Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством видео-конференц-связи жалобу ООО "Медикал сервис" (далее - Заявитель) на действия Министерства культуры Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Министерства культуры Российской Федерации (далее - Аукционная комиссия), ЭТП Газпромбанк (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на приобретение (поставку) мебели для нужд Министерства культуры Российской Федерации (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100007721000170) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616), поскольку объектом закупки являются товары в отношении которых устанавливается указанный запрет, а также товары, в отношении которых данный запрет не применяется;
2) Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлена инструкция по заполнению первых частей заявок на участие в Аукционе;
3) Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 22.09.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 3 720 630 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
4) источник финансирования - Федеральный бюджет Российской Федерации, КБК - 05408041140190019244;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 01.10.2021;
6) на участие в Аукционе подано 7 заявки от участников закупки, 5 из которых допущены до участия в Аукционе;
7) дата проведения Аукциона - 05.10.2021.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии с Постановлением N 616, поскольку объектом закупки являются товары, в отношении которых установлен указанный запрет, а также товары, в отношении которых данный запрет не применяется.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска.
Пунктом 1 Постановления N 616 утвержден перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза),в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Согласно подпункту "б" пункта 3 Постановления N 616 запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, в частности, не распространяется на закупку одной единицы товара, стоимость которой не превышает 100 тыс. рублей, и закупку совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 - 7, 123, 125 - 127 Перечня).
Пунктом 10 Постановления N 616 установлено, что для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным Постановлением N 616, участник закупки представляет заказчику в составе заявки на участие в закупке выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров, а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт.
Согласно пункту 27 информационной карты документации об Аукционе Заказчиком установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств в соответствии с Постановлением N 616.
На заседании Комиссии Заявитель пояснил, что объект закупки включает товары, стоимость единицы которых менее 100 тыс. рублей, при этом стоимость совокупности таких товаров менее 1 млн. рублей, что соответствуют условиям подпункта "б" пункта 3 Постановления N 616, а также товары, цена единицы которых превышает 100 тыс. рублей, в связи с чем Заказчиком неправомерно установлен запрет в соответствии с Постановлением N 616.
Представитель Заказчика сообщил, что запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установлен в извещении, документации об Аукционе в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно позиции Минпромторга России, изложенной в письме от 08.07.2020 N 47475/12, под совокупностью товаров применительно к Постановлению N 616 следует понимать те товары, которые соответствуют одному коду ОКПД2, в данном случае предметом Аукциона является закупка совокупности товаров по коду ОКПД2 31.01.1, в связи с чем запрет на допуск товаров установлен в соответствии с Постановлением N 616.
На заседании Комиссии установлено, что предметом закупки являются товары, относимые к разным кодам ОКПД2, при этом включенные в Перечень, в связи с чем в соответствии с пунктом 1 Постановления N 616 в отношении закупаемой продукции установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
При этом, согласно позиции Минпромторга России, изложенной в письме от 08.07.2020 N 47475/12, если предметом одного контракта являются промышленные товары, включенные в Перечень Постановления N 616 и относящиеся к разным кодам ОКПД 2, то неприменение запрета по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 3 Постановления N 616, устанавливается к каждому такому товару по отдельности.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что запрет на допуск товаров в соответствии с Постановлением N 616 Заказчиком установлен правомерно, при этом в данном случае неприменение запрета по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 3 Постановления N 616, устанавливается к каждому такому товару по отдельности.
Вместе с тем Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств и сведений, свидетельствующих об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлена инструкция по заполнению первых частей заявок на участие в Аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что в пункте 1 раздела IV документации об Аукционе содержится инструкция по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе (далее - Инструкция).
Представить Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлена Инструкция, поскольку Инструкция не имеет однозначной трактовки, а также не содержит исчерпывающего толкования слов и символов, используемых в техническом задании документации об Аукционе.
Так, например, в техническом задании установлены характеристики к товару по позиции "1" "Стол сотрудника глубокий Цвет шамони светлый": "Кромка столешницы должна быть из ПВХ или АБС толщиной ?2 мм".
Согласно положению Инструкции: "В случае, если характеристики указаны с использованием союза "или", символа "/" участнику закупки необходимо предоставить одну из указанных характеристик.".
Вместе с тем Заявитель на заседании Комиссии не представил документов и доказательств, свидетельствующих об обоснованности довода, в связи с чем довод не нашел своего подтверждения.
Согласно жалобе Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом в Инструкции установлен порядок указания сведения о характеристиках товара, сопровождающихся словами должен (должна, должно)", "должен (должна, должно) быть".
Также, в соответствии с техническим заданием установлены характеристики к товару по позиции "1" "Стол сотрудника глубокий Цвет шамони светлый": "Образцы цветового покрытия должны быть согласованы с Государственным заказчиком на основании предоставленных образцов в течение 1 рабочего дня с момента заключения Государственного контракта".
Согласно положению Инструкции: "Заявка на участие в аукционе не должна допускать двусмысленность толкования предлагаемых участником функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационные характеристик объекта закупки, то есть при описании товара участником закупки не должно употребляться словосочетания "превышать (быть ниже, не менее, не более)".
Представители Заказчика, на заседании Комиссии пояснили, что согласно Инструкции, участнику закупки в составе первой части заявки на участие в Аукционе необходимо представить конкретные показатели товара, описание которых содержится в разделе VII "Техническая часть" документации об Аукционе, при этом согласно Инструкции технические характеристики товаров, представленные в заявке, не должны сопровождаться словосочетаниями "должны быть".
При этом Заявитель на заседании Комиссии не представил доказательств, документов и сведений, свидетельствующих об обратном.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки.
3.1. В соответствии с доводом жалобы Заявителя Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к товарам без показателей эквивалентности, что не позволяет участникам Аукциона предложить характеристики товара, однозначно соответствующие потребностям Заказчика.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Вместе с тем Комиссией установлено, что в описании конкретных показатели товара в части VII "Техническая часть" документации об Аукционе не используется товарный знак, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что отсутствие показателей эквивалентности в описании конкретных показателей товара не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
При этом Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3.2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе установлены излишние требования к материалам, которые не имеют отношения к объекту закупки, а также установлены характеристики к товару, не предусмотренные позициями Каталога. При этом обоснование применения таких характеристик в документации об Аукционе отсутствует.
В соответствии с частью 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 года N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее соответственно - Каталог, Правила использования каталога) предусмотрена обязанность заказчика применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил использования каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно пункту 6 Правила использования каталога в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования каталога, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Кроме того, по позиции "142" в разделе VII "Техническая часть" документации об Аукционе (приложение N 1 к техническому заданию) установлены, в том числе следующие характеристики товара: "Диаметр опор должен быть 50 мм и
70 мм. Крестовина должна быть стальная хромированная, должна быть не сварная. Упаковка должна быть из пятислойного картона на основе целлюлозного сырья с бурым поверхностным слоем. Обоснование для приобретения мебели данной позиции:
- планировка помещений административного здания позволяет компактно и максимально эффективно разместить мебель с указанными габаритами и с имеющимися особенностями в её конструктивных элементах;
- мебель поставляется в комплекте и должна соответствовать по цвету и стилю изготовления;
- мебель приобретается для определенных помещений административного здания, в которых уже имеются аналогичные ей товары".
Комиссией установлено, что на поставку товара по позиции "142" "Офисное кресло экокожа Цвет бежевый" предусмотрена позиция Каталога 31.01.12.160-00000005, применение которого обязательно с 22.07.2021.
При этом Комиссией установлено, что вышеуказанные характеристики в техническом задании документации об Аукционе не предусмотрены позицией Каталога 31.01.12.160-00000005, при этом представленное Заказчиком обоснование включения дополнительных характеристик не содержит причинно-следственной связи между объектом закупки и его использованием для удовлетворения потребностей Заказчика.
Кроме того, требование цвета упаковочных материалов является излишним, поскольку объектом закупки является поставка мебели.
3.3. Согласно доводу жалобы Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к товарам.
На заседании Комиссии установлено, что по позиции "1" "Стол сотрудника глубокий Цвет шамони светлый" в техническом задании установлена следующая характеристика товара: "Цвет: должен быть шамони светлый, Образцы цветового покрытия должны быть согласованы с Государственным заказчиком на основании предоставленных образцов в течение 1 рабочего дня с момента заключения Государственного контракта".
Комиссией установлено, что на поставку товара по позиции "1" "Стол сотрудника глубокий Цвет шамони светлый" предусмотрена позиция Каталога 31.01.10.000-00000004, применение которого обязательно с 17.09.2021.
При этом Комиссией установлено, что вышеуказанные характеристики в техническом задании документации об Аукционе не предусмотрены позицией Каталога 31.01.10.000-00000004.
Вместе с тем, по мнению Комиссии, положение технического задания о том, что образцы цвета должны быть согласованы с Заказчиком, не является потребительским свойством товара, поскольку указанное положение определяет порядок действий исполнителя после заключения контракта.
Таким образом, указанное положение документации об Аукционе, влечет неопределенность при исполнении контракта и не позволяет однозначно определить соответствие закупаемого товара требованиям Заказчика, в связи с чем не предоставляется возможным определить порядок предоставления указанных сведений в заявке на участие в Аукционе.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего требования к описанию закупки ненадлежащим образом, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
5. Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержат конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе,не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 04.10.2021 N 0173100007721000170-2-1 заявки участников с порядковыми номерами "359457", "359517" отклонены в связи с указанием значений, не соответствующих характеристикам товара по позициям "17" "Стол сотрудника. Цвет орех", "19" "Тумба приставная Цвет орех", "35" "Шкаф металлический для документов", установленных в документации об Аукционе.
По позиции "19" "Тумба приставная Цвет орех" в техническом задании документации об Аукционе установлена следующая характеристика товара: "(Ширина х Глубина х Высота): ?41 см и <43 см, >59 см и до 62 см, от 74,5 см и <77 см.".
Участником с порядковым номером заявки "359457" по данному показателю указано: "(Ширина х Глубина х Высота): 42 см, 50 см, 75 см.".
Комиссией установлено, что на поставку товара по позиции "19" "Тумба офисная деревянная" предусмотрен Каталога 31.01.12.150-00000003, применение которого обязательно с 17.09.2021.
Позицией Каталога 31.01.12.150-00000003 по наименованию характеристики "Глубина тумбы" установлены значения " 60; < 40;
40 и < 50;
50 и < 60".
По позиции "17" "Стол сотрудника. Цвет орех" в техническом задании документации об Аукционе установлена следующая характеристика товара: "Столешница <> толщиной
21 мм и <24 мм <
>".
Участником с порядковым номером заявки "359517" по данному показателю указано следующее: "Столешница выполнена из шлифованного ДСП, толщиной выполнены из шлифованного ДСП."
Комиссией установлено, что на поставку товара по позиции "17" "Стол письменный" предусмотрен Каталога 31.01.10.000-00000004, применение которого обязательно с 17.09.2021.
Позицией Каталога 31.01.10.000-00000004 по наименованию характеристики "Толщина материала столешницы" установлены значения "< 16; 16 и < 20;
20 и < 24;
24 и < 30;
30 и < 35;
35 и < 40;
40 и < 45;
45".
По позиции "35" "Шкаф металлический для документов в техническом задании документации об Аукционе установлена следующая характеристика товара: "высота: 182 см и <185 см".
Участником с порядковым номером заявки "359517" по данному показателю указано следующее: "высота 1830 см".
Комиссией установлено, что на поставку товара по позиции "35" "Шкаф металлический для документов" предусмотрен Каталога 31.01.11.122-00000001, применение которого обязательно с 02.03.2020.
Позицией Каталога 31.01.11.122-00000001 по наименованию характеристики "высота" значений не установлено.
Таким образом, установление Заказчиком в техническом задании характеристик, не предусмотренных Каталогом, повлекло необоснованное отклонение участников закупки с порядковыми номерами "359457", "359517", в связи с чем Комиссия приходит к выводу о том, что действия Аукционной комиссии нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медикал сервис" обоснованной в части пунктов 3.2, 3.3 мотивировочной части решения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 05.10.2021 N 28/06/105-843/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 5 октября 2021 г. N 28/06/105-843/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.10.2021