Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей СПб ГБУЗ "Городская наркологическая больница" (далее - Заказчик):,
в отсутствие представителей ИП Кузнецов О.М. (далее - Заявитель) уведомленных о заседании Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 29855-ЭП/21 от 21.07.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту помещений наркологического кабинета Колпинского района СПб ГБУЗ "ГНБ" с заменой систем ОС, ТС, СВН и СКУД (извещение N 0372200075021000095) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 31.08.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200075021000095.
Начальная (максимальная) цена контракта - 20 727 039, 42 рубль.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились, в:
- установлении ненадлежащего критерия оценки заявок;
- в неправомерном выборе способа определения исполнителя (поставщика);
- опубликовании документации в формате, затрудняющем ознакомление с требованиями к товарам.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно извещению о проведении Конкурса, Конкурсной документации, объектом закупки является выполнение работ по ремонту помещений.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
В силу ч. 4 ст. 54.4. Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать:
1) согласие участника открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки при установлении в конкурсной документации критерия, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
3) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.
Из анализа конкурсной документации следует, что в п. 19.8 информационной карты установлены следующие требования к содержанию первой части заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме:
"19.8. Первая часть заявки должна содержать:
1) согласие участника открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) предложение участника открытого конкурса в электронной форме
о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки при установлении в конкурсной документации критерия, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 32 Федерального закона 44-ФЗ. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
3) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.
В первой части заявки на участие в конкурсе в электронной форме не допускается указание сведений об участнике конкурса в электронной форме, подавшем заявку на участие в таком конкурсе, а также сведений о предлагаемой этим участником конкурса в электронной форме цене контракта".
Из вышеуказанного пункта конкурсной документации следует, что документацией предусмотрено требование о предоставлении участниками конкретных показателей товаров, требующихся к поставке Заказчику при выполнении работ.
Требования к поставляемым товарам, при выполнении закупаемых работ установлены Заказчиком в Приложении N 4 к Техническому заданию конкурсной документации.
Так, вышеуказанное приложение содержит требования к конкретным показателям товара "Требования к показателям, характеристикам товаров, поставляемых заказчику при выполнении работ".
Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст утвержден "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (далее - ОКПД 2).
В ОКПД 2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код состоит из 2 - 9 цифровых знаков, и его структура может быть представлена в следующем виде:
XX |
класс |
XX.X |
подкласс |
XX.XX |
группа |
XX.XX.X |
подгруппа |
XX.XX.XX |
вид |
XX.XX.XX.XX |
категория |
XX.XX.XX.XXX |
подкатегория |
Описанному по позиции 7 "Светильник" в Приложении N 4 к Техническому заданию конкурсной документации в соответствии с ОКПД 2 соответствует вид 27.40.39.113 - "Светильники и устройства осветительные прочие, не включенные в другие группировки, предназначенные для использования со светодиодными лампами и прочими светодиодными источниками света".
В силу ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно ч.2 ст. 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенные в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р утвержден "Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок, которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)" (далее - Перечень Распоряжения N 471-р).
Перечень Распоряжения N 471-р включает в себя класс по ОКПД 2 27 "Оборудование электрическое".
Согласно вышеописанной структуре класс по ОКПД 2 27 "Оборудование электрическое" включает в себя подкатегорию 27.40.39.113 - "Светильники и устройства осветительные прочие, не включенные в другие группировки, предназначенные для использования со светодиодными лампами и прочими светодиодными источниками света", т.е. товары, соответствующие вышеприведенным товарным позициям в Приложении N 2 4 Техническому заданию конкурсной документации.
В соответствии с письмом ФАС от 13.03.2019 г. N ИА/19176/19 в случае если в предмете закупки содержатся услуги (товары, работы), включенные и не включенные в Перечень, заказчик в соответствии с частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе осуществляет закупку путем проведения электронного аукциона.
Комиссия УФАС, учитывая, что товар N 7 "Светильник", поставка, которого предусмотрена конкурсной документации, включен в Перечень Распоряжения N 471-р, приходит к выводу о том, что рассматриваемая закупка должна осуществляться путем проведения электронного аукциона.
На основании изложенного, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме вместо электронного аукциона, нарушают ч. 2 ст. 59 (ч. 5 ст. 24) Закона о контрактной системе.
2. Относительно довода Заявителя о ненадлежащем порядке оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", Комиссия УФАС отмечает следующее.
Как указал Заявитель в своей жалобе, конкурсная документация содержит инструкцию по представлению участниками закупки сведений о качественных, функциональных и экологических характеристиках объекта закупки.
В соответствии с ч. 4 ст. 54.4 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать:
1) согласие участника открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки при установлении в конкурсной документации критерия, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
3) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.
Пунктом 16.4 конкурсной документации предусмотрен порядок оценки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки":
16.4. Оценка заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Оценка заявок осуществляется с использованием следующих показателей, указанных в следующей таблице:
п/н показателя |
Показатели оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" |
Коэффициент значимости показателя (КЗ) |
1. |
Качество товаров (качество работ, качество услуг) |
1 |
Для расчета рейтинга заявки (предложения) по показателю, баллы, присуждаемые этой заявке, умножаются на соответствующую указанному показателю значимость.
Рейтинг в баллах, присуждаемый i-ой заявке по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", определяется по формуле:
НЦБi1 = НЦБi1.1 0,1, где:
НЦБi1.1 - количество баллов, присуждаемых i-ой заявке по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)", умноженное на коэффициент значимости показателя.
Максимальное значение показателя составляет 100 баллов.
В рамках критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", показатель "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" предметом оценки являются предоставляемые участниками характеристики товаров (материалов), используемых при выполнении работ по данной закупке, требования к которым установлены Заказчиком в Приложении N3 к конкурсной документации.
Для определения предложения участника конкурса по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)", Заказчиком установлены оцениваемые характеристики товаров (материалов) в Приложении N3 к конкурсной документации с использованием слов/словосочетаний/символов, указанных в составе настоящего порядка оценки по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Оценка заявки по характеристикам осуществляется на основании информации, предоставленной участником конкурса в составе своей заявки по форме "Оцениваемые характеристики товаров (материалов)": сведений о значениях оцениваемых характеристик товаров (материалов), используемых при выполнении работ по данной закупке, требования к которым установлены Заказчиком в Приложении N3 к конкурсной документации.
В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" комиссией Заказчика присваиваются баллы, в соответствии предложенной участником конкурса в форме "Оцениваемые характеристики товаров (материалов)".
Количество баллов, присуждаемых предложению участника конкурса, определяется следующим образом:
Уровень шкалы |
Предоставление предложения |
Количество баллов |
1. |
Сведения не предоставлены и/или предоставлена недостоверная информация и/или предоставлена информация несоответствующая требованиям конкурсной документации. |
0 |
2. |
Предоставлены сведения по используемым товарам (материалам) локальных смет N01 и N02. Не предоставлены сведения по остальным товарам (материалам) и/или предоставлена недостоверная информация и/или предоставлена информация несоответствующая требованиям конкурсной документации. |
30 |
3. |
Предоставлены сведения по всем используемым товарам (материалам), соответствующие требованиям конкурсной документации и действующим в РФ нормам и правилам. |
100 |
Для расчета рейтинга заявки (предложения) по критерию оценки баллы, присуждаемые этой заявке, умножаются на соответствующую указанному критерию значимость.
Отсутствие в составе заявки участника конкурса формы "Оцениваемые характеристики товаров (материалов)" или предоставление предложения участника по данному показателю не в соответствии с требованиями порядка оценки по настоящему показателю не является основанием для отклонения заявки участника конкурса.
Форма "Оцениваемые характеристики товаров (материалов)"
N п/п |
Наименование товара (материала)/ Номер государственного(-ых) стандарта(-ов), которому(-ым) соответствует товар (материал) |
Качественные, функциональные и экологические характеристики товаров (материалов) |
1 |
2 |
3 |
1. |
|
|
2. |
|
|
При предоставлении в составе заявки в форме "Оцениваемые характеристики товаров (материалов)" информации о значениях оцениваемых характеристик товаров (материалов), требования к которым установлены Заказчиком в Приложении N3 к конкурсной документации "Требования к качественным, функциональным и экологическим характеристикам товаров (материалов)" (далее - Требования), участники конкурса должны руководствоваться следующим порядком предоставления сведений о значениях оцениваемых характеристик товаров (материалов) (инструкция по предоставлению сведений о значениях оцениваемых характеристик товаров (материалов) в форме "Оцениваемые характеристики товаров (материалов)":
Приоритетность требований инструкции соответствует порядку их указания в ней (от менее приоритетных к более приоритетным, от общих правил к исключениям из них).
- В случае установления (определения) Требованиях соответствующего минимального значения показателя товара (с использованием слов и (или) символов - признаков минимальности: минимум, не менее, не меньше, не ниже, не хуже, ) участником закупки должно быть представлено конкретное количественное (числовое) значение такого показателя товара не меньшее установленного минимального значения указанного показателя товара, выраженное в единицах измерениях, определенных в Требованиях относительно указанного показателя товара, не содержащее вышеуказанные слова и символы. Требование "не хуже" следует трактовать в общепринятом смысле, то есть не математически, а в сторону улучшения потребительских свойств товара (например, при требовании "не хуже IP33" следует указать такое же или более высокое значение IP, а при требовании "не хуже 2 сорта" следует указать такой же или более лучший сорт).
- В случае установления (определения) в Требованиях соответствующего максимального значения показателя товара (с использованием слов и (или) символов - признаков максимальности: максимум, не более, не больше, не выше, ) участником закупки должно быть представлено конкретное количественное (числовое) значение такого показателя товара, не превышающее установленного в Требованиях максимального значения указанного показателя товара, выраженное в единицах измерениях, определенных в Требованиях относительно указанного показателя товара, не содержащее вышеуказанные слова и символы.
- В случае установления (определения) в Требованиях соответствующего минимального значения показателя товара, (с использованием слов и (или) символов - признаков минимальности: выше, более, >, не ) участником закупки должно быть представлено конкретное количественное (числовое) значение такого показателя товара превышающее значение, установленного в Требованиях значения указанного показателя товара, выраженное в единицах измерениях, определенных в Требованиях относительно указанного показателя товара, не содержащее вышеуказанные слова и символы.
- В случае установления (определения) в Требованиях соответствующего максимального значения показателя товара (с использованием слов и (или) символов - признаков максимальности: менее, ниже, <, не ) участником закупки должно быть представлено конкретное количественное (числовое) значение такого показателя товара меньше значения, установленного в Требованиях значения указанного показателя товара, выраженное в единицах измерениях, определенных в Требованиях относительно указанного показателя товара, не содержащее вышеуказанные слова и символы.
- В случае установления (определения) в Требованиях и минимального и максимального значений конкретного числового показателя товара (с использованием комбинаций признаков минимальности и максимальности, разделенных ";" в любом порядке: минимум _ - (и, но) максимум _; не ниже _- (и, но) не выше _; не менее _ - (и, но) не более _; более _ - (и, но) менее ; более , и (но) менее ; более менее ; , ; >, <) участником закупки в первой части заявки на участие в конкурсе должно быть представлено конкретное не интервальное количественное (числовое) значение такого показателя товара, не меньшее (или большее, в случае, если граничное значение не входит в число требуемых значений) минимального значения и не превышающее (или меньшее, в случае, если граничное значение не входит в число требуемых значений) максимального значения значений указанного показателя товара, установленных в Требованиях относительно указанного показателя товара, выраженное в единицах измерениях, определенных в Требованиях относительно указанного показателя товара, не содержащее указания на сведения (слова и знаки) относительно минимальности и максимальности его значения, а также союзы и знаки (при наличии) разделяющие признаки минимальности и максимальности (","; "-"; "и"; "но").
- В случае установления (определения) в Требованиях диапазона (интервала) значений показателя товара с использованием слов "диапазон", "интервал" с установлением значений их "нижней границы (предела)" и "верхней границы (предела)" с использованием для установления каждой границы (предела) в любом порядке слов и (или) символов: "минимум _ - максимум _", "не более _ - не менее _", "менее _ - более _", "(не) более _ и (не) менее _"; а также как с использованием, так и без использования слов "диапазон", "интервал" во всех следующих перечисленных формулировках: с установлением значений границ в виде "N1 (min) ... N2 (max)" (где N1 и N2 - неизменяемые конкретные числовые значения без признаков минимальности и максимальности), "N1 (min) - N2 (max)" (где N1 и N2 - неизменяемые конкретные числовые значения без признаков минимальности и максимальности), " N" (где N - конкретное числовое значение, а знак "" не является признаком минимальности/максимальности), "от _ - до _" (т.е. в последовательности: предлог "от", цифровое значение, дефис или тире, предлог "до", цифровое значение), где граничные значения не превышают по модулю и не входят в допустимый интервал значений, участником закупки в первой части заявки на участие в конкурсе должно быть представлено интервальное значение (значение в виде диапазона) показателя с указанием значений и нижней и верхней границы (предела), без предлогов "от" и "до". Данное требование обусловлено тем, что необходимый товар обладает (имеет) интервальное количественное (числовое) значение соответствующего показателя. Способ указания диапазона допускается любой без признаков минимальности и максимальности значений показателей. При установке требований только к верхней или нижней границе диапазона, участник должен указать только ту границу диапазона, к которой установлено требование. При установке требований к диапазону с помощью последовательности слов "не превышать" (в любом спряжении) и знака перед цифрой "" (т.е. в виде "не превышать _"), участник должен указать любым способом без использования слов "не превышать" (в любом спряжении) отдельно нижнюю границу (предел) и верхнюю границу (предел) диапазона, значения каждого из которых по абсолютному значению (модулю) должны быть меньше установленного граничного значения.
- В случае установления (определения) в Требованиях соответствующего значения показателя товара, которое не может (не должно) изменяться, то есть значения, которое является фиксированным, не подлежащим изменению, и не содержащим характеристик минимальности, максимальности и интервальности значений показателей товаров, участником закупки должно быть представлено значение такого показателя товара, соответствующее значению, установленном в Требованиях относительно указанного показателя товара (в случае установления значения такого показателя в количественном (числовом) выражении), а также в любой форме указания на сведения относительно безусловности соблюдения (выполнения, соответствия) значения показателя товара, которое не может (не должно) изменяться, например, слов "соответствует" (в любом спряжении), "является" (в любом спряжении) и любых подобных, вместо слов "должно (-ен, -на, -ны) соответствовать", слов "не будет, не имеется, нет" вместо слов "(не) должен(-но, -на, -ны) быть").
- В случае если в Требованиях указываются (перечисляются) несколько свойств, размеров (в т.ч. типоразмеров), типов (в т.ч. классификационных признаков по соответствующему нормативно-техническому документу) товара с использованием союза "и", знаков препинания: ", (запятая)", "; (точка с запятой)"), это означает, что заказчику требуется каждое(-ый, -ая) из них. В этом случае участник должен указать значения показателей (характеристик) в отношении каждого типа (в т.ч. типоразмера) товара в любом виде, позволяющем однозначно соотнести показатель (характеристику) к типу товара, в том числе с использованием слов "для всех типов (типоразмеров)".
- В случае если в Требованиях указываются (предлагаются) альтернативные значения показателя (характеристики) товара, которые сопровождаются союзом "или", знаком "\", или альтернативные значения показателя указаны в отдельных предложениях (в том числе с использованием союза "или", знака "\"), или альтернативные значения показателя перечислены в одном предложении, разделенные союзом "или", знаком "\", участник закупки самостоятельно выбирает одно из указанных свойств товара (материала). Данное требование к показателям товара обусловлено наличием альтернативных показателей (свойств) товара, его характеризующих, которые соответствуют потребностям заказчика. Показатели (характеристики), указанные в Требованиях в любом порядке (в т.ч. перечисленные), не предусмотренные выбранными участником альтернативными нормативно-техническими документами и не предлагаемые участником, в форме не указываются, либо любым иным образом указывается их отсутствие (например - словами "не используется", "не применяется" вместо значения показателя).
- В случае если в Требованиях указываются (предлагаются) альтернативные значения показателя (характеристики) товара с применением союзов "и", "или", разделенных знаком "\" (т.е. в виде "и\или) участник закупки самостоятельно выбирает одно или несколько из указанных свойств товара (материала) в соответствии с требованиями выбранного нормативно-технического документа, либо в соответствии с выбранными свойствами материала товара.
- В случае если в Требованиях указываются (предлагаются) альтернативные значения показателя (характеристики) товара с применением союзов "и", "или", знака запятая ",", разделенных знаком точка с запятой ";" перед союзом "или" (т.е. в виде " _ и _; или _ и _", где союз "и" может заменяться запятой, как знаком пунктуации используемом для перечисления характеристик) участник закупки самостоятельно выбирает одну из совокупностей указанных свойств товара (материала) в соответствии с требованиями выбранного нормативно-технического документа, либо в соответствии с выбранными свойствами материала товара, из разделенных союзом "или".
- В случае если установлено требование к показателю (характеристике) со словами "может(-гут) (быть)", участник закупки самостоятельно определяет необходимость указания показателя (характеристики) в соответствии со своим намерением поставлять предлагаемый товар, в т.ч. из числа альтернативных.
- В случае установления (определения) требований в формулировках "не менее, чем _", "не более, чем _", "не хуже, чем", содержащих помимо признаков минимальности и максимальности предлог "чем", участнику следует руководствоваться только наличием признаков минимальности и максимальности, с удалением этих признаков и предлога "чем" при указании соответствующего значения показателя (характеристики).
- В случае установления (определения) требований в формулировках "менее чем _", "более чем _", содержащих помимо признаков минимальности и максимальности предлог "чем", участнику следует указывать значения показателей в виде значения, которое не может (не должно) изменяться, с оставлением этих признаков и предлога "чем" при указании соответствующего значения показателя (характеристики).
- В случае если установлено требование к показателю в виде отрицательного значения, то участник закупки при предоставлении сведений о данном показателе должен руководствоваться математическим правилом сравнения чисел.
- К значениям показателей, указанных в любых скобках, например "(", ")", "[", "]", "{", "}", применяются общие правила настоящей инструкции.
- Знаки ", (запятая)", "; (точка с запятой)", "/" (за исключением случаев, когда знак "/" стоит в единице измерения и в числе, выраженном в виде простой несократимой дроби, при указании с "/" марки и цвета товара) используются в целях пунктуационного разделения показателей и их совокупностей при перечислении.
- В случае установления (определения) требований в формулировках, отсутствующих в вышеприведенных примерах, даже с использованием указанных в настоящей инструкции слов, словосочетаний и знаков, но в иной последовательности, участник закупки должен оставить данную формулировку без изменения.
При указании значений показателей (характеристик) товаров участник закупки должен учитывать следующие, приоритетные по отношению к вышеуказанным, условия:
- указание (оставление) слов "(не) должен(-но, -на, -ны)", "(не) должен(-но, -на, -ны) быть", "требуется", "может быть", "могут быть", не содержит сведений о безусловности соответствия показателя (характеристики) Требованиям и не является условием представления конкретного значения показателя (характеристики);
- если требования нормативно-технических документов относятся целиком к товару, или к его большей (значительной) части, обозначения нормативно-технических документов указаны непосредственно в тексте данной инструкции;
- если требования нормативно-технических документов относятся к конкретному показателю (характеристике) или к совокупности показателей (характеристик) части товара, обозначения нормативно-технических документов указаны непосредственно в тексте Требований, с указанием к какой части товара относится требование. При этом в требованиях к характеристикам товаров, определяемых по ГОСТ 14254-2015, ГОСТ 30108-94, ГОСТ 30402-96, ГОСТ Р 57270-2016, ГОСТ Р 51032-97, ГОСТ 12.1.044-2018, ГОСТ 15150-69, перечисленные стандарты могут не указываться, поскольку являются общеизвестными и безальтернативными для соответствующих характеристик товаров. При этом, при указании требования к показателю "ГОСТ 14254", "ГОСТ 30402", "ГОСТ Р 57270", "ГОСТ Р 51032", "ГОСТ 12.1.044", "ГОСТ 15150", участнику следует указать его значение только в виде конкретного (не интервального) значения;
- если на момент подготовки заявки нормативно-технический документ утратил силу или отменен, участник закупки вправе не руководствоваться его требованиями и не указывать его обозначение в форме, если установлены требования к выбору одного из альтернативных нормативно-технических документов;
- если требования к показателям (характеристикам) товаров установлены с применением стандартов, являющихся друг другу альтернативными (через союз "или", регулирующими альтернативные товары, либо их одноименные показатели и характеристики, указываемые участником в форме), участнику следует руководствоваться одним из выбранных им нормативно-технических документов для выбранного альтернативного товара, указав в форме обозначение (либо, по своему усмотрению, обозначение и наименование) выбранного ГОСТ после наименования товара, либо в любом месте в тексте с показателями (характеристиками), при этом стандарты, не являющиеся альтернативными, в форме указывать не обязательно;
- если показатель (характеристика) товара является составным, т.е. состоящим из двух и более характеристических цифр и(или) букв, то указания на сведения относительно минимальности и максимальности его значения относятся к каждой характеристической цифре и(или) букве. Составные показатели (характеристики), требования к которым устанавливаются нормативно-техническими документами, могут быть указаны в Требованиях без разделяющих знаков либо с разделением "пробелом" (например: "1ExdIIAT3", "A3", "ПР 10", "Р 4"). Составные показатели (характеристики) в отношении размеров, в том числе габаритных, могут быть указаны в Требованиях с использованием слов (либо букв): "длина" ("Д"), "ширина" ("Ш"), "высота" ("В"), "глубина" ("Г"); "толщина" ("Т"); а также без указанных слов и букв (например, размеры сечения), с разделением буквой "х", знаками "" и "*". При этом цифровые, буквенные и буквенно-цифровые значения показателей (характеристик), разделенные символами ", (запятая)", "; (точка с запятой)", ": (двоеточие)", "- (дефис, тире)", " (плюс-минус)", "/", "\" не являются составными показателями (характеристиками), если иное не установлено нормативно-техническим документом, регулирующим требования к товару;
- если показатель (характеристика) товара (например, - размер, цвет, материал) отсутствуют в нормативно-техническом документе, в т.ч. в альтернативном нормативно-техническом документе, то он установлен в соответствии с потребностями заказчика на основании мониторинга рынка и не противоречит нормативно-техническим документам;
- если в требованиях нормативно-технических документов относительно значений тех или иных показателей товаров указано "не рекомендуется", либо "ограниченного применения", либо для таких значений показателей в установленном нормативно-техническим документе указан иной, не указанный Заказчиком ГОСТ, то такие значения показателей не подходят Заказчику, за исключением случаев, если в требованиях к товарам напрямую указаны значения таких показателей в качестве значений, которые не должны изменяться, а также в качестве альтернативных значений, границ(ы) диапазона, минимального и/или максимального значения показателя;
- если в требованиях нормативно-технических документов относительно значений тех или иных показателей товаров указана возможность предоставления товаров с показателями, которые могут быть предоставлены "по согласованию изготовителя с заказчиком", то такие значения показателей не подходят Заказчику и не согласованы им, за исключением случаев, если в требованиях к товарам прямо не указаны значения таких показателей в качестве значений, которые не должны изменяться, а также в качестве альтернативных значений, границ(ы) диапазона, минимального и/или максимального значения показателя;
- если в соответствии с нормативно-техническим документом значения показателя имеют ряд конкретных дискретных значений, то, в случае установления требований к минимальным и/или максимальным значениям таких показателей, они должны соответствовать только одному из значений ряда дискретных значений, указанных в данном документе. Например, в требованиях установлено: "диаметр должен быть не менее 15 и не более 32 мм", а согласно установленному требованиями нормативно-техническому документу, значения диаметра, удовлетворяющее указанному требованию, могут принимать только следующие дискретные значения: 15, 20, 25, 32 мм;
- если требования к значениям показателей содержат любые признаки минимальности и максимальности, и в том же предложении разделены признаком альтернативности (например, в таком порядке - "не менее _ или не более _"), то участнику следует указать одно из альтернативных значений без признака минимальности и максимальности. В случае указания требований к значению показателя в таком же виде, но с различными единицами измерения (например, "Расход средний должен быть не менее 100 г/м2 или не более 150 мл/м2"), участнику следует указать одно из альтернативных значений с оставлением признака минимальности или максимальности в качестве значения, которое не должно изменяться (за исключением случаев указания размеров и погрешностей/отклонений, где значение необходимо указать без признака минимальности и максимальности);
- при описании требований к товарам любые указания относительно значения показателя следуют только после слов: "(не) должен(-но, -на, -ны)" (т.е. все спряжения и числа глагола "должен" с отрицанием и без отрицания), "(не) должен(-но, -на, -ны) быть" (т.е. все спряжения и числа словосочетания "должен быть" с отрицанием и без отрицания), "требуется", "может быть", "могут быть".
В случае, если в форме "Оцениваемые характеристики товаров (материалов)" изменены наименования товаров (материалов), наименования показателей (характеристик) товаров (материалов) в сравнении с Требованиями, то комиссией это приравнивается к не указанию конкретных показателей (характеристик) товара (материала).
В форме должны применяться общепринятые обозначения, единицы измерения и наименования, в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов.
Ответственность за достоверность информации о значениях оцениваемых характеристик товаров (материалов), указанной в составе заявки на участие в конкурсе несет участник такого конкурса. Все предложения участника конкурса о значениях оцениваемых характеристик товаров (материалов) должны быть указаны в соответствии с требованиями настоящей инструкции и настоящего порядка оценки.
Товары (материалы) должны соответствовать государственным стандартам, в том числе:
Локальная смета N 01. Раздел 2. п.1.2, п.9.2, п.10.3. Клей. Значения показателей (характеристик) товара установлены в соответствии с ГОСТ Р 56387-2018. Локальная смета N 01. Раздел 2. п.2.2. Сталь угловая. Значения показателей (характеристик) товара установлены в соответствии с ГОСТ 27772-2015, ГОСТ 8509-93 или ГОСТ 8510-86. Локальная смета N 01. Раздел 2. п.2.3. Сталь полосовая. Значения показателей (характеристик) товара установлены в соответствии с ГОСТ 103-2006. Локальная смета N 01. Раздел 2. п.8.1. Краска водно-дисперсионная. Значения показателей (характеристик) товара установлены в соответствии с ГОСТ 28196-89. Локальная смета N 01. Раздел 3. п.1.2. Сетка сварная. Значения показателей (характеристик) товара установлены в соответствии с ГОСТ 23279-2012. Локальная смета N 01. Раздел 3. п.4.1. Рулонный материал. Значения показателей (характеристик) товара установлены в соответствии с ГОСТ 30547-97. Локальная смета N 01. Раздел 3. п.6.1, п.14.1, п.21.1. Бетон. Значения показателей (характеристик) товара установлены в соответствии с ГОСТ 26633-2015, ГОСТ 7473-2010. Локальная смета N 01. Раздел 3. п.9.1, п.16.1. Рулонный материал. Значения показателей (характеристик) товара установлены в соответствии с ГОСТ 30547-97. Локальная смета N 01. Раздел 3. п.11.2, п.18.2. Теплоизоляционный материал. Значения показателей (характеристик) товара установлены в соответствии с ГОСТ 20916-87 или ГОСТ 15588-2014. Локальная смета N 01. Раздел 3. п.12.1, п.19.1. Сетка сварная. Значения показателей (характеристик) товара установлены в соответствии с ГОСТ 23279-2012. Локальная смета N 01. Раздел 5. п.1.1. Кирпич. Значения показателей (характеристик) товара установлены в соответствии с ГОСТ 379-2015. Локальная смета N 02. Раздел 1. п.3.1. Трубы. Значения показателей (характеристик) товара установлены в соответствии с ГОСТ 3262-75. Локальная смета N 02. Раздел 1. п.4.1. Трубы. Значения показателей (характеристик) товара установлены в соответствии с ГОСТ 3262-75. Локальная смета N 02. Раздел 1. п.5.1. Трубы. Значения показателей (характеристик) товара установлены в соответствии с ГОСТ 3262-75. Локальная смета N 02. Раздел 1. п.6.1. Трубы. Значения показателей (характеристик) товара установлены в соответствии с ГОСТ 3262-75. Локальная смета N 02. Раздел 1. п.7.1. Трубы. Значения показателей (характеристик) товара установлены в соответствии с ГОСТ 3262-75. Локальная смета N 02. Раздел 1. п.7.2. Кран шаровый. Значения показателей (характеристик) товара установлены в соответствии с ГОСТ 21345-2005. Локальная смета N 02. Раздел 2. п.5.5. Кран шаровый. Значения показателей (характеристик) товара установлены в соответствии с ГОСТ 21345-2005. Локальная смета N 02. Раздел 2. п.8.1. Умывальник. Значения показателей (характеристик) товара установлены в соответствии с ГОСТ 30493, ГОСТ 15167. Локальная смета N 2. Раздел 2. п.9.1. Смеситель. Значения показателей (характеристик) товара установлены в соответствии с ГОСТ 25809-2019, ГОСТ 19681-2016. Локальная смета N 02. Раздел 3. п.5.5. Кран шаровый. Значения показателей (характеристик) товара установлены в соответствии с ГОСТ 21345-2005. Локальная смета N 02. Раздел 4. п.1.1. Трубы канализационные. Значения показателей (характеристик) товара установлены в соответствии с ГОСТ 22689-2014 или ГОСТ 32412-2013 или ГОСТ 32414-2013. Локальная смета N 02. Раздел 4. п.1.2. Ревизия. Значения показателей (характеристик) товара установлены в соответствии с ГОСТ 22689-2014 или ГОСТ 32412-2013 или ГОСТ 32414-2013. Локальная смета N 02. Раздел 4. п.2.1. Трубы канализационные. Значения показателей (характеристик) товара установлены в соответствии с ГОСТ 22689-2014 или ГОСТ 32412-2013 или ГОСТ 32414-2013. Локальная смета N 02. Раздел 4. п.2.2. Ревизия. Значения показателей (характеристик) товара установлены в соответствии с ГОСТ 22689-2014 или ГОСТ 32412-2013 или ГОСТ 32414-2013. Локальная смета N 03. Раздел 1. п.2.1. Локальная смета N 05. п.46. Кабель. Значения показателей (характеристик) товара установлены в соответствии с ГОСТ 16442-80 или ГОСТ 31996-2012, ГОСТ 22483-2012. Локальная смета N 03. Раздел 1. п.3.1. Кабель. Значения показателей (характеристик) товара установлены в соответствии с ГОСТ 16442-80 или ГОСТ 31996-2012, ГОСТ 22483-2012. Локальная смета N 03. Раздел 1. п.4.1. Кабель. Значения показателей (характеристик) товара установлены в соответствии с ГОСТ 16442-80 или ГОСТ 31996-2012, ГОСТ 22483-2012. Локальная смета N 03. Раздел 1. п.5.1. Кабель. Значения показателей (характеристик) товара установлены в соответствии с ГОСТ 16442-80 или ГОСТ 31996-2012, ГОСТ 22483-2012. Локальная смета N 03. Раздел 1. п.6.1. Выключатель для открытой проводки одноклавишный. Значения показателей (характеристик) товара установлены в соответствии с ГОСТ Р 51324.1-2012. Локальная смета N 03. Раздел 1. п.7.1. Выключатель для скрытой проводки двухклавишный. Значения показателей (характеристик) товара установлены в соответствии с ГОСТ Р 51324.1-2012. Локальная смета N 03. Раздел 1. п.9.1. Розетка. Значения показателей (характеристик) товара установлены в соответствии с ГОСТ 7396.1-89. Локальная смета N 03. Раздел 1. п.9.2. Коробки установочные. Значения показателей (характеристик) товара установлены в соответствии с ГОСТ 8594-80. Локальная смета N 04. п.42. Локальная смета N 05. п.54. Локальная смета N 06. п.22. Трубы. Значения показателей (характеристик) товара установлены в соответствии с ГОСТ 3262-75. Локальная смета N 05. п.34. Розетка. Значения показателей (характеристик) товара установлены в соответствии с ГОСТ 7396.1-89. Локальная смета N 05. п.35. Розетка. Значения показателей (характеристик) товара установлены в соответствии с ГОСТ 7396.1-89.
В случае указания на то, что товар (материал) должен соответствовать государственным стандартам, указанные участником конкурса значения оцениваемых характеристик товаров (материалов) должны соответствовать и государственному стандарту, и заданному диапазону значений характеристик товара, согласно приложению N3 к конкурсной документации.
Сметная документация закупки используется только в целях обоснования начальной максимальной цены контракта и может содержать указания на товарные знаки, модели, промышленные образцы и иные идентификационные признаки товаров. Сметная документация закупки не содержит требований к показателям, характеристикам товаров, используемых для выполнения работ. Следует считать, что все товарные знаки модели, промышленные образцы и иные идентификационные признаки товаров в сметной документации закупки сопровождаются словами "или эквивалент".
Формат предоставления формы "Оцениваемые характеристики товаров (материалов)" в составе заявки (предложения) участника должен быть: файл, созданный в любом текстовом редакторе, воспроизводимый (в том числе с помощью конвертации) текстовым редактором MS Word.
Комиссией УФАС отмечено, что вышеустановленный Заказчиком порядок оценки по показателю "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" имеет однозначное указание по предоставлению сведений характеристик используемых товаров, при выполнении работ по ремонту помещений.
При этом Заказчиком также установлены требования к таким товарам, в том числе, о соответствии товаров государственным стандартам, а также инструкция по их заполнению.
В рамках установленных требований участниками могут быть представлены только равнозначные товары, удовлетворяющие потребностям Заказчика или товары, не соответствующие таким требованиям в рамках допустимых технических регламентов.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону (ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 1 ст. 703 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В рассматриваемом случае объектом закупки является оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий, сооружений, их элементов, инженерных систем и оборудования.
На основании ст. 763 ГК РФ подрядные строительные работы (ст. 740), проектные и изыскательские работы (ст. 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии со ст. 704 ГК РФ если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами. Подрядчик несет ответственность за ненадлежащее качество предоставленных им материалов и оборудования, а также за предоставление материалов и оборудования, обремененных правами третьих лиц.
В силу ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных в договоре условиях (п. 1 ст. 510 ГК РФ).
Покупатель (получатель) обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки (п. 1 ст. 513 ГК РФ).
Пунктом 1 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включаются обязательные условия, в том числе, о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
По мнению Комиссии УФАС, Заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
Указанная позиция изложена в письме ФАС России от 25.06.2020 N ИА/53616/20 "По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)".
Дополнительно следует отметить, что сами по себе требования к качественным характеристикам товара (поставляемому и используемому) устанавливаются заказчиком в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" как для соблюдения интересов Заказчика путем обеспечения возможности осуществления проверки качества товара и надлежащего исполнения подрядчиком/исполнителем обязательств по контракту, так и для соблюдения прав и интересов участников закупки, которые могут оценить и рассчитать свои возможности для надлежащего выполнения работ и добросовестного исполнения обязательств по контракту.
Анализ Приложения N 3 к конкурсной документации показал, что в ней содержатся требования к таким товарам как: плиты гипсовые, клей и др.
Вышеуказанные материалы являются расходными материалами, использующимися в процессе оказания услуг и не являются поставляемыми товарами в смысле вышеизложенных положений законодательства.
Таким образом из установленного порядка оценки невозможно определить лучшие условия исполнения контракта, так как фактически Заказчиком будут оцениваться не функциональные, потребительские свойства товара, а порядок их заполнения в соответствии с установленной инструкцией, что противоречит нормам положения ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе и Правил.
Исходя из изложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 4 ч. 1 ст. 54.3 (ч. 7 ст. 54.4) Закона о контрактной системе, выразившееся в отсутствии в конкурсной документации надлежащего порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
3. В соответствии с ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должны быть доступны для ознакомления в единой информационной системе в сфере закупок без взимания платы.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с пп. в) п. 1 требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16 ноября 2009 г. N 470 (далее - требования), информация, размещаемая на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, официальном сайте территориального органа федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, не должна быть зашифрована или защищена от доступа иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление пользователя информацией с ее содержанием без использования иного программного обеспечения или технических средств, чем веб-обозреватель.
Кроме того, согласно п. 3 требований информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат").
Нормативные правовые и иные акты, проекты актов, судебные акты, доклады, отчеты, договоры, обзоры, прогнозы, протоколы, заключения, статистическая информация, образцы форм и иных документов дополнительно к гипертекстовому формату размещаются на официальном сайте в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра ("документ в электронной форме").
Также согласно пп. л) и м) п. 14 правил функционирования единой информационной системы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N 1414, технологические (технические и программные) средства официального сайта единой информационной системы должны обеспечивать:
возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов;
возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети Интернет, в том числе поисковыми системами.
Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.
Согласно позиции Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенной в письме от 23.05.2016 N Д28и-1299, необеспечение заказчиком возможности поиска и копирования фрагментов текста размещенной в ЕИС информации является ограничением для ознакомления с такой информацией, а также противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, в случае размещения заказчиком на официальном сайте технической части документации в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов при условии, что такой текст необходим для заполнения заявки, участнику закупки необходимо самостоятельно заполнять заявку в ручном режиме, что при наличии большого объема информации приводит к невозможности участников закупки заполнить заявку надлежащим образом в установленные сроки, поскольку требует больших временных затрат и, как следствие, является дополнительным барьером, приводит к ограничению количества участников закупки, а также к формальным ошибкам в заявках участников закупок.
Следовательно, информация, необходимая для заполнения заявки участниками закупки, в виде текста размещается на официальном сайте в читаемом формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами общераспространенных программ для просмотра ("документ в электронной форме").
Учитывая изложенное, размещение технической части документации в файле, защищенном паролем, не позволяющем совершать действия по ознакомлению, копированию и выводу документа на печать без ввода пароля, не допускается.
Таким образом, если техническая часть документации о закупке, размещенная заказчиком на официальном сайте, содержит ограничения для ознакомления: текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов в случае, если такой текст необходимо использовать для заполнения заявки, то данное действие не соответствует ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе.
Документация для проведения электронного аукциона опубликована Заказчиком на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок отдельным файлом, который имеет формат ".pdf" - стандартном межплатформенном формате электронных документов.
Комиссия УФАС установила, что поиск фрагмента и копирование фрагмента текста возможно произвести, а следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 32, 54.1, 54.3, 54.3, 59, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Кузнецов Олега Михайловича обоснованной в части доводов относительно неправомерного выбора способа определения поставщика и установлении ненадлежащего порядка оценки заявок.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 2 ст. 59, ч. 5 ст. 24, п. 4 ч. 1 ст. 54.3 (ч. 7 ст. 54.4) Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его конкурсной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 сентября 2021 г. N 44-4503/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.10.2021