Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми (далее - УФНС России по Республике Коми) от 23.09.2021 N 19-59/14114 (вх. от 23.09.2021 N 4177) о рассмотрении вопроса о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Альго" (далее - ООО "Альго") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта от 23.07.2021 N 03071000009210000470001 (реестровый номер 11101486269 21 000056), заключенного по результатам закупки, осуществленной путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по уборке помещений (клининговых услуг)", извещение N 0307100000921000047 (далее - обращение, государственный контракт),
при участии в заседании: <_>, <_>, <_>, представителей УФНС России по Республике Коми по доверенностям от 29.09.2021 NN 05-23/2/21, 35-23/2/23, 05-23/2/22 соответственно,
|
|
УСТАНОВИЛА:
Согласно частям 1-2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
УФНС России по Республике Коми представлено обращение о рассмотрении вопроса о включении сведений об ООО "Альго" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта.
Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
УФНС России по Республике Коми, ООО "Альго" о времени и месте рассмотрения обращения и проведении внеплановой проверки извещены.
УФНС России по Республике Коми в составе письма от 30.09.2021 N 19-49/14552 (вх. от 30.09.2021 N 4282) в материалы обращения представлены дополнительные письменная информация и копии документов.
ООО "Альго" в письме вх. от 30.09.2021 N 4971э представлены возражения относительно доводов, изложенных в решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, заявлено о проведении проверки по факту одностороннего расторжения государственного контракта, также в составе письма представлены копии документов в обоснование своих доводов.
Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта а) пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.
1. Заказчиком закупки явилось УФНС России по Республике Коми.
Объект закупки - "Оказание услуг по уборке помещений (клининговых услуг)".
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 249 662,84 руб., источником финансирования закупки явились средства федерального бюджета.
Извещение о проведении аукциона в электронной форме, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) 01.07.2021.
По результатам осуществления закупки, на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 12.07.2021, УФНС России по Республике Коми (заказчик) с ООО "Альго" (исполнитель) 23.07.2021 заключен государственный контракт.
По пунктам 1.1-1.3 государственного контракта: "По Контракту Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательство оказать услуги по уборке помещений (клининговые услуги) в здании по адресу: 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар ул. Ленина, 45 (далее - услуги) в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту) и сдать результат Заказчику.
Виды и объемы услуг, технические требования к услугам устанавливаются условиями настоящего Контракта, а также Техническим заданием (Приложение N1 к Контракту).
Срок оказания Исполнителем услуг по Контракту: с 01.08.2021 по 30.11.2021".
В пунктах 1, 3 Приложения N 1 к Техническому заданию, являющемуся приложением к государственному контракту, определено, наряду с прочим: "Основанная уборка должна проводиться в присутствии работников Заказчика в течение рабочего дня, с учетом установленного Заказчиком рабочего времени, ежедневно, а в отдельных случаях - с иной периодичностью, предусмотренной Таблицей N 1 настоящего технического задания.
Поддерживающая уборка должна проводиться в течение рабочего дня с учетом установленного Заказчиком рабочего времени ежедневно, а в отдельных случаях - с иной периодичностью, предусмотренной Таблицей N 1 настоящего технического задания.
Пополнение расходных материалов (моющие средства для пола, стекла, пластика, чистящие средства щелочные и кислотные, чистящие средства для санузлов, дезинфицирующие средства, пакеты для мусора, туалетная бумага, бумажные полотенца, жидкое мыло, освежители воздуха, средства для удаления засоров в раковинах и унитазах) осуществляется Исполнителем по мере расходования в достаточном количестве и за его счет".
В пункте 2.1 государственного контракта регламентированы обязанности исполнителя: "Исполнитель обязан:
-оказывать услуги в соответствии с требованиями, указанными в Техническом задании (Приложение N 1 к настоящему Контракту), в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом;
-своевременно оформлять и передавать Заказчику документы, предусмотренные настоящим Контрактом;
-своими силами и за свой счет устранять допущенные по его вине в оказанных услугах недостатки, которые могут повлечь отступления от требований Технического задания (Приложение N 1 к настоящему Контракту) и иных условий настоящего Контракта;
-немедленно предупредить Заказчика и до получения от него указаний приостановить оказание услуг при обнаружении возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний о способе оказания услуг. Исполнитель, не уведомивший Заказчика об указанных обстоятельствах, либо продолживший оказание услуг, несмотря на указание Заказчика о прекращении оказания услуг, не вправе при предъявлении к нему Заказчиком или им к Заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства;
-в случае приостановления выполнения принятых обязательств по настоящему Контракту в суточный срок с момента такого приостановления информировать об этом Заказчика с соответствующими обоснованиями;
-по письменному запросу Заказчика информировать его о ходе оказания услуг в любой период исполнения настоящего Контракта, в срок, установленный Заказчиком в таком запросе;
-в случае, когда услуги оказываются Исполнителем с отступлениями от условий настоящего Контракта или с иными недостатками, по требованию Заказчика безвозмездно устранить недостатки в разумный срок либо оказать услуги заново с возмещением Заказчику причиненных просрочкой исполнения убытков;
-обеспечить сохранность имущества Заказчика, не допускать его порчи в период оказания услуг;
-не менее чем за 3 (три) дня до начала предоставления услуг предоставить Заказчику список лиц, привлекаемых для оказания услуг, с указанием фамилии, имени, отчества и паспортных данных (серия, номер), ведомости о проведенных инструктажах по пожарной безопасности, инструктажа по технике безопасности согласно приложениям N 2, 3 к Контракту, приказ о назначении ответственного лица за координацию и деятельность персонала в процессе исполнения обязанностей по контракту с указанием номера телефона для решения производственных вопросов, список автотранспорта с указанием государственных номеров (и вышеуказанных данных на водителей), который по служебной необходимости может быть допущен на территорию объектов Заказчика.
Списки лиц, привлекаемых для оказания услуг, составляются в алфавитном порядке. Запрещается привлекать для выполнения работ (оказания услуг) на объекте, иностранных граждан, лиц без гражданства и лиц с двойным гражданством.
Пропуск на объект лиц, привлекаемых для оказания услуг, осуществляется в рабочее время на основании письменного согласования списка Заказчиком и уведомления охранной организации, осуществляющего охрану объектов Заказчика;
-исполнять полученные в ходе оказания услуг указания Заказчика, если такие указания не противоречат условиям настоящего Контракта.
-при привлечении к исполнению настоящего Контракта субподрядчиков, соисполнителей нести ответственность за действия (бездействие) таких субподрядчиков, соисполнителей как за свои собственные;
-сдать оказанные услуги Заказчику в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Контрактом".
Согласно пункту 2.3 государственного контракта: "Заказчик обязан:
-осуществить приемку оказанных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями настоящего Контракта;
-оплатить оказанные услуги в соответствии с условиями настоящего Контракта;
-обеспечить доступ персонала Исполнителя, привлекаемого для оказания услуг в соответствии с условиями Технического задания (Приложение N 1 к настоящему Контракту), на объекты Заказчика, внос и вынос имущества Исполнителя, используемого при оказании услуг, в установленном Заказчиком порядке;
-при обнаружении отступлений от настоящего Контракта или иных недостатков в оказываемых услугах немедленно заявить об этом Исполнителю".
В подпунктах 2.4.1-2.4.5 пункта 2.4 государственного контракта содержатся условия: "Заказчик вправе:
-проверять ход и качество выполнения Исполнителем условий настоящего Контракта.
-отказаться полностью или частично от оплаты услуг, не соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и/или настоящего Контракта.
-в случае отступления Исполнителем от условий настоящего Контракта назначить срок для приведения результата исполнения Контракта в соответствие с указанными условиями.
-в случае, когда услуги оказаны Исполнителем с отступлениями от условий Контракта, или с иными недостатками, которые делают их не пригодными для обычного использования, потребовать по своему выбору от Исполнителя:
-безвозмездного устранения недостатков в разумный срок;
-соразмерного уменьшения установленной за услуги цены.
-требовать от Исполнителя представления надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных настоящим Контрактом".
В пункте 3.1, подпункте 3.1.3 пункта 3.1, пунктах 3.2, 3.5, в подпунктах 3.13.1, 3.13.2, 3.13.4 пункта 3.13 государственного контракта определено: "Услуги оказываются в действующем административном здании. Услуги оказываются в соответствии с техническим заданием.
Если Исполнитель не приступил в установленные Контрактом сроки к исполнению Контракта или оказывает услуги настолько медленно, что оказание услуг к сроку становится явно невозможным, Заказчик вправе отказаться от исполнения Контракта и потребовать возмещения убытков.
Услуги оказываются с соблюдением правил действующего внутреннего распорядка Заказчика.
В случае не предоставления доступа на объект Исполнитель письменно (и немедленно любым другим способом) уведомляет Заказчика об этом и о других обстоятельствах, которые могут привести к задержке оказания услуг по вине Заказчика.
Заказчик вправе в любое время проверять ход и качество оказываемых Исполнителем услуг, не вмешиваясь в его деятельность.
Исполнитель в соответствии с условиями настоящего Контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении настоящего Контракта, а также к установленному Контрактом сроку обязан предоставить Заказчику результаты оказанных услуг, предусмотренных настоящим Контрактом.
Если при проведении осмотра и проверки оказанных услуг Заказчиком выявлены нарушения (недостатки), стороны составляют и подписывают акт, в котором должны быть отражены эти нарушения (недостатки) в порядке, предусмотренном разделом 4 Контракта".
Согласно пункту 5.2 государственного контракта: "Общая цена Контракта за весь объем оказанных услуг, предусмотренный Контрактом и техническим заданием (цена Контракта), определена по итогам аукциона в электронной форме и составляет 214 710 (двести четырнадцать тысяч семьсот десять) рублей 00 копеек, НДС не облагается".
По пункту 10.1 государственного контракта: "Срок действия Контракта устанавливается с момента его подписания и оканчивается 31.12.2021, а в части оплаты - после полного исполнения сторонами своих обязательств. В случае выявления любой из сторон нарушения условий настоящего контракта срок действия контракта продлевается до полного исполнения стороной взятых на себя обязательств либо урегулирования возникших претензий.
В пунктах 11.4, 11.5, 11.6 государственного контракта установлено: "Расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны от исполнения Контракта на основании положений предусмотренных гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в том числе, но не исключительно, в случаях:
-оказания услуг ненадлежащего качества, с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок либо являются существенными и неустранимыми (пункт 3 статьи 723 ГК РФ).
-нарушения Исполнителем сроков оказания услуг, если такое нарушение было зафиксировано Заказчиком два и более раза в период исполнения Контракта.
Данные случаи фиксируются Заказчиком документально посредством составления акта и уведомления Исполнителя телефонограммой либо факсимильным сообщением с последующим предоставлением почтовой связью акта и претензионного письма
Досрочное расторжение Контракта может иметь место по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации".
Согласно пункту 11.7 государственного контракта: "Исполнитель вправе отказаться от исполнения Контракта в одностороннем порядке в случаях необоснованного и неоднократного уклонения Заказчиком от приемки оказанных услуг и осуществления оплаты в течение более чем 2 (двух) месяцев".
В пункт 12.7 государственного контракта включено условие: "Направление всех сообщений должно осуществляется только по адресам (телефонам, электронной почте) указанным в настоящем Контракте. Направление (передача) сообщений на иной адрес (телефон, адрес электронной почты), не согласованный сторонами (не указанный (не внесенный) в раздел 13 настоящего контракта) признается ненадлежащим уведомлением, не влекущим правовых последствий, не изменяет условия настоящего контракта и не подлежит рассмотрению в порядке установленном настоящим Контрактом".
2. Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В частях 12, 13, 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
3. По результатам анализа материалов обращения установлено следующее.
ООО "Альго" письмом от 29.07.2021 N 122/21 направило на электронную почту Заказчика, указанную в Контракте (zakupki.r1100@tax.gov.ru), список сотрудников для оказания услуг, для оформления пропусков для доступа к месту оказания услуг.
На основании поданной заявки Заказчиком (письмо от 28.07.2021 N 03-07/11140) инициировано оформление пропусков на регионального менеджера <Б.> и <Л.> (технический персонал), указанных в поданной заявке в административное здание со 2 августа 2021 года с режимом доступа с 7.30 до 19.00.
ООО "Альго" письмом от 5 августа 2021 года исх. N 158 направило в адрес заказчика решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, мотивировав указанное решение созданием заказчиком препятствий в доступе на объект и иных препятствий в оказании услуг (получено заказчиком 09.08.2021).
Письмом от 16 августа 2021 года N 05-31/12182 УФНС России по Республике Коми отклонило указанное решение ООО "Альго", в том числе, по следующим основаниям.
Всем сотрудникам ООО "Альго", указанным в запросе исполнителя, оформлены пропуска на объект и разрешен проход в помещения.
Согласно информации Отделения НБ по Республике Коми в адрес УФНС России по Республике Коми (письмо от 11.08.2021 года N Т287-45-3-3/4105) лица, указанные в заявке на допуск в административное здание, согласно учетным записям бюро пропусков и данных системы контроля и управления доступом, 28.07.2021 находились в здании по ул. Ленина, д. 45 дб 12 час. 20 мин. на основании оформленных разовых пропусков (<Б.> с 09 час. 32 мин., <Л.> с 11 час. 31 мин.).
2 августа 2021 года <Л.> был оформлен и в 09 час. 01 мин. в установленном порядке выдан временный пропуск, по которому она в 09 час. 15 мин. 2 августа 2021 года прошла через шлюзовую кабину здания по адресу ул. Ленина, д. 45 спустя 20 минут (выход из здания по данным системы контроля и управления доступом в 09 час. 33 мин.) временный пропуск ею был сдан, с уведомлением работника бюро пропусков об отказе работать на указанном объекте.
Согласно доводам заказчика, иные представители ООО "Альго" в период с 29 июля 2021 года по 6 августа 2021 года в здание по адресу ул. Ленина, д. 45, не приходили, с заявками на оформление пропусков (разовых или временных) не обращались, пропуска не получали.
ООО "Альго" в материалы обращения представлены, наряду с прочим, письма ООО "Альго" N 149 от 02.08.2021, 151 от 03.08.2021, 154 от 04.08.2021, 157 от 05.08.2021, направленные в адрес заказчика посредством электронной почты, в которых исполнитель указывает о создании заказчиком препятствий в исполнении ООО "Альго" обязательств по контракту (не допускаются представители общества в помещение для уборки без присутствия менеджера, не допускаются представителя исполнителя для координации работ технического персонала, который будет производить уборку, без предоставления доверенности; отказывается в получении пропусков, не согласовывается использование инвентаря, моющих и расходных материалов исполнителя).
Согласно доводам УФНС России по Республике Коми, осуществив инвентаризацию входящей корреспонденции по адресам (телефонам, электронной почте), указанным в контракте, за период со 02 августа 2021 года по 5 августа 2021 года, заказчик установил, что письма ООО "Альго" N 149 от 02.08.2021, 151 от 03.08.2021, 154 от 04.08.2021, 157 от 05.08.2021, посредством электронной почты в адрес заказчика не поступали.
Доказательства доставки указанных писем заказчику в Коми УФАС России отсутствуют, заявителем не представлено.
В материалы обращения заказчиком представлены письменные объяснения <Л.> от 11 августа 2021 года (вх. N 2293), согласно которым она по объявлению в сети интернет на сайте "Авито" нашла объявление о работе в качествё уборщика помещений, позвонила по телефону и 28.07.2021 встретилась на объекте по адресу: г. Сыктывкар, ул. Ленина, д. 45, с представителем ООО "Альго", с которым обговорила условия уборки помещений, объемы выполнения работы, график работы. 02 августа 2021 года <Л.> пришла для уборки помещений, получила временный пропуск, ее никто не встретил, в бытовке стояло ведро, швабра, средство для стекол, туалетная бумага, не было ни перчаток, ни пылесоса, ни средств индивидуальной защиты, ни отдельных принадлежностей для уборки разных помещений и поверхностей санузлов, кабинетов, стекол, мебели, полов), с учетом значительных территорий, подлежащих уборке, швабра не соответствовала требованиям (не подходила для профессиональной уборки). При обращении к представителем ООО "Альго" с просьбой обеспечить инвентарем, был получен отказ с требованием приобрести инвентарь самостоятельно. Поскольку не были созданы надлежащие условия для труда, <Л.> отказалась от выполнения работы".
Согласно направленным в адрес заказчика сведениям службы охраны, факта использования пропусков для прохода в административное здание в период с 2 по 5 августа 2021 года лицами, указанными в поданной ООО "Альго" заказчику заявке, не зафиксировано.
В соответствии с частью 19 статьи 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Расторжение контракта с заказчиком на основании части 19 статьи 95 Закона о контрактной системе допускается в случае наличия положения контракта, предусматривающего возможность одностороннего отказа стороны контракта от исполнения такого контракта в связи с существенным нарушением его другой стороной.
Согласно пункту 11.7 государственного контракта: "Исполнитель вправе отказаться от исполнения Контракта в одностороннем порядке в случаях необоснованного и неоднократного уклонения Заказчиком от приемки оказанных услуг и осуществления оплаты в течение более чем 2 (двух) месяцев".
Надлежащих доказательств, подтверждающих, что заказчиком были нарушены обязательства по государственному контракту, препятствующие исполнителю исполнить обязательства по контракту, в материалах обращения не имеется, ООО "Альго" не представлено.
При таких обстоятельствах оснований для одностороннего отказа ООО "Альго" от исполнения государственного контракта не имелось.
Как следует из материалов обращения, заказчиком в адрес ООО "Альго" заказными письмами с уведомлением о вручении, посредством электронной почты направлялись уведомления о нарушениях в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом от 03.08.2021 N 19-49/11507, от 04.08.2021 N 19-49/11508, от 05.08.2021 N 19-49/11586, с приложением копий Актов о неоказании исполнителем услуг по государственному контракту от 02.08.2021, от 03.08.2021, от 04.08.2021.
Заказчиком - УФНС России по Республике Коми 06.08.2021 принято решение N 19-49/11699 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта по причине неисполнения ООО "Альго" обязательств по государственному контракту.
Как следует из материалов обращения, решение заказчика от 06.08.2021 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта размещено 09.08.2021 на официальном сайте, направлено 10.08.2021 по почте заказным письмом с уведомлением по адресу ООО "Альго", указанному в государственном контракте, а также 06.08.2021 посредством электронной почты.
Датой надлежащего уведомления исполнителя о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта заказчик признал дату по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта в единой информационной системе (09.08.2021) - 09.09.2021.
Согласно статьям 191, 193 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
С учетом требований части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, положений статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации дата вступления в законную силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта и дата расторжения государственного контракта - 21.09.2021.
Согласно материалам обращения, сведениям о расторжении государственного контракта с реестра контрактов с официального сайта заказчик определил дату расторжения государственного контракта - 21.09.2021.
Таким образом, в ходе проведения внеплановой проверки при рассмотрении обращения нарушений заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его исполнителю и размещения в единой информационной системе, не установлено.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Дата расторжения контракта - 21.09.2021. Обращение направлено в Коми УФАС России 23.09.2021 (с соблюдением законодательно установленного срока).
4. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, изложенному в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.
Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Исходя из пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
ООО "Альго", подавая заявку на участие в электронном аукционе, выразило согласие на оказание услуг на условиях закупки.
ООО "Альго", как субъекту, осуществляющему предпринимательскую деятельность на свой риск, надлежало до подачи заявки на участие в закупке оценить свои возможности по исполнению обязательств по государственному контракту в соответствии с требованиями закупки.
В материалах обращения отсутствуют, ООО "Альго" не представлено доказательств принятия всех возможных мер по надлежащему исполнению государственного контракта, как и не представлены информация и документы, подтверждающие, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Безусловных доказательств, свидетельствующих о том, что ненадлежащее исполнение ООО "Альго" условий государственного контракта произошло по вине заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий государственного контракта, либо по вине третьих лиц, в материалах обращения отсутствуют, ООО "Альго" не предоставлено.
На заседании комиссии Коми УФАС России по рассмотрению обращения не установлено объективных причин, препятствующих ООО "Альго" исполнению условий государственного контракта.
При участии в электронном аукционе ООО "Альго" должно было осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий при отказе от исполнения взятых на себя обязательств при заключении государственного контракта.
В разделе III Правил регламентирован порядок рассмотрения обращения органом контроля и основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо об отказе в таком включении.
В пункте 15 раздела III Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Основания для отказа во включении сведений об ООО "Альго" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренные в пункте 15 раздела III Правил, отсутствуют.
По мнению Комиссии Коми УФАС России, ООО "Альго" допущено виновное недобросовестное поведение, за которое предусмотрена ответственность в виде включения информации об ООО "Альго" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом установленных обстоятельств, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, подп. б) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить представленную УФНС России по Республике Коми информацию в отношении ООО "Альго" (адрес места нахождения: 603142, Россия, Нижегородская обл., г.о. город Нижний Новгород, г. Нижний Новгород, Мончегорская ул., д. 34, помещ. 1, офис 3; ИНН: 5256195904; генеральный директор: <_>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) согласно приложению к решению в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта от 23.07.2021 N 03071000009210000470001 (реестровый номер 11101486269 21 000056), заключенного по результатам закупки, осуществленной путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по уборке помещений (клининговых услуг)", извещение N 0307100000921000047, сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ООО "Альго" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанной информации на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
3. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - УФНС России по Республике Коми нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, не выявлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 30 сентября 2021 г. N РНП-11-172
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2021