Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Коми республиканский перинатальный центр" (далее - ГБУЗ РК "Коми республиканский перинатальный центр") от 20.09.2021 N 01-07/2029 (вх. от 22.09.2021 N 4168) о рассмотрении вопроса о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Сварка и Наплавка" (далее - ООО "Сварка и Наплавка") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения договора от 15.06.2021 N ЭА-107 (реестровый номер 21101487382 21 000115), заключенного по итогам закупки, осуществленной путем проведения электронного аукциона "Поставка диагностических перчаток", извещение N 0307200016621000076 (далее - обращение, договор),
|
|
УСТАНОВИЛА:
Согласно частям 1-2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
ГБУЗ РК "Коми республиканский перинатальный центр" представлено обращение о рассмотрении вопроса о включении сведений об ООО "Сварка и Наплавка" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения договора.
Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
ГБУЗ РК "Коми республиканский перинатальный центр", ООО "Сварка и Наплавка" о времени и месте рассмотрения обращения и проведении внеплановой проверки извещены.
ГБУЗ РК "Коми республиканский перинатальный центр" в письме от 29.09.2021 N б/н (вх. от 29.09.2021 N 4946э) заявлено о рассмотрении обращения в отсутствие своих представителей.
Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта а) пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.
1. Заказчиком закупки явилось ГБУЗ РК "Коми республиканский перинатальный центр".
Объект закупки - "Поставка диагностических перчаток".
Начальная (максимальная) цена договора - 990 080,00 руб.
Извещение о проведении аукциона в электронной форме, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 17.05.2021.
По результатам осуществления закупки, на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 01.06.2021, ГБУЗ РК "Коми республиканский перинатальный центр" (заказчик) и ООО "Сварка и Наплавка" (поставщик) 15.06.2021 заключили договор.
По пунктам 1.1, 2.1 договора: "Заказчик поручает, а Поставщик принимает на себя обязательства на поставку диагностических перчаток (далее - Товар) в соответствии с Приложением N1, которое является неотъемлемой частью настоящего контракта.
Цена настоящего контракта составляет 603 948 (Шестьсот три тысячи девятьсот сорок восемь) рублей 80 копеек, НДС не облагается".
В пункте 3.1 договора регламентированы обязанности поставщика: "Поставщик обязан:
-при поставке товара предоставить декларацию о соответствии (сертификат соответствия), регистрационное удостоверение на медицинское изделие и другие документы, подтверждающие качество и безопасность товара (в случае, если данные требования предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации);
-представлять по требованию Заказчика информацию и документы, относящиеся к предмету контракта для проверки исполнения Поставщиком обязательств по контракту;
-незамедлительно информировать Заказчика обо всех обстоятельствах, препятствующих исполнению контракта;
-своими силами и за свой счет устранять допущенные недостатки при поставке Товара;
-выполнять свои обязательства, предусмотренные положениями контракта;
-достоверно оформить отгрузочные и расчетные документы.
-обеспечивать качество Товара в соответствии с разделом 4 контракта.
-направить заказчику УПД в электронной форме подписанный электронной подписью посредством ЕИС в соответствии с положениями раздела "Порядок приемки товара" контракта".
Пункт 3.3 договора содержит обязанности заказчика: "Заказчик обязан: предоставлять Поставщику всю имеющуюся у него информацию и документы, относящиеся к предмету контракта и необходимые для исполнения Поставщиком обязательств по контракту; своевременно принять и оплатить поставленный Товар; выполнять свои обязательства, предусмотренные иными положениями контракта; получив от Поставщика УПД в электронной форме, подписать его электронной подписью и отправить Поставщику".
В пункте 5.1 договора определен срок поставки товара: "Срок поставки Товара: 50% объема поставки товара по каждой позиции в течение 10 календарных дней с даты заключения контракта. Оставшаяся часть по 31 августа 2021 года, по заявкам Заказчика, в течение 10 дней с момента подачи заявки Заказчиком".
По пунктам 9.1, 11.2 договора: "Настоящий контракт вступает в законную силу с момента его подписания Сторонами и действует до 31 декабря 2021 года, в части оплаты - до полного исполнения Заказчиком обязательств.
Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством".
2. Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В частях 12, 13, 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
3. По результатам анализа материалов обращения установлено, что в установленный договором срок поставка товара в полном объеме ООО "Сварка и Наплавка" не произведена.
ООО "Сварка и Наплавка" в адрес заказчика направлено гарантийное письмо от 30.06.2021 N 30/03, в котором поставщик гарантировал поставку товара по договору в срок до 15.07.2021.
Заказчиком - ГБУЗ РК "Коми республиканский перинатальный центр" в адрес ООО "Сварка и Наплавка" посредством электронной почты 20.07.2021, 22.07.2021 направлялись письма об истечении срока поставки товара, в том числе по гарантийному письму, о необходимости поставки товара в связи с острой нуждаемостью заказчика в подлежащем к поставке товаре.
Заказчиком письмом от 29.07.2012 в адрес ООО "Сварка и Наплавка" направлено требование об уплате пени за просрочку поставки товара, о необходимости поставки товара, о намерении в случае непоставки товара расторгнуть договор в одностороннем порядке; также в указанном требовании заказчик предложил рассмотреть вопрос о расторжении договора по соглашению сторон.
Заказчиком - ГБУЗ РК "Коми республиканский перинатальный центр" 10.08.2021 принято решение N 01-07/1714 об одностороннем отказе от исполнения договора по причине неисполнения поставщиком обязательств по договору.
Как следует из материалов обращения, решение заказчика от 10.08.2021 об одностороннем отказе от исполнения договора размещено на официальном сайте 13.08.2021, направлено 11.08.2021 по почте заказным письмом с уведомлением ООО "Сварка и Наплавка", а также 12.08.2021 посредством электронной почты.
По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - ГБУЗ РК "Коми республиканский перинатальный центр" нарушений установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе, не выявлено.
Датой надлежащего уведомления поставщика о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения договора заказчик признал дату по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения договора в единой информационной системе (14.09.2021).
Согласно статьям 191, 193 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
С учетом требований части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, положений статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации дата вступления в законную силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта и дата расторжения контракта - 25.09.2021.
В обращении ГБУЗ РК "Коми республиканский перинатальный центр" указало дату расторжения договора -13.09.2021, обозначенная дата указана заказчиком также в информации о расторжении договора в реестре контрактов на официальном сайте.
Действие заказчика - ГБУЗ РК "Коми республиканский перинатальный центр" в части неверного исчисления даты вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения договора и даты расторжения договора не соответствует требованиям части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
4. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, изложенному в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.
Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Исходя из пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
ООО "Сварка и Наплавка", подавая заявку на участие в электронном аукционе, выразило согласие на поставку товара на условиях закупки.
ООО "Сварка и Наплавка", как субъекту, осуществляющему предпринимательскую деятельность на свой риск, надлежало до подачи заявки на участие в закупке оценить свои возможности по исполнению обязательств по договору в соответствии с требованиями закупки.
В материалах обращения отсутствуют, ООО "Сварка и Наплавка" не представлено доказательств принятия всех возможных мер по надлежащему исполнению договора, как и не представлены информация и документы, подтверждающие, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Безусловных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение ООО "Сварка и Наплавка" условий договора произошло по вине заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий договора, либо по вине третьих лиц, в материалах обращения отсутствуют, ООО "Сварка и Наплавка" не предоставлено.
На заседании комиссии Коми УФАС России по рассмотрению обращения не установлено объективных причин, препятствующих ООО "Сварка и Наплавка" исполнению условий договора.
При участии в электронном аукционе ООО "Сварка и Наплавка" должно было осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий при отказе от исполнения взятых на себя обязательств при заключении договора.
В разделе III Правил регламентирован порядок рассмотрения обращения органом контроля и основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо об отказе в таком включении.
В пункте 15 раздела III Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Основания для отказа во включении сведений об ООО "Сварка и Наплавка" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренные в пункте 15 раздела III Правил, отсутствуют.
По мнению Комиссии Коми УФАС России, ООО "Сварка и Наплавка" допущено виновное недобросовестное поведение, за которое предусмотрена ответственность в виде включения информации об ООО "Сварка и Наплавка" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом установленных обстоятельств, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, подп. б) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить представленную ГБУЗ РК "Коми республиканский перинатальный центр" информацию в отношении ООО "Сварка и Наплавка" (адрес места нахождения: 117535, город Москва, Россошанская улица, дом 4, корпус 1, квартира 170; ИНН: 7726464502, КПП: 772601001; генеральный директор: <_>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) согласно приложению к решению в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения договора от 15.06.2021 N ЭА-107 (реестровый номер 21101487382 21 000115), заключенного по итогам закупки, осуществленной путем проведения электронного аукциона "Поставка диагностических перчаток", извещение N 0307200016621000076, сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ООО "Сварка и Наплавка" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанной информации на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
3. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения действие заказчика - ГБУЗ РК "Коми республиканский перинатальный центр" в части неверного исчисления даты вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения договора и даты расторжения договора, признается не соответствующим требованиям части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 29 сентября 2021 г. N РНП-11-170
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2021