Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:
<_> - руководителя управления, председателя Комиссии;
<_> - заместителя руководителя управления- начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, члена Комиссии;
<...> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, члена Комиссии;
В присутствии в режиме видеоконференцсвязи представителя Муниципального учреждения "Улан-Удэстройзаказчик" (далее - Заказчик) -<_>. (доверенность от 15.09.202), представителя ООО "Байкал-Техстрой" - <_> (доверенность от 31.09.2021),
Рассмотрев обращение МУ "Улан-Удэстройзаказчик" (вх. от 27.08.2021 N 5693) о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Байкал-Техстрой" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 19.01.2020 реестровый номер контракта 3032333944020000009, заключенного по итогам закупки на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги ул. Революции 1905 г. от пр. 50-летия Октября до ул. Левченко (II этап), номер извещения 0102200001619005388, в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99, части 2 статьи 99, статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44- ФЗ "О контрактной системе" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1078),
УСТАНОВИЛА:
Из обращения Заказчика следует, что 19.01.2020 был заключен контракт N 2020.5388 (реестровый номер контракта - 3032333944020000009) с ООО "Байкал-Техстрой" на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги ул. Революции 1905 г. от пр. 50-летия Октября до ул. Левченко (II этап) (далее -Контракт).
В соответствии с п. 3.3 срок выполнения работ установлен с момента заключения контракта до 15.12.2020 года.
До настоящего времени контракт не исполнен.
29.07.2021 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем расторжении контракта было размещено в Единой информационной системе, направлено заказным письмом с уведомлением в адрес Общества, а также по адресу электронной почты.
На основании изложенного просят включить сведения об ООО "Байкал-Техстрой" в реестр недобросовестных поставщиков.
Представитель ООО "Байкал-Техстрой" (далее - Общество) на заседании Комиссии пояснила, что после того как Общество приступило к выполнению работ было установлено, что объемы работ, указанные в проектно-сметной документации занижены относительно фактических с ПК17+00 до ПК29+00. Данная информация была доведена до Заказчика и Актом обследования участка от 10.06.2020, протоколом заседания технического совета МУ "Улан-Удэстройзаказчик" от 10.06.2020 данный факт был подтвержден, что послужило основанием для разработки дополнительных локально-сметных расчетов и увеличения цены контракта с 56 057 715,93 рублей до 70 994 494,80 рублей.
29.12.2020 все работы на объекте, предусмотренные контрактом были выполнены в полном объеме на всю сумму. Заказчиком приняты и оплачены работы на сумму 70 632 028,64 рубля. Не были приняты Заказчиком работы на сумму 362 466, 16 рублей.
По выданному Заказчиком предписанию от 16.03.2021 N 2 об устранении просадки на покрытии тротуара в районе дома N 104А и заделки швов между тротуарными плитами до 05.05.2021 работы были выполнены.
Письмами от 22.07.2021 N 145, от 02.08.2021 N 150 ООО "Байкал-Строй" направляло в адрес Заказчика уведомление об устранении всех замечаний и готовности объекта к сдаче в эксплуатацию с приложением актов по форме КС-2, КС-3 N 12-1, 12-2 от 01.07.2021.
Заказчик по электронной почте уведомил Общество о проведении приемки работ рабочей комиссией 04.08.2021 в 14-00 часов.
В назначенное время представители Заказчика не явились на приемку работ, присутствовали только представители администрации Железнодорожного района.
Мотивированного отказа от приемки выполненных работ от Заказчика в адрес Общества не направлялось.
Полагают неправомерным решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссия Бурятского УФАС России, рассмотрев представленные документы, установила следующее:
Частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков установлен Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 30.06.2021 N 1078 (далее - Постановление N 1078).
В результате проведенной внеплановой проверки, предусмотренной пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпунктом "а" пункта 13 Постановления N 1078 выявлены нарушения статьи 95 Закона о контрактной системе:
1. 16.12.2019 на официальном сайте в единой информационной системе (далее - ЕИС) было размещено извещение о проведении электронного аукциона, номер извещения - 0102200001619005388 (далее - Аукцион). Начальная (максимальная) цена контракта - 56 339 413, 00 рублей.
19.01.2020 между Заказчиком и ООО "Байкл-Техстрой" заключен муниципальный контракт N 2020.5388 на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги ул. Революции 1905 г. от пр. 50-летия Октября до ул. Левченко (II этап).
Реестровый номер контракта - 3032333944020000009.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта: "Генеральный подрядчик обязуется выполнить работы по заданию Муниципального заказчика по объекту: "Ремонт автомобильной дороги ул. Революции 1905 г. от пр. 50-летия Октября до ул. Левченко (II этап)" в соответствии с Проектной документацией (Приложение N1 к контракту) и сметному расчету (Приложение N3 к контракту), а Заказчик берет на себя обязательства принять работы и оплатить их в соответствии с условиями настоящего Контракта".
В соответствии с пунктом 3.3 Контракта:
Начало работ - с момента заключения контракта, окончание работ - до 15.12.2020 г.
Окончание работ по объекту подтверждается подписанием Акта приемочной комиссии (форма КС-14, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а).
25.12.2020 дополнительным соглашением N 8 к Контракту, цена контракта увеличена с 56 339 413, 00 рублей до 70 994 494,80 рублей. По поводу основания увеличения цены контракта более чем на 10% от цены контракта представителем Заказчика пояснения не даны.
Согласно подпункту "в" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта.
Аналогично пунктом 12.1 Контракта предусмотрено:
Изменение существенных условий Контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
а) при снижении цены Контракта без изменения предусмотренных Контрактом объема работы, качества выполняемой работы и иных условий.
б) если по предложению Муниципального заказчика увеличиваются предусмотренные Контрактом объемы и (или) виды выполняемых работ не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные Контрактом объемы выполняемой работы не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены Контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги, исходя из установленной в Контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены Контракта. При уменьшении предусмотренных Контрактом объема работы стороны Контракта обязаны уменьшить цену Контракта, исходя из цены единицы работы.
в) при уменьшении ранее доведенных до Муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом Муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) объема работы, предусмотренных контрактом.
Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение пп. "в" п.1 ч.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, выразившееся в заключении дополнительного соглашения от 25.12.2020 N 8 согласно которому цена была увеличена более чем на 10 % от цены контракта, с 56 339 413, 00 рублей до 70 994 494,80 рублей, что составляет 26.012% от цены Контракта (56 339 413,00 рублей).
По факту изменения условий контракта, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе, должностные лица несут ответственность в соответствии с частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ.
2. В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии со ст. 450 Гражданского кодекса РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с пунктом 14.2 Контракта, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
29.07.2021 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с тем, что ООО "Байкал-Техстрой" не исполнило своих обязательств в полном объеме.
Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (то есть по 03.08.2021, с учетом выходных дней).
29.07.2021 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС, направлено по адресу электронной почты и заказным письмом в адрес Общества.
Датой надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Заказчиком представлен отчет об отслеживании почтового отправления, согласно которому вручение письма Обществу произведено 16.09.2021. Таким образом, датой надлежащего уведомления является дата 16.09.2021.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, то есть 27.09.2021.
Вместе с тем, Комиссия Бурятского УФАС России выслушав доводы, изучив представленные материалы приходит к следующему выводу:
Как указано в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2011 года N 1811-О-О и от 24 сентября 2012 года N 1807-О, статья 19 Закона о размещении заказов направлена на обеспечение добросовестной конкуренции среди участников размещения государственного заказа.
Односторонний отказ от исполнения государственного контракта является в соответствии со статьей 104 Закона о размещении заказов одним из оснований для включения сведений о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков.
Данная санкция влечет для участника закупки неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку может ограничить права такого участника на участие в течение установленного срока в аукционах по размещению государственных и муниципальных заказов (часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Как указано в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника размещения заказа, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона о размещении заказов.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в аукционах, антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника заказа.
Из материалов дела усматривается отсутствие недобросовестного поведения ООО "Байкал-Техстрой", выраженного в умышленном неисполнении контракта в установленные сроки.
Данное обстоятельство подтверждается пояснениями Общества, а также копиями представленных документов, а именно согласно представленным документам Обществом были выполнены работы в срок до 29.12.2020, а Заказчиком были приняты работы на сумму 70 632 028,64 рубля. Представителем Заказчика данный довод не отрицался. Заказчиком не были приняты работы на сумму 362 466, 16 рублей.
В соответствии с пунктом 15 Постановления N 1078, Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Поскольку Заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а Обществом представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, то принимая во внимание вышесказанное, Комиссия Бурятского УФАС России считает, что в рассмотренном случае включение сведений об ООО "Байкал-Технострой" в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не усматривается умышленное неисполнение условий контракта.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, статьёй 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"
РЕШИЛА:
1. Отказать во включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Байкал-Техстрой" (ИНН - 0323400937, КПП -032301001, адрес (место нахождения): 670049, Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, мкр 105-й, д.32, кв.29) в реестр недобросовестных поставщиков.
Дата признания уклонившимся |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по разделу I |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения в ЕИС |
Итого просрочка в днях по разделу III |
|||
29.07.2021 |
27.09 - 29.09.2021 |
27.09.2021 |
- |
27.09.2021 |
04.10.2021 |
04.10.2021 |
- |
05.10- 07.10.2021 |
06.10.2021 |
- |
- |
2. Признать Заказчика нарушившим подпункт "в" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Бурятского УФАС России для возбуждения административного производства по части 4 статьи 7.32 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии |
|
|
Члены комиссии |
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 4 октября 2021 г. N 003/06/104-928/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.10.2021