Резолютивная часть решения оглашена 24.09.2021
В полном объеме решение изготовлено 28.09.2021
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение ГБУЗ "Стоматологическая поликлиника N1 г. Магнитогорск" (далее - заказчик) о расторжении контракта с Обществом с ограниченной ответственностью "Строй Индустрия 74" (далее - ООО "Строй Индустрия 74", Общество, участник закупки) в одностороннем порядке по решению заказчика, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на оказание автотранспортных услуг (извещение N 0369300020421000021) (далее - аукцион), и о включении сведений об ООО "Строй Индустрия 74", его единоличном исполнительном органе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта N 0369300020421000021 от 21.06.2021, заключенного по итогам проведения аукциона, при дистанционном участии представителя заказчика Мамалига Ю.В., действующего на основании доверенности от 02.02.2021,
в отсутствие представителей ООО "Строй Индустрия 74", направленная в адрес Общества телеграмма вернулась с отметкой "Поданная вами телеграмма не доставлена, закрыто, адресат по извещению за телеграммой не является",
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 17.09.2021 поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "Строй Индустрия 74", его единоличного исполнительного органа в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе.
Согласно материалам дела заказчиком объявлен аукцион путем размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 24.05.2021 извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 340 213,73 рублей.
Контракт N 0369300020421000021 от 21.06.2021 расторгнут по решению заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта 14.09.2021.
Исходя из обращения ГБУЗ "Стоматологическая поликлиника N1 г. Магнитогорск", Обществом ненадлежащим образом исполнялись обязательства, предусмотренные контрактом. В связи с этим, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в порядке, предусмотренном статьей 95 Закона о контрактной системе.
Изучив представленные заказчиком документы, заслушав пояснения, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из содержания абзаца четвертого пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу статьи 783 Гражданского кодекса РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
В соответствии с частью 2 статьи 715 Гражданского кодекса РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В силу части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном Законом о контрактной системе порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.1 контракта предусмотрена возможность расторжения контракта путем одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Материалами дела установлено, что в соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона, размещенном в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 09.06.2021, победителем аукциона стало ООО "Строй Индустрия 74" с предложением о цене контракта 269 498,93 рублей.
Контракт N 0369300020421000021 заключен между заказчиком и ООО "Строй Индустрия 74" 21.06.2021.
Пунктом 1.1 контракта предусмотрено, что исполнитель по заданию заказчика обязуется в установленный контрактом срок оказать услуги, являющиеся объектом закупки, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Исполнитель обязуется оказывать автотранспортные услуги.
Наименование, виды услуг, требования, предъявляемые к оказанию услуг, включая параметры, определяющие качественные и количественные характеристики услуг, особые условия оказания услуг, сроки (в том числе последовательность действий исполнителя) и место оказания услуг, требования к результатам оказанных услуг, требования к отчетной документации и другие условия исполнения контракта определяются в условиях контракта, техническом задании (приложение к контракту N 1).
В силу пункта 1.3 контракта срок оказания услуг: с 01.07.2021 по 31.12.2021. (включительно), согласно техническому заданию (приложение N1 к контракту).
Исходя из пояснений заказчика, ООО "Строй Индустрия 74" надлежащим образом оказывались автотранспортные услуги по городу Магнитогорску до 05.08.2021.
Согласно материалам дела в соответствии с пунктом 2.12 приложения N 1 к контракту заказчиком в адрес ООО "Строй Индустрия 74" по электронной почте 23.07.2021 направлена заявка на оказание транспортных услуг для поездки представителя заказчика по служебному вопросу за пределы г. Магнитогорска на 27.07.2021. В связи с отсутствием ответа от исполнителя, аналогичная заявка направлена заказчиком Обществу 26.07.2021.
Вместе с тем, в соответствии с пояснениями представителя ГБУЗ "Стоматологическая поликлиника N1 г. Магнитогорск" ООО "Строй Индустрия 74" не ответило на данные письма заказчика, а также не приступило к оказанию транспортных услуг в назначенный день в соответствии с заявкой. Также ООО "Строй Индустрия 74" с 06.08.2021 прекратило исполнять обязательства по контракту. Указанные обстоятельства привели к необходимости заключения контрактов со сторонней организацией (контракт N 52 от 26.07.2021, контракт N 55 от 06.08.2021).
Как указано представителем заказчика, при телефонном разговоре исполнителем даны пояснения, исходя из которых директор ООО "Строй Индустрия 74" заболел коронавирусом COVID-19, что в дальнейшем не позволило исполнить предусмотренные контрактом обязательства.
При этом, как следует из материалов дела, ООО "Строй Индустрия 74" в адрес заказчика направило письмо (исх. N 156 от 20.09.2021), согласно которому обращалось с просьбой произвести взаимозачет денежных средств в соответствии с претензией об уплате убытков заказчика.
В связи с тем, что Общество не приступало к оказанию услуг за пределами г. Магнитогорска (служебные командировки в пределах Челябинской области) и не приступало к исполнению пунктов 3.4.4, 3.4.5 контракта и пункта 4.3 приложения N 1 к контракту, а также в связи с тем, что указанные отступления от условий контракта являлись существенными и неустранимыми, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. N 1 от 04.08.2021).
Указанное решение размещено заказчиком 04.08.2021 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах". Данный документ направлен ООО "Строй Индустрия 74" 05.08.2021 заказным письмом с уведомлением на адрес, указанный в контракте. Кроме того, решение направлено заказчиком Обществу 04.08.2021 по электронной почте.
По истечении десяти дней с момента надлежащего уведомления (04.09.2021) заказчиком 14.09.2021 в Реестре контрактов (реестровая запись контракта N 3744504027221000017) размещены сведения о расторжении контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Комиссия антимонопольного органа, рассматривающая вопрос о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.
Необходимо отметить, что Комиссия антимонопольного органа не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых разногласий и оценке обстоятельств, связанных с качеством выполненных работ по контракту, по следующим основаниям.
Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.
Для возникновения таких правовых последствий как признание заявителя недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора, помимо факта нарушения подрядчиком существенных условий договора о сроке выполнения работ (оказания услуг), необходимо установить направленность его воли и недобросовестный характер поведения.
Рассмотрев все обстоятельства дела, Комиссия антимонопольного органа считает необходимым отметить следующее.
В рамках настоящего контракта исполнителем совершены действия по оказанию автотранспортных услуг по городу Магнитогорску.
В рамках исполнения штрафных санкций ООО "Строй Индустрия 74" в адрес заказчика направило письмо (исх. N 156 от 20.09.2021), согласно которому обратилось с просьбой произвести взаимозачет денежных средств в соответствии с претензией об уплате убытков заказчика.
С учетом совокупности указанных обстоятельств, антимонопольному органу не представляется возможным сделать вывод о включении ООО "Строй Индустрия 74" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом, Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что у заказчика имелись основания для одностороннего отказа от исполнения контракта. ГБУЗ "Стоматологическая поликлиника N1 г. Магнитогорск" - это социально значимый объект, основной деятельностью которого является эффективное оказание медицинской помощи. В рамках реализации указанной деятельности заказчиком проведена рассматриваемая закупка на оказание автотранспортных услуг. Однако, отсутствие со стороны Общества исполнения обязательств по контракту привело к необходимости заключения заказчиком договоров со сторонней организацией.
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ГБУЗ "Стоматологическая поликлиника N1 г. Магнитогорск" в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Строй Индустрия 74" (455013, Челябинская обл., г. Магнитогорск, ул. Циолковского, д. 55, офис 1, ИНН/КПП 7425746253/745501001), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии И.О. Кокшарова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 29 сентября 2021 г. N 074/06/104-2527/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.09.2021