Комиссия Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Волкова М.В. Чарочкина Т.Ю. Радышевская В.А. |
- председатель Комиссии, - член Комиссии, - член Комиссии, |
в присутствии представителя общества с ограниченной ответственностью "БГС - Комплект" (далее - ООО "БГС - Комплект") - Лукьянченко М.В. (по доверенности, личность удостоверена), в присутствии представителей заказчика - Администрации Коммунаровского сельсовета Беловского района Курской области (далее - заказчик) Шахов А.И. (личность удостоверена) (дистанционно с использованием средств видеоконференцсвязи по ссылке https://fas3.tconf.rt.ru/c/1104756588, указанной в уведомлении Курского УФАС России исх. N4095 от 28.09.2021 г.), рассмотрев в порядке ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе_"), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078), представленное заказчиком - Администрацией Коммунаровского сельсовета Беловского района Курской области обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) информации в отношении ООО "БГС-Комплект" (адрес: 308009, Белгородская обл., г. Белгород, Народный б-р, д. 70, офис 606 "а"; ИНН 3123392667),
У С Т А Н О В И Л А:
В Курское УФАС России 27.09.2021 г. (вх. N5180) поступило обращение заказчика о включении информации в отношении ООО "БГС-Комплект" (адрес: 308009, Белгородская обл., г. Белгород, Народный б-р, д. 70, офис 606 "а"; ИНН 3123392667) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с уклонением ООО "БГС-Комплект" от заключения контракта по предмету: "Благоустройство территории земельного участка с кадастровым номером 46: 01: 090401: 72 в деревне Переверзевка, Беловского района, Курской области" (закупка N0144300006521000001).
В соответствии с требованиями ст.104 ФЗ "О контрактной системе_", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078, в случае поступления информации и документов об участнике закупки, признанным уклонившимся от заключения контракта, контрольный орган в сфере закупок осуществляет проверку содержащихся в документах и информации фактов недобросовестности поставщика (подрядчика исполнителя).
Проверкой установлено следующее.
03.09.2021 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) заказчиком размещены извещение о проведении электронного аукциона N0144300006521000001, аукционная документация (ИКЗ: 213460100038746010100100100014299244).
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 941 249 рублей 60 копеек.
В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном Аукционе "Благоустройство территории земельного участка с кадастровым номером 46: 01: 090401: 72 в деревне Переверзевка, Беловского района, Курской области" от 14.09.2021 г., заявка ООО "БГС-Комплект" (идентификационный номер заявки 36) признана аукционной комиссией заказчика соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
В связи с тем, что электронный аукцион признан несостоявшимся, заявка ООО "БГС-Комплект" признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе и ФЗ "О контрактной системе...", ООО "БГС-Комплект" признано победителем электронного аукциона N0144300006521000001.
В соответствии с ч.2 ст.83.2 ФЗ "О контрактной системе_" в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в ч.12 ст.54.7, ч.8 ст.69, ч.12 ст.82.1, ч.23 ст.83.1 ФЗ "О контрактной системе_" протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением ч.2.1 ст.83.2 ФЗ "О контрактной системе_"), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном ч.23 ст.68 ФЗ "О контрактной системе_", а также включения представленной в соответствии с ФЗ "О контрактной системе_" информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара), информации, предусмотренной п.2 ч.4 ст.54.4, п.7 ч.9 ст.83.1 ФЗ "О контрактной системе_", указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
В силу ч.3 ст.83.2 ФЗ "О контрактной системе_" в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный ч.4 ст.83.2 ФЗ "О контрактной системе_". В случае, если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с ч.1 ст.37 ФЗ "О контрактной системе_" или обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией о соответствующей электронной процедуре, и информацию, предусмотренные ч.2 ст.37 ФЗ "О контрактной системе_", а также обоснование цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в соответствии с ч.9 ст.37 ФЗ "О контрактной системе_" при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
В соответствии с ч.4 ст.83.2 ФЗ "О контрактной системе_" в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с ч.2 ст.83.2 ФЗ "О контрактной системе_", размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.
В силу ч.5 ст.83.2 ФЗ "О контрактной системе_" в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с ч.4 ст.83.2 ФЗ "О контрактной системе_" протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры. При этом размещение в единой информационной системе и на электронной площадке заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя допускается при условии, что такой победитель разместил на электронной площадке протокол разногласий в соответствии с ч.4 ст.83.2 ФЗ "О контрактной системе_".
Согласно ч.6 ст. 83.2 ФЗ "О контрактной системе_" в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных ч.5 ст.83.2 ФЗ "О контрактной системе_", победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с ч.3 ст.83.2 ФЗ "О контрактной системе_", подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.
15.09.2021 г. заказчиком на официальном сайте ЕИС без своей подписи размещен проект контракта.
Таким образом, регламентированный срок для подписания контракта со стороны победителя закупки приходится 20 сентября 2021 года.
В установленный срок - до 20.09.2021 23:59 (время московское) ООО "БГС-Комплект" не размещены на электронной площадке документы, предусмотренные ФЗ "О контрактной системе...", а именно: проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
21.09.2021 оператор электронной площадки направил Заказчику уведомление об уклонении участника аукциона от заключения контракта.
21.09.2021 Заказчиком был сформирован протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта, данный протокол размещен на официальном сайте ЕИС 22.09.2021.
В письменных объяснениях ООО "БГС - Комплект" указало, что контракт не был заключен в связи с тем, что ответственный за подписание Контракта (согласно приказу ООО "БГС - Комплект" от 17.03.2021 N2/01) сотрудник по причине болезни отсутствовал на рабочем месте, что подтверждают представленной в материалы дела справкой медицинского учреждения.
В материалы дела представлена банковская гарантия N41242-21-10 от 20.09.2021 в размере 247 062,48 руб. в качестве подтверждения обеспечения исполнения муниципального контракта, которая размещена в установленном законом порядке в реестре банковских гарантий 20.09.2021, т.е. на последний день, приходящийся для подписания муниципального контракта. Следовательно, ООО "БГС - Комплект" в срок до признания его в соответствии с ФЗ "О контрактной системе_" уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
В заседании Комиссии Курского УФАС России представитель ООО "БГС - Комплект" подтвердил намерение исполнить контракт на условиях документации об электронном аукционе, а представитель Заказчика выразил согласие на подписание контракта с данным участником закупки.
Как следует из материалов настоящего дела, ООО "БГС - Комплект" умысла уклониться от заключения контракта не имело.
ООО "БГС - Комплект" является субъектом малого предпринимательства - микропредприятием, а также имеет положительную практику надлежащего исполнения контрактов, заключенных с ООО "БГС - Комплект" по итогам проведения закупок конкурентными способами.
Подпунктом "б" пункта 14 Правил установлен порядок принятия органом контроля решения об отказе во включении информации об участнике закупки в РНП в случае уклонения участника закупки от заключения контракта, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, участником закупки в срок до признания его в соответствии с ФЗ "О контрактной системе_" уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Учитывая изложенное, обстоятельства дела и имеющиеся в рассмотрении дела материалы, подпункт "б" п.14 Правил, Комиссия Курского УФАС России не усматривает в действиях ООО "БГС - Комплект" умышленных намерений по уклонению от заключения контракта на Благоустройство территории земельного участка с кадастровым номером 46: 01: 090401: 72 в деревне Переверзевка, Беловского района, Курской области.
В силу ч.2 ст.104 ФЗ "О контрактной системе_" в РНП включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Перечень случаев включения информации об участнике закупки в РНП, установленный ст.104 ФЗ "О контрактной системе_", не допускает расширенного толкования.
По смыслу нормы ч.2 ст.104 ФЗ "О контрактной системе_" информация об участнике закупки включается в РНП только в случае, если такой участник уклонился от заключения контракта, а также в случае, если контракт расторгнут по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением условий контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
РНП является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры определения поставщика обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров, работ, услуг для государственных, муниципальных нужд.
Ни ФЗ "О контрактной системе_", ни Правила не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные ему сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр (РНП) без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Включение информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных заказов.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлениях от 30.07.2001 г. N13-П и 21.11.2002 г. N15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушения, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона как элемент субъективной стороны состава правонарушения; применяемые санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Учитывая, что включение сведений в РНП является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений ФЗ "О контрактной системе...", Комиссия при принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в РНП не ограничивается формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Размещение сведений об участнике размещения закупки в РНП осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения закупки от заключения и выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения закупки отказаться от заключения контракта или установит факт умышленного неисполнения/ненадлежащего исполнения (выполнения) условий контракта.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 г. N10 - П, федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и, во всяком случае, не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
С учетом изложенного, материалов, имеющихся в настоящем деле, сведений, размещенных в ЕИС, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Отказать заказчику - Администрации Коммунаровского сельсовета Беловского района Курской области во включении информации в отношении общества с ограниченной ответственностью "БГС-Комплект" (адрес: 308009, Белгородская обл., г. Белгород, Народный б-р, д. 70, офис 606 "а"; ИНН 3123392667) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.В. Волкова
Члены Комиссии Т.Ю. Чарочкина
В.А. Радышевская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 4 октября 2021 г. N РНП-46-572
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.10.2021