициловая кислота" (производство АО "ПФК Обновление", Россия).
Таким образом, заявки участников закупки ООО "Мелетий", АО "Областной аптечный склад", ООО "Мартфарм", ООО "Биском" содержат предложение о поставке товаров, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза (Россия, Республика Беларусь).
Вместе с тем, заявки указанных участников аукциона не содержат предусмотренных пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 документов, подтверждающих страну происхождения лекарственных препаратов, предлагаемых к поставке.
В данном случае, Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 не подлежит применению, поскольку отсутствует совокупность условий, предусмотренных пунктом 1 указанного постановления. Следовательно, у аукционной комиссии отсутствуют правовые основания для отклонения заявки ООО "ДрагСерВис" (номер 110480052).
Однако в нарушение частей 1, 2, 6 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией принято решение об отклонении заявки ООО "ДрагСерВис" (номер 110480052).
По результатам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены следующие нарушения:
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 предусмотрены ограничения допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Закупаемые заказчиком в рамках настоящего аукциона лекарственные препараты "Эноксапарин натрия", "Гепарин натрия", "Ацетилсалициловая кислота" включены в указанный Перечень.
Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 применяется только в том случае, если предметом одного контракта (одного лота) являются включенные в Перечень лекарственные препараты с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием.
Таким образом, включение заказчиком в один лот содержащихся в Перечне лекарственных препаратов приводит к невозможности применения ограничений, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289, и, соответственно, к нарушению национального режима. Аналогичные выводы содержатся в постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда, в решении Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-14960/2017.
В данном случае, действия заказчика не соответствуют части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе, Постановлению Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "ДрагСерВис" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку антикоагулянтов (извещение N 0369600036421000122) обоснованными.
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение частей 1, 2, 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение части 1 статьи 14, части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289.
4. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Е.Б. Черенкова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 24 сентября 2021 г. N 074/06/105-2488/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.09.2021