Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
ГБОУ СОШ N 305 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей:
ООО "Исследовательский центр экспертиз и качества строительства" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 29996-ЭП/21 от 21.09.2021) на действия ГБОУ СОШ N 305 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (Заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по техническому обследованию несущих и ограждающих конструкций, инженерных сетей здания с оценкой их эксплуатационной надежности в ГБОУ средняя школа N305 Фрунзенского района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, улица Будапештская, дом 4, корпус 2, литер А в 2021 году (извещение N 0372200015421000008) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 14.09.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), номер извещения 0372200015421000008. Начальная (максимальная) цена контракта - 843 292,00 рубля.
В жалобе ООО "Исследовательский центр экспертиз и качества строительства" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неверном установлении требований к участникам закупки и составу второй части заявки на участие в аукционе.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В силу ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки.
Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.
Учитывая изложенное, при подтверждении соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, участник закупки представляет указанные в документации о закупке документы и сведения самого участника закупки, а не иных юридических лиц, с которыми участник закупки осуществляет совместную деятельность.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации N 271-ПЭК18 от 12 ноября 2018 г. в котором указано, что последующее возможное привлечение соисполнителей оказываемых услуг не подтверждает соответствие заявки участника требованиям конкурсной документации и возможность его участия в конкурсе, поскольку ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлены требования к участникам закупки, а не к соисполнителям.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ЕИС установлены единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ:
Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо - участники закупки, должны являться членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования и в области инженерных изысканий. Саморегулируемая организация, членами которой являются указанные выше участники закупки, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, сформированный в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса РФ. Совокупный размер обязательств участника закупки - индивидуального предпринимателя или юридического лица, по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ.
В рассматриваемом случае объектом закупки являются услуги по осуществлению исследования на выявление работ по техническому обследованию несущих и ограждающих конструкций, инженерных сетей здания с оценкой их эксплуатационной надежности в ГБОУ средняя школа N305 Фрунзенского района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, улица Будапештская, дом 4, корпус 2, литер А в 2021 году.
В жалобе Заявитель сообщает, в том числе, следующие:
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ: "Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом".
Частью 4 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно Перечню видов инженерных изысканий, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. N 20 "Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства" (письмо Минстроя РФ N 38887-ЛС/02 от 20.09.2018 года): "работы по обследованию строительных конструкций являются специальным видом инженерных изысканий", а также "работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений, выполняемых по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, могут выполняться только членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий".
Таким образом работы по обследованию строительных конструкций не являются работами по подготовке проектной документации, а являются специальным видом инженерных изысканий.
Частью 2 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено частью 2.1 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В целях реализации права, предусмотренного ст. 65 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 года, на разъяснение положений документации электронного аукциона, Заявителем жалобы был подан запрос. Ответ Заказчика указывает на следующее: "процесс обследования строительных конструкций зданий и сооружений представляет собой единое целое с процессом проектирования как реконструируемых, так и вновь возводимых объектов капитального строительства, а значит, и работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений должны выполняться и выполняются проектными организациями, являющимися членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования". В своем ответе Заказчик ссылается на Свод Правил 13-102-2003 "Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений". Однако данный Свод правил регламентирует общий порядок подготовки, проведения и оформления результатов обследований несущих строительных конструкций зданий и сооружений и оценки их технического состояния. То есть СП 13-102-2003 не устанавливают требования к лицам, осуществляющим работы по договорам о выполнении инженерных изысканий.
Исходя из вышеизложенного требование Заказчика о наличии у участника закупки членства в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования не соответствует требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, что в свою очередь, ограничивает конкуренцию, так как ведет к отказу от участия в закупке потенциальных участников - членов саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, не являющихся при этом членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, поскольку работы по инженерным изысканиям и работы по проектированию - это два разных самостоятельных вида профессиональной деятельности.
Изучив представленные документы и сведения, Комиссия УФАС находит действия Заказчика, установившего в документации об аукционе излишние требования составу заявки на участие в закупке нарушают ч. 6 ст. 31 (с п. 2 ч. 1 ст. 64) Закона о контрактной системе.
2. Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 31, 33, 64, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Исследовательский центр экспертиз и качества строительства" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 31 (п. 2 ч. 1 ст. 64) Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
ГБОУ СОШ N 305 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Будапештская ул., 8/3,
Санкт-Петербург, 192242
тел.: 7-812-7054643
АО "Сбербанк - Автоматизированная
система торгов"
Большой Саввинский пер., д. 12, стр. 9,
Москва, 119435
факс: +7 (495) 787-29-98
ООО "Исследовательский центр экспертиз и качества
строительства"
ул. Садовая, д. 121, лит. А, пом. 53, оф. 2.9,
г. Санкт-Петербург, 190121
тел.: 89218697165
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о закупках
по делу N 44-4371/21
27.09.2021 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
на основании своего решения по делу N 44-4371/21 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. ст. 2, 64, 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - ГБОУ СОШ N 305 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, аукционной комиссии устранить нарушения ч. 6 ст. 31 (п. 2 ч. 1 ст. 64) Закона о контрактной системе и с этой целью:
- рассмотреть вторые части заявок на участие в аукционе с номером извещения 0372200133121000321 в соответствии с Законом о контрактной системе;
- завершить процедуру закупки с номером извещения N 0372200133121000321 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику, аукционной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 15.10.2021.
3. Оператору электронной площадки - АО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов":
- обеспечить Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение должностным лицом заказчика, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание контролирующего органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 сентября 2021 г. N 44-4371/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.09.2021