Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев заявление Отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Прилузскому району (далее - ОМВД России по Прилузскому району) от 17.09.2021 N 41/9148 (вх. от 20.09.2021 N 4136), касающееся рассмотрения вопроса о включении сведений об индивидуальном предпринимателе <_> (далее - индивидуальный предприниматель) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с расторжением государственного контракта N Ф.2021.13 от 23.07.2019 (реестровый номер 11109012609 19 000011), заключенного по результатам осуществления закупки способом электронного аукциона "оказание услуг по уборке служебных помещений административных зданий ОМВД России по Прилузскому району", извещение N 0107100003519000177, по решению Арбитражного суда Республики Коми от 04.08.2021 по делу N А29-2063/2021 (далее - контракт, обращение),
УСТАНОВИЛА:
Согласно частям 1-2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе ОМВД России по Прилузскому району в адрес Коми УФАС России представлено обращение касающееся рассмотрения вопроса о включении сведений об индивидуальном предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с расторжением государственного контракта N Ф.2021.13 от 23.07.2019 по решению Арбитражного суда Республики Коми от 04.08.2021 по делу N А29-2063/2021.
Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
ОМВД России по Прилузскому району, индивидуальный предприниматель надлежащим образом о времени и месте рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены.
Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта а) пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.
1. Заказчиком закупки явилось ОМВД России по Прилузскому району.
Объект закупки - "оказание услуг по уборке служебных помещений административных зданий ОМВД России по Прилузскому району".
Начальная (максимальная) цена контракта - 242 475,72 руб., источником финансирования закупки явились средства федерального бюджета.
Извещение о проведении аукциона в электронной форме, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) 19.06.2019.
По протоколу подведения итогов электронного аукциона от 02.07.2019 победителем закупки определен индивидуальный предприниматель.
По результатам осуществления закупки ОМВД России по Прилузскому району (заказчик) с индивидуальным предпринимателем (подрядчик) 23.07.2019 заключен государственный контракт N Ф.2021.13.
По пунктам 1.1, 1.2, 2.1, 3.1, 7.1 государственного контракта от 23.07.2019 N Ф.2021.13: "Исполнитель" по заданию "Заказчика" обязуется оказать услуги по уборке служебных помещений административных зданий ОМВД России по Прилузскому району, а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги.
Оказание услуг осуществляется "Исполнителем" в соответствии с Техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью контракта (Приложение).
Стоимость услуг по контракту составляет 228 787,62 (двести двадцать семь тысяч семьсот восемьдесят семь) руб. 62 коп. без НДС, с учетом всех расходов, связанных с исполнением контракта, в том числе расходов на материалы (изделия) и оборудование, их перевозку (доставку), спецодежду, инструменты, эксплуатацию автотранспорта и другие эксплуатационные расходы, уплату налогов, таможенных пошлин, сборов и других обязательных платежей.
Стоимость услуг по контракту за один месяц составляет 19065,63 руб.
"Исполнитель" обязан оказать услуги, указанные в Приложении, являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта с соблюдением действующих технических, санитарно-гигиенических нормативов и правил, а также обеспечить соблюдение правил внутреннего распорядка, положения об организации пропускного режима и иных внутренних норм и правил, действующих на территории "Заказчика".
Настоящий контракт вступает в силу с момента подписания государственного контракта но не ранее 01 января 2021 и действует до 31 декабря 2021 года, а в части оплаты и гарантийных обязательств - до полного исполнения Сторонами обязательств, но не позднее 25 декабря 2021 года".
Согласно материалам обращения, условия государственного контракта индивидуальным предпринимателем не исполнялись, уборка служебных помещений административных зданий ОМВД России по Прилузскому району не производилась.
ОМВД России по Прилузскому району в связи с неисполнением индивидуальным предпринимателем обязательств по государственному контракту в адрес индивидуального предпринимателя направлялись претензия от 12.01.2021 N 41/277 о необходимости выполнения условий контракта, требование от 29.01.2021 N 41/840 об уплате штрафа в связи с неисполнением условий контракта и намерении обратиться в Арбитражный суд Республики Коми.
Нарушение условий государственного контракта явилось основанием для обращения ОМВД России по Прилузскому району в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением о расторжении контракта и взыскании штрафа (дело N А29-2063/2021).
Арбитражный суд Республики Коми в ходе рассмотрения дела N А29-2063/2021 пришел к выводу, что "значительное нарушение сроков оказания услуг свидетельствует о существенном нарушении исполнителем принятых на себя обязательств и применительно к подпункту 1 пункта 2 статьи 450 ГК РФ является достаточным основанием для расторжения контракта".
Арбитражный суд Республики Коми, рассмотрев дело N А29-2063/2021 по иску ОМВД России по Прилузскому району к индивидуальному предпринимателю о расторжении контракта и взыскании штрафа, принял решение об удовлетворении исковых требований, в том числе о расторжении государственного контракта N Ф.2021.13 от 23 июля 2019.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.08.2021 по делу N А29-2063/2021 вступило в законную силу 07.09.2021.
2. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.
Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
При участии в электронном аукционе индивидуальный предприниматель должен был осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий при отказе от исполнения взятых на себя обязательств при заключении контракта.
В разделе III Правил регламентирован порядок рассмотрения обращения органом контроля и основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо об отказе в таком включении.
Основания для отказа во включении сведений об индивидуальном предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), установленные в разделе III Правил, отсутствуют.
По мнению Комиссии Коми УФАС России, индивидуальным предпринимателем допущено виновное недобросовестное поведение, за которое предусмотрена ответственность в виде включения информации о данном индивидуальном предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом установленных обстоятельств, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, подп. б) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
1. Включить представленную ОМВД России по Прилузскому району информацию в отношении индивидуального предпринимателя <_>, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) согласно приложению к решению в связи с расторжением государственного контракта N Ф.2021.13 от 23.07.2019 (реестровый номер 11109012609 19 000011), заключенного по результатам осуществления закупки способом электронного аукциона "оказание услуг по уборке служебных помещений административных зданий ОМВД России по Прилузскому району", извещение N 0107100003519000177, по решению Арбитражного суда Республики Коми от 04.08.2021 по делу N А29-2063/2021, сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанной информации на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
3. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - ОМВД России по Прилузскому району, нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 27 сентября 2021 г. N РНП-11-167
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.09.2021