Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "МД-Консалтинг" (далее - Заявитель), уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 29425-ЭП/21 от 16.09.2021) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по обеспечению функционирования системы приема опасных отходов от населения Санкт-Петербурга (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 08.09.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200001621000047. Начальная (максимальная) цена контракта - 9 676 264, 42 рублей.
В жалобе ООО "МД-Консалтинг" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении ненадлежащего требования к участникам закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласился и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителя Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В силу требований п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Частью 3 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч.ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки.
Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.
Учитывая изложенное, при подтверждении соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, участник закупки представляет указанные в документации о закупке документы и сведения самого участника закупки, а не иных юридических лиц, с которыми участник закупки осуществляет совместную деятельность.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации N 271-ПЭК18 от 12 ноября 2018 г., в котором указано, что последующее возможное привлечение соисполнителей оказываемых услуг не подтверждает соответствие заявки участника требованиям аукционной документации и возможность его участия в аукционе, поскольку ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлены требования к участникам закупки, а не к соисполнителям.
В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Согласно Приказу Росприроднадзора от 29.05.2020 N 585 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности", лицензии оформляются на бланках, являющихся документами строгой отчетности и защищенных от подделок полиграфической продукцией, по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2001 г. N 826 "Об утверждении типовой формы лицензии" (Собрание законодательства Российской Федерации 2011, N 42; ст. 5924).
Также указанным Приказом установлено, что неотъемлемой частью лицензии (переоформленной лицензии) является перечень отходов I - IV классов опасности, с которыми разрешается осуществлять деятельность в соответствии с конкретными видами обращения отходов I - IV классов опасности, из числа включенных в название лицензируемого вида деятельности (с указанием наименования видов отходов согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. N 242 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 июня 2017 г., регистрационный N 47008), класса опасности, места осуществления деятельности), который оформляется в виде приложения к лицензии (переоформленной лицензии).
Таким образом, Комиссия УФАС констатирует, что лицензия на право осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности по мимо прочего должна содержать наименования видов отходов согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. N 242, в отношении которых лицензиат вправе осуществлять свою деятельность.
Анализ аукционной документации показал, что в разделе 12 документации Заказчиком установлено требование о наличии у участника действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору и транспортированию отходов I, II, III и IV классов опасности.
Требование установлено в соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности".
При окончании срока действия лицензии до исполнения обязательств по контракту участник конкурса в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязан обеспечить переоформление действующей лицензии.
Также Заказчиком определено, что в подтверждение соответствия участника закупки требованиям, установленным в порядке п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, участник закупки обязан представить в составе второй части заявки сведения о регистрационном номере лицензии и дате ее предоставления в виде одного из следующих документов, содержащих сведения действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору и транспортированию отходов I, II, III и IV классов опасности:
- выписки из реестра лицензий по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования или ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий";
- копии акта лицензирующего органа о принятом решении;
- копии собственной действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору и транспортированию отходов I, II, III и IV классов опасности.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае Заказчиком не определены наименования видов отходов согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. N 242, в отношении которых участник закупки должен представить соответствующую лицензию.
Иными словами, исходя из установленного Заказчиком требования, участник закупки для участия в аукционе должен по мимо прочего обладать исключительно действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору и транспортированию отходов I, II, III и IV классов опасности, вне зависимости от наименования видов отходов согласно Федеральному классификационному каталогу отходов указанных в лицензии.
Таким образом, указанное обстоятельство допускает возможность участия в рассматриваемой закупке лиц, не имеющих права на осуществление деятельности по сбору и транспортированию отдельных видов отходов, входящих в объект закупки.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащего требования к участникам закупки, не позволяющем в полной мере определить их соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности.
2. При этом, Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленное нарушение повлияло на права и законные интересы Заявителя и повлияло на результаты закупки.
Таким образом, в соответствии с п. 3.35 Административного регламента, Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что оно повлияло на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 59, 64, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МД-Консалтинг" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч .1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что оно повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 сентября 2021 г. N 44-4293/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.09.2021