Резолютивная часть решения оглашена 22.09.2021
В полном объеме решение изготовлено 27.09.2021
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Габсатаровой Е.В.
Кокшаровой И.О. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
|
|
|
рассмотрев обращение ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления МВД России по Челябинской области" (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "А-Юриком", лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, участнике общества, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона N 0869100000421000088 на поставку матрацев ватных для государственных нужд (далее - аукцион), при участии дистанционно, а также очно:
- представителя ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления МВД России по Челябинской области" Непомнящих А.С., действующего на основании доверенности N 351 от 08.02.2021,,
- представителя ООО "А-Юриком" Уразаева Ю.Р., действующего на основании Решения N 1 от 04.02.2021,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступило обращение ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления МВД России по Челябинской области" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "А-Юриком".
Согласно представленным документам 08.06.2021 ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления МВД России по Челябинской области" объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 382 632,02 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов от 24.06.2021 победителем закупки признано ООО "А-Юриком" (далее - общество, победитель).
Решением от 23.08.2021 заказчик отказался от исполнения контракта ввиду неисполнения поставщиком обязательств по контракту, а именно обществом поставлены матрацы, не отвечающие требованиям ТУ 858-5758-2005 "Матрацы Ватные" в части размера и количества кнопок, а также маркировки и упаковки товара, вместе с тем, общество не устранило недостатки, установленные заказчиком, что послужило основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта.
На заседании Комиссии представитель общества направил письменные пояснения и документы и указал, что общество частично осуществило поставку матрацев, вместе с тем обеспечить требования к матрацам, установленные в техническом задании, не представляется возможным, так как производители не гарантируют наличие характеристик матрацев при поставке.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом, в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 8.6 контракта предусмотрен односторонний порядок отказа стороны от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Как следует из части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из указанных положений Закона о контрактной системе следует, что надлежащим уведомлением является обязательное направление заказчиком решения об одностороннем отказе по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика и с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).
Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.
Так, заказчиком 23.08.2021 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 25.08.2021 направлено подрядчику по почте заказным письмом с уведомлением по адресу: 454048 г. Челябинск ул. Блюхера д. 21, 23.08.2021 - по электронной почте: yusup@uricom,yusup_72@mail.ru, а также 23.08.2021 размещено в единой информационной системе во вкладке "дополнительная информация о закупках, контрактах".
Как следует из документов, представленных заказчиком, сведения о вручении поставщику указанного решения получено заказчиком 31.08.2021, что подтверждается получением отметкой на почтовом уведомлении, с приложением подтверждающих документов. С учетом изложенного, контракт является расторгнутым 13.09.2021 в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
При этом, сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлены заказчиком в антимонопольный орган 15.092021.
При рассмотрении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и обществом 07.07.2021 заключен контракт N 1745324494621000096 (далее - контракт) посредством обмена электронными документами на электронной площадке, что подтверждается распечаткой с личного кабинета заказчика.
Предметом контракта является поставка матрацев ватных для государственных нужд, объем которых определен в техническом задании, что свидетельствует о заключении заказчиком по результатам закупки договора поставки, порядок заключения которого регламентирован параграфом 3 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
На основании части 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из абзаца второго пункта 2 статьи 450 ГК РФ следует, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с частью 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Согласно пункту 3.1 контракта стороны настоящего контракта определили, что поставщик осуществляет поставку товара в течение 30-ти рабочих дней с момента (даты) заключения, то есть не позднее 18.08.2021.
Как следует из документов, представленных заказчиком, 19.07.2021 обществом на основании товарной накладной N 424 от 15.07.2021 поставлены матрацы ватные в количестве 180 шт.
Вместе с тем, на основании акта проверки товара от 21.07.2021 заказчиком отказано в приемке товара, так как поставленные матрацы не соответствуют условиям контракта в части характеристик товар (количество кнопок 6 (продольный ряд) и 3 (поперечный ряд), по ТУ 858-5758-2005 "Матрацы Ватные" количество кнопок 10 и 4 соответственно; размеры матраца 185/187*72/69/71*5/7 см, тогда как по ТУ 190+2*70+1*8+0,5 см). Кроме того, в акте проверки товара указаны недостатки, связанные с ненадлежащей маркировкой и упаковкой товара.
На основании указанного акта заказчиком в адрес общества направлено письмо (26.07.2021 их. 31/2407), в котором указано, что поставка должна быть осуществлена не позднее 20 рабочих дней с момента уведомления. Кроме того, 16.08.2021 в адрес поставщика направлено письмо с просьбой сообщить о поставке товара надлежащего качества до 18.08.2021.
В ответ на указанные письма общество 11.08.2021, 17.08.2021 предоставило заказчику письма, из которых следует, что поставка матрасов со всеми характеристиками не может быть осуществлена, так как производители не гарантируют соблюдение заявленных требований.
Указанные обстоятельства послужили основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При решении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган учел следующие обстоятельства.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Как следует из документов, представленных на заседание Комиссии, общество предпринимало действия, направленные на исполнение контракта, что выражается в частичной поставке товара в сроки, регламентированные контрактом.
Более того, на заседание Комиссии обществом представлены сведения о том, что поставленные заказчику матрацы закуплены и оплачены обществом на основании счета на оплату от 22.06.2021, товарной накладной от 15.07.2021, и платежного поручения от 15.07.2021.
Из документов общества также следует, что в целях устранения недостатков общество обращалось к нескольким поставщикам матрацев, которые указали, что изготовление матрацев по указанным в контракте характеристикам не представляется возможным.
С учетом указанных обстоятельств Комиссия не усматривает в действиях общества признаки уклонения от исполнения контракта, что не позволяет сделать вывод о недобросовестности поведения хозяйствующего субъекта.
Более того, антимонопольный орган отмечает, что односторонний отказ заказчика от исполнения контракта допускается в случае существенного нарушения условий контракта, к которым в силу части 2 статьи 523 ГК РФ поставка товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок.
Вместе с тем, из обстоятельств дела следует, что предельный срок для устранения недостатков, который определил заказчик, истекал только 01.09.2021 (истечение 20 рабочих дней с момента получения претензии от 26.07.2021), тогда как решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято 23.08.2021, то есть до истечения срока, установленного для устранения недостатков.
При этом, Комиссия принимает во внимание, что 17.08.2021 общество указало, что контракт не может быть исполнен, однако данные обстоятельства не лишают права общества поставить товар в сроки для устранения недостатков, которые установил сам заказчик, тем более что явное намерение прекратить обязательства общество не выразило (не направило соглашение о расторжении контракта, не совершило иные действия, которые бы однозначно свидетельствовали о прекращении обязательств со стороны общества).
Таким образом, принимая во внимание факт частичной поставки матрацев, а также в совершении обществом действий по поиску поставщиков продукции, поставляемой по контракту, проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Челябинского УФАС России, не усматривает достаточных оснований для принятия решения о включении сведений об ООО "А-Юриком", лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, участнике общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения главного управления МВД России по Челябинской области" в отношении ООО "А-Юриком" (ИНН 7451227744), лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, участника общества, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: В.А. Ливончик
Члены Комиссии: Е.В. Габсатарова
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 27 сентября 2021 г. N 074/06/104-2492/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.09.2021