Резолютивная часть решения оглашена 22 сентября 2021 года.
В полном объеме решение изготовлено 27 сентября 2021 года.
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
|
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Габсатаровой Е.В. |
|
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Сарсенбаевой Е.Н. |
- |
старшего специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Районная больница г. Нязепетровск" (далее - ГБУЗ "Районная больница г. Нязепетровск", заказчик) о включении сведений об индивидуальном предпринимателе Гребенщикове Сергее Викторовиче (далее - ИП Гребенщиков С.В.) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с уклонением от заключения контракта по результатам электронного аукциона на поставку бумаги для оргтехники (извещение N 0369300042821000093) (далее - аукцион, закупка), при участии посредством видеоконференц-связи:
- представителя ГБУЗ "Районная больница г. Нязепетровск" Бехтеревой Н.П., действующего на основании доверенности от 21.09.2021 N 16/1;
- представителя ИП Гребенщикова С.В. Дроздова Р.В., действующего на основании доверенности от 21.09.2021 N 1,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило обращение заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ИП Гребенщикова С.В.
Согласно представленным документам 26.08.2021 заказчик объявил о проведении электронного аукциона путем размещения в Единой информационной системе в сфере закупок https://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) извещения о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 61 957 рублей 50 копеек.
Обеспечение исполнения контракта - 5% от цены контракта, по которой заключается контракт.
Из извещения о проведении электронного аукциона для закупки N0369300042821000093 следует, что закупка проводится для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Снижение начальной (максимальной) цены по итогам проведения электронного аукциона составило - 11%.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N0369300042821000093-3 от 08.09.2021 заявка ИП Гребенщикова С.В. признана соответствующей требованиям аукционной документации.
Проект контракта направлен победителю аукциона посредством ЕИС - 08.09.2021.
Регламентированный срок подписания проекта контракта - 13.09.2021.
Как следует из сведений, представленных в материалы дела, победитель аукциона в срок, установленный Законом о контрактной системе, не разместил на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
Заказчик, установив факт неисполнения требований части 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, 14.09.2021 признал ИП Гребенщикова С.В. уклонившимся от заключения контракта и 15.09.2021 направил сведения о признании победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта в антимонопольный орган.
Из пояснений представителя ИП Гребенщикова С.В. следует, что победитель аукциона не имел намерений уклоняться от заключения контракта. Так, победитель аукциона планировал в срок, установленный Законом о контрактной системе для заключения контракта, разместить на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, однако ввиду того, что у победителя аукциона возникли неполадки в работе ноутбука, с помощью которого осуществляется подписание контрактов, победитель аукциона не исполнил обязанность по размещению на электронной площадке сведений, необходимых для заключения контракта.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пришла к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе предусмотрена обязанность участника закупки в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта подписать проект контракта и предоставить обеспечение исполнения контракта посредством размещения указанных документов на электронной площадке либо разместить протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе. В случае если при проведении электронного аукциона цена контракта снижены на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, то победитель аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.
Как следует из части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, участник закупки на стадии подписания проекта контракта должен разместить на электронной площадке подписанный проект контракта, документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта либо разместить протокол разногласий, отвечающий требованиям части 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
Из документов, представленных заказчиком, следует, что проект контракта направлен победителю аукциона посредством электронного документооборота - 08.09.2021, что подтверждается информацией, размещенной в ЕИС.
Регламентированный срок подписания доработанного проекта контракта со стороны победителя аукциона - 13.09.2021.
Как следует из сведений, представленных в материалы дела, победитель аукциона в срок, установленный Законом о контрактной системе для заключения контракта, не разместил на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, что подтверждается сведениями, размещенными в ЕИС.
Таким образом, победитель аукциона при заключении контракта не исполнил требования, предусмотренные частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, согласно которым победитель аукциона в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта обязан, разместить на электронной площадке подписанный со своей стороны проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
Факт уклонения победителя аукциона от заключения контракта зафиксирован заказчиком в Протоколе об уклонении победителя от заключения договора по итогам аукциона в электронной форме от 14.09.2021, который размещен в ЕИС 14.09.2021.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя или он не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении электронного аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
В соответствии с частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Таким образом, законодательство о контрактной системе содержит императивное правило, в соответствии с которым уклонение выражается в непредставлении, как обеспечения исполнения контракта, так и не подтверждении добросовестности участника закупки, что в свою очередь является основанием для включения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Как следует из пояснений представителя ИП Гребенщикова С.В., победитель аукциона не имел намерения уклоняться от заключения контракта. Однако из-за неполадок в работе ноутбука, победитель аукциона не смог разместить на электронной площадке подписанный проект контракта и прикрепить сведения об исполненных контрактах, предусмотренных частью 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
В качестве документов, подтверждающих наличие неполадок с ноутбуком, в материалы дела представлена квитанция о приеме в ремонт от 13.09.2021 N 148, Акт о неисправности от 14.09.2021 N 148, Акт о сдаче-приемке выполненных работ от 14.09.2021 N 148.
При этом из представленных документов не следует, что у победителя аукциона до 13.09.2021 имелись препятствия для исполнения обязанности по размещению на электронной площадке сведений, необходимых для заключения контракта.
Часть 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) устанавливает, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" для признания обстоятельства непреодолимой силой (в силу п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации) необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
При этом к обстоятельствам непреодолимой силы и чрезвычайности не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Таким образом, по мнению Комиссии Челябинского УФАС России, проблемы в работе ноутбука не обладают свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости, следовательно, указанное обстоятельство является риском применения современных информационных технологий, а указанные риски, по сути, возложены на стороны.
По факту непредставления обеспечения исполнения контракта представитель ИП Гребенщикова С.В. сообщил о том, что победитель аукциона имея преимущества, установленные пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, руководствуясь частью 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе, планировал предоставить в качестве обеспечения исполнения контракта реестровые записи исполненных контрактов.
Наличие исполненных контрактов со стороны ИП Гребенщикова С.В., подтверждается реестром контрактов, представленным в материалы дела. Таким образом, факт возможности предоставить ИП Гребенщиковым С.В. обеспечение исполнения контракта подтверждается сведениями, представленными в материалы дела.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, с учетом того, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь тяжкий экономический характер.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, обстоятельства установленные на заседании Комиссии и сведения, имеющиеся в материалах дела, Комиссия Челябинского УФАС России считает возможным не включать сведения об ИП Гребенщикове С.В. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Районная больница г. Нязепетровск", в отношении индивидуального предпринимателя Гребенщикова Сергея Викторовича (ИНН 740901743920), в связи с уклонением от заключения контракта по результатам электронного аукциона на поставку бумаги для оргтехники (извещение N 0369300042821000093), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Габсатарова
Е.Н. Сарсенбаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 27 сентября 2021 г. N 074/06/104-2619/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.09.2021