Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителя государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" - _, действующего на основании доверенности б/н от 28.05.2021 года (со сроком действия 1 (один) год);
в отсутствие индивидуального предпринимателя _, представителей муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Инсарская средняя общеобразовательная школа N2", надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела N013/06/64-527/2021,
рассмотрев 04 октября 2021 года в дистанционном режиме посредством видеоконференц-связи жалобу индивидуального предпринимателя _ (далее - Заявитель) на действия муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Инсарская средняя общеобразовательная школа N2" (далее - Заказчик), государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении электронного аукциона N 0809500000321002052 на выполнение работ по замене оконных блоков, ремонта потолка в Инсарской средней школе N2 (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 27.09.2021 года поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 28.09.2021 года N640 рассмотрение жалобы назначено на 04.10.2021 года в 11 часов 30 минут.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного учреждения и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Кроме того, уведомление от 28.09.2021 года N640 о назначении дела N013/06/64-527/2021 к рассмотрению размещено в единой информационной системе в сфере закупок в сети интернет по адресу: http://zakupki.gov.ru и доступно для всеобщего ознакомления.
Мордовским УФАС России до рассмотрения жалобы по существу, на основании письменного ходатайства об участии в заседании Комиссии посредством видеоконференц-связи, заявленного Уполномоченным учреждением, письмом N2357 от 30.09.2021 года сторонам по делу было направлено приглашение на участие в видеоконференции (далее - ВКС), а также идентификатор (ID) сеанса ВКС, инструкция участника web-видеоконференции.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, возражений Заказчика, Уполномоченного учреждения, заслушав пояснения сторон, исследовав имеющиеся в деле доказательства, в результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
Извещение N 0809500000321002052 и документация о проведении Аукциона размещены Уполномоченным учреждением по заявке Заказчика на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 20.09.2021 18:31 (MSK (UTC+3) Москва, стандартное время).
Начальная (максимальная) цена контракта: 5 108 695,65 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 28.09.2021 09:00.
Дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок: 29.09.2021.
Дата проведения аукциона в электронной форме: 30.09.2021.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.
Из жалобы следует, что по мнению Заявителя, Заказчик должен был установить в аукционной документации обязательные в соответствии с действующим законодательством требования, предъявляемые в данном случае к участникам рассматриваемой закупки, а именно, требование о членстве участников в саморегулируемой организации в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, поскольку согласно сметным расчетам в число работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого по результатам процедуры контракта, включены "Демонтаж оконных коробок", "Установка в жилых и общественных зданиях оконных блоков из ПВХ", относящиеся к работам капитального характера.
Согласно представленным в порядке части 2 статьи 106 Закона о контрактной системе возражениям (вх.N5198 от 04.10.2021 года) следует, что Заказчик с доводами жалобы не согласен, считает ее необоснованной, так как подлежащие выполнению работы в рамках рассматриваемой закупки относятся к текущему ремонту здания образовательного учреждения.
Проанализировав содержание жалобы Заявителя, возражений Заказчика, Уполномоченного учреждения, исследовав имеющиеся в деле доказательства, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать:
- наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе (часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Из положений части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) следует, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
На основании части 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей (часть 2.1 статьи 52 ГрК РФ).
Как установлено Комиссией Мордовского УФАС России объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по замене оконных блоков, ремонта потолка в здании МБОУ "Инсарская средняя общеобразовательная школа N2". Перечень подлежащих выполнению работ приведен в локальном сметном расчете N02-01-01, размещенном Заказчиком в составе аукционной документации на сайте ЕИС. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 108 695,65 рублей.
Согласно пункту 14.2 статьи 1 ГрК РФ под капитальным ремонтом объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
При этом, в соответствии с пунктом 24 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" строительная конструкция - это часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции.
Согласно части 6 статьи 55.24 ГрК РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
В соответствии с частью 8 статьи 55.24 ГрК РФ техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
Текущий ремонт - это комплекс мероприятий, осуществляемый в плановом порядке в период расчетного срока службы здания (сооружения) в целях восстановления исправности или работоспособности, частичного восстановления его ресурса, установленной нормативными документами и технической документацией, обеспечивающих их нормальную эксплуатацию (пункт 3.12 Свод правил СП 255.1325800.2016 "Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения", утвержденный приказом Минстроя России от 24.08.2016 года N 590/пр).
Кроме того, понятие текущего и капитального ремонта содержатся в ведомственных строительных нормах ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденных приказом Госкомархитектуры Российской Федерации при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312 (далее - ВСН N 58-88 (р)) и в "Положении о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений" МДС 13-14.2000, утвержденном постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279 (далее - Положения МДС 13-14.2000).
Из положений данных нормативных актов следует, что в рамках капитального или текущего ремонта могут выполняться одни и те же виды работ, однако, для квалификации проведенных работ имеют значение не их виды (наименования), а цель проведения, общий объем работ и последствия для объекта.
Из системного анализа норм пунктов 4.1, 5.1 ВСН N 58-88 (р), Приложения N 7 ВСН N 58-88 (р) "Перечень основных работ по текущему ремонту зданий и объектов", пунктов 3.1, 3.4, 3.11 Положения МДС 13-14.2000, приложений N 3 и N 8 Положения МДС 13-14.2000 следует, что к работам по капитальному ремонту относятся работы по полной замене всех оконных блоков в целом в здании или в его части, а частичная их замена, без постановки на капитальный ремонт объекта или его части, относится к работам по текущему ремонту.
Наряду с этим Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, что приведенные Заявителем в жалобе виды работ не входят в перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624.
Заказчик в письменных возражениях (вх.N5198 от 04.10.2021 года) указывает, что здание муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Инсарская средняя общеобразовательная школа N2" на капитальный ремонт не ставилось, ремонт должен проводиться в процессе работы образовательного учреждения, без приостановки его деятельности на время строительных работ. Ремонту подлежит только часть потолка первого этажа здания и частичная замена окон образовательной организации. Сроки проведения работ в соответствии с документацией об электронном Аукционе носят краткосрочный характер. Кроме того, источником финансирования настоящей закупки является целевая субсидия на проведение мероприятий, не включенных в муниципальное задание, - укрепление материально-технической базы школы. Направлением расходования субсидии является замена оконных блоков, ремонт потолка (пункт 1.2 Соглашения N78 о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели из бюджета Инсарского муниципального района - укрепление материально-технической базы МБОУ "Инсарская средняя общеобразовательная школа N2" от 09 сентября 2021 года).
Частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов. Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке главы 6 Закона о контрактной системе.
Принимая во внимание положения вышеприведенных нормативных правовых актов, а также возражения Заказчика, учитывая, что подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих довод Заявителя, основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу о том, что необходимость установления дополнительных требований к участникам закупки в части членства в саморегулируемой организации у Заказчика отсутствовала.
При указанных обстоятельствах Комиссия Мордовского УФАС России находит доводы Заявителя необоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу индивидуального предпринимателя _ на действия муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Инсарская средняя общеобразовательная школа N2", государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона N 0809500000321002052 на выполнение работ по замене оконных блоков, ремонта потолка в Инсарской средней школе N2 необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 4 октября 2021 г. N 013/06/64-527/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2021