Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми в составе: <__> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Коми" (далее - ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Коми) от 29.09.2021 N 8/12-2712 (вх. от 29.09.2021 N 4260) о рассмотрении вопроса о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Алгоритм" (далее - ООО "Алгоритм") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта от 12.05.2021 N 0107100003521000128001 (реестровый номер 11101096043 21 000016), заключенного по результатам закупки, осуществленной путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по уборке служебных помещений и дворовых территорий административных зданий МВД по Республике Коми, ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Коми", УМВД России по г. Сыктывкару", извещение N 0107100003521000128 (далее - обращение, государственный контракт),
при участии в заседании:
- <__> - представителя ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Коми" по доверенности от 06.10.2021,
|
|
УСТАНОВИЛА:
Согласно частям 1-2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Коми" представлено обращение о рассмотрении вопроса о включении сведений об ООО "Алгоритм" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта.
Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Коми", ООО "Алгоритм" о времени и месте рассмотрения обращения и проведении внеплановой проверки извещены.
ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Коми" в составе письма от 01.10.2021 N 8/12-2760 (вх. от 01.10.2021 N 4308) в материалы обращения представлены дополнительные письменная информация и копии документов.
ООО "Алгоритм" в письме от 06.10.2021 вх. N 5069-э. представлены возражения относительно доводов, изложенных в решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, заявлено о проведении проверки по факту одностороннего расторжения государственного контракта, также в составе письма представлены копии документов в обоснование своих доводов.
Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта а) пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.
1. Заказчиком закупки явилось ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Коми".
Объект закупки - "Оказание услуг по уборке служебных помещений и дворовых территорий административных зданий МВД по Республике Коми, ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Коми", УМВД России по г. Сыктывкару"
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 800 000,00 руб., источником финансирования закупки явились средства федерального бюджета.
Извещение о проведении аукциона в электронной форме, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) 15.04.2021.
По результатам осуществления закупки, на основании протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 27.04.2021 N 0107100003521000128-1, контракт заключается с участником, подавшим единственную заявку на участие в аукционе - общество с ограниченной ответственностью "Алгоритм".
По пунктам 1.1-1.3 государственного контракта: "Исполнитель по заданию Государственного заказчика обязуется оказать услуги по уборке служебных помещений и дворовых территорий административных зданий МВД по Республике Коми, ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Коми", УМВД России по г. Сыктывкару в соответствии с технических заданием (приложение N 1 к Контракту), являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта, а Государственный заказчик принимает и оплачивает стоимость оказанных услуг в соответствии с настоящим контрактом.
Весь объем оказанных услуг по Контракту считать за одну условную единицу.
Срок оказания услуг: с 01 июля 2021 г. По 30 ноября 2021 г. (включительно)".
Согласно пункту 2.1 государственного контракта: "Цена Контракта составляет 800000 (восемьсот тысяч) руб. 00 коп. НДС не облагается согласно статьями 346.12 и 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации".
В пункте 3.1 государственного контракта регламентированы обязанности исполнителя: "Исполнитель обязан:
-Оказать услуги по периодичности, указанной в техническом задании (Приложение N 1 к государственному контракту, являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта, с соблюдением действующих технических, санитарно-гигиенических нормативов и правил, а также обеспечить соблюдение Правил внутреннего распорядка, правил техники безопасности, положения об организации пропускного режима и иных внутренних норм, и правил, действующих на территории Государственного заказчика (далее - услуги);
-Исполнитель обязан приступить к уборке помещений не более чем через 30 мин. с момента поступления запроса по телефону от Государственного заказчика в случае, предусмотренном пунктом 3.2.2 настоящего контракта;
-Исполнитель проводит уборку служебных помещений и дворовых территорий административных зданий МВД по Республике Коми, ФКУ "ЦХиСО МВД По Республике Коми", УМВД по г. Сыктывкару в соответствии с перечнем услуг, указанных в техническом задании (приложение N 1 к государственному контракту), являющееся неотъемлемой частью настоящего контракта;
-Исполнитель обязан оказывать услуги по уборке служебных помещений и дворовых территорий административных зданий МВД по Республике Коми, ФКЦ "ЦХиСО МВД по Республике Коми", УМВД России по г. Сыктывкару в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51870-2014 "Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Общие технические условия";
-Исполнитель обязан за свой счет обеспечить своевременное выделение расходных материалов и инвентаря, необходимых для санитарных комнат, уборки помещений (туалетная бумага, освежители воздуха, мыло, моющие и чистящие порошки, средства для мытья окон, веники, швабры, тряпки половые, мусорные мешки и тому подобное) и уборке дворовых территорий административных зданий МВД по Республике Коми, ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Коми", УМВД России по г. Сыктывкару (веники, лопаты, грабли и тому подобное);
-Исполнитель должен пообъектно вести учет услуг по уборке помещений и дворовой территории зданий с указанием объема, и периода оказания услуг;
-Исполнитель извещает о своем прибытии на объект ответственного представителя от Государственного заказчика по тел. 28-11-41 и с его разрешения приступает к оказанию предусмотренных настоящим Контрактом услуг по уборке внутренних помещений и дворовых территорий административных зданий МВД по Республике Коми, ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Коми", УМВД России по г. Сыктывкару;
-выполнять правила внутреннего распорядка, инструкции по охране труда и технике безопасности, правила пожарной безопасности, действующие на объекте;
-в день подписания Контракта, Исполнитель передает Государственному заказчику в письменной форме: список привлекаемого Исполнителем для оказания услуг персонала, в отношении каждого работника: фамилия, имя и отчество, разрешение на работу, действующее на период оказания услуг по Контракту (для иностранных граждан). В случае внесения изменений в состав персонала, привлекаемого Исполнителем, Исполнитель должен представить Государственному заказчику (Представителю Государственного заказчика) скорректировать информацию не позднее, чем за 3 рабочих дней до предполагаемых изменений;
-Возместить Государственному заказчику причиненные убытки в случае ненадлежащего исполнения им условий Контракта, повлекшего необходимость последующей закупки по оказанию услуг, указанных в п. 1.1 настоящего Контракта, у иных контрагентов на условиях, ухудшающих положение Государственного заказчика по сравнению с условиями настоящего контракта".
Согласно пункту 3.3 государственного контракта: "Заказчик обязан:
-назначить приказом ответственное лицо за осуществление контроля за качеством проведения уборки помещений и дворовых территорий административных зданий МВД по Республике Коми, ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Коми", УМВД России по г. Сыктывкару и приемку оказанных Исполнителем услуг;
-сообщать Исполнителю по тел <__> о возникновении необходимости в услугах по уборке помещений и обеспечивать своевременный доступ Исполнителю к обслуживаемым помещениям;
-оказывать содействие Исполнителю в предоставлении Услуг, в том числе предоставить Исполнителю помещения для складирования материалов, хозяйственного инвентаря и приспособлений, рабочей одежды и прочего имущества Исполнителя, а также возможность использовать для оказания услуг системы водоснабжения и электроснабжения;
-обязуется оплатить стоимость оказанных услуг в размере, в сроки и в прядке, предусмотренном настоящим контрактом".
В подпунктах 3.4.1 - 3.4.7 пункта 3.4 государственного контракта содержатся условия: "Заказчик вправе:
-проверять в любое время ход и качество оказания Исполнителем услуг.
-принимать решения о соответствии оказываемых услуг предъявленными требованиями.
-требовать от Исполнителя надлежащего выполнения обязательств в соответствии с требованиями настоящего Контракта, а также требовать своевременного устранения выявленных недостатков.
-отказаться от оплаты Услуг, не предусмотренных Контрактом, но выполненных Исполнителем.
-принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
-предложить увеличить или уменьшить в процессе исполнения настоящего Контракта объем оказываемых услуг, предусмотренных Контрактом, не более чем на десять процентов в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
-требовать от Исполнителя возмещения Государственному заказчику причиненных убытков в случае ненадлежащего исполнения им условий Контракта, повлекшего необходимость последующей закупки по оказанию услуг, указанных в п. 1.1 настоящего Контракта у иных контрагентов на условиях, ухудшающих положение Государственного заказчика по сравнению с условиями настоящего Контракта".
В пунктах 4.1 - 4.7 государственного контракта определено: "Государственный заказчик, получивший сообщение о готовности к сдаче результата оказанных по настоящему Контракту услуг, обязан приступить к их приемке.
Государственный заказчик организует и осуществляет приемку услуг совместно с представителями Исполнителя с момента уведомления Исполнителем Государственного заказчика о готовности объекта к сдаче.
Сдача результата оказываемых услуг Исполнителя и их приемка Государственным заказчиком ежемесячно оформляет актом об оказании услуг, подписанный обеими Сторонами. Перед подписанием акта Исполнитель предоставляет пообъектный акт об оказании услуг (приложение N 2 к государственному контракту), заверенный подписями после чего передает акт об оказании услуг на подпись Государственному заказчику. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом.
Единица измерения оказания услуг - условная единица.
Сторона, не подписавшая акт, составляет протокол с обоснованием отказа и в течение 3-х дней направляет его другой Стороне для урегулирования возникших разногласий.
Отказ Исполнителя от устранения выявленных недостатков по оказанным ранее услугам, дает право Государственному заказчику привлечь третьих лиц для устранения недостатков. В этом случае Исполнитель обязан возместить Государственному заказчику произведенные затраты.
Исполнитель предоставляет Государственному заказчику отчетные документы (счет-фактура, акт об оказании услуг, пообъектный акт об оказании услуг) в срок не позднее 2-го числа месяца, следующего за отчетным".
По пункту 5.1 государственного контракта: "Контракт действует с момента заключения по 31 декабря 2021 года, а в части взаиморасчетов - до полного их исполнения, но не позднее 31 декабря 2021 года".
В пунктах 8.1 - 8.2 государственного контракта установлено: "Изменение существенных условий настоящего контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации".
В пункт 11.3 государственного контракта включено условие: "Все уведомления и сообщения должны направляться в письменной форме. Сообщения будут считаться исполненными надлежащим образом, если они посланы заказным письмо, по телеграфу, телетайпу, телефаксу или доставлены лично по юридическим (почтовым) адресам Сторон с получением под расписку соответствующими должностными лицами".
2. Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В частях 12, 13, 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
3. По результатам анализа материалов обращения установлено следующее.
ООО "Алгоритм" письмом от 05 августа 2021 года исх. N 459/21 направило в адрес заказчика решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, мотивировав указанное решение созданием заказчиком препятствий в доступе на объект и иных препятствий в оказании услуг (получено заказчиком 13.08.2021 за вх. N 6100) .
Согласно актам N1 от 02.07.2021, N2 от 09.07.2021, N3 от 19.07.2021, N4 от 30.07.2021, представленным ООО "Алгоритм" в Коми УФАС России посредством электронной почты, комиссия ООО "Алгоритм" установила, что сотрудники МВД по Республике Коми не дают уборщице ООО "Алгоритм" в полном объеме выполнить услуги по уборке, не предоставляют доступ в некоторые помещения.
Письмом от 01.10.2021 N 8/12-2760 ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Коми" в Коми УФАС России заявило, что к 09.08.2021 (дате решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта) Исполнитель не приступил к выполнению работ.
Актом Комиссии ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Коми" обследования фактически выполненных работ ООО "Алгоритм" от 02.08.2021 был установлен факт невыполнения уборки служебных помещений и дворовых территорий административных зданий МВД по Республике Коми, ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Коми", УМВД России по Республике Коми работниками ООО "Алгоритм" в период с 01.07.2021 по 31.07.2021.
Согласно пояснениям, данным в ходе заседания представителем ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Коми", факта подачи заявок на выдачу пропусков для уборки помещений не зафиксировано.
В соответствии с частью 19 статьи 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Расторжение контракта с заказчиком на основании части 19 статьи 95 Закона о контрактной системе допускается в случае наличия положения контракта, предусматривающего возможность одностороннего отказа стороны контракта от исполнения такого контракта в связи с существенным нарушением его другой стороной.
Надлежащих доказательств, подтверждающих, что заказчиком были нарушены обязательства по государственному контракту, препятствующие исполнителю исполнить обязательства по контракту, в материалах обращения не имеется, ООО "Алгоритм" не представлено.
При таких обстоятельствах оснований для одностороннего отказа ООО "Алгоритм" от исполнения государственного контракта не имелось.
Как следует из материалов обращения, заказчиком в адрес ООО "Алгоритм" заказными письмами с уведомлением о вручении, посредством электронной почты направлялась претензия в связи с невыполнением обязательств, предусмотренных контрактом от 05.08.2021 N 8/12-2063, с приложением Акта обследования фактически выполненных работ ООО "Алгоритм" от 02.08.2021.
Заказчиком - ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Коми" 09.08.2021 принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта по причине неисполнения ООО "Алгоритм" обязательств по государственному контракту.
Как следует из материалов обращения, решение заказчика от 09.08.2021 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта размещено 10.08.2021 на официальном сайте, направлено 10.08.2021 по почте заказным письмом с уведомлением по адресу ООО "Алгоритм", указанному в государственном контракте, а также 09.08.2021 посредством электронной почты.
Датой надлежащего уведомления исполнителя о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта заказчик признал дату по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта в единой информационной системе (10.08.2021) - 10.09.2021.
Согласно статьям 191, 193 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
С учетом требований части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, положений статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации дата вступления в законную силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта и дата расторжения государственного контракта - 21.09.2021.
Согласно материалам обращения, сведениям о расторжении государственного контракта с реестра контрактов с официального сайта заказчик определил дату расторжения государственного контракта - 21.09.2021.
Таким образом, в ходе проведения внеплановой проверки при рассмотрении обращения нарушений заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его исполнителю и размещения в единой информационной системе, не установлено.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Дата расторжения контракта - 21.09.2021. Первый раз обращение направлено в Коми УФАС России 23.09.2021, было возвращено по причине составления обращения не по форме, предусмотренной приложением N 1 к Правилам ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", получено заказчиком 28.09.2021. 29.09.2021 направлено второй раз, обращение принято к рассмотрению (с соблюдением законодательно установленного срока).
4. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, изложенному в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.
Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Исходя из пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
ООО "Алгоритм", подавая заявку на участие в электронном аукционе, выразило согласие на оказание услуг на условиях закупки.
ООО "Алгоритм", как субъекту, осуществляющему предпринимательскую деятельность на свой риск, надлежало до подачи заявки на участие в закупке оценить свои возможности по исполнению обязательств по государственному контракту в соответствии с требованиями закупки.
В материалах обращения отсутствуют, ООО "Алгоритм" не представлено доказательств принятия всех возможных мер по надлежащему исполнению государственного контракта, как и не представлены информация и документы, подтверждающие, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Безусловных доказательств, свидетельствующих о том, что ненадлежащее исполнение ООО "Алгоритм" условий государственного контракта произошло по вине заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий государственного контракта, либо по вине третьих лиц, в материалах обращения отсутствуют, ООО "Алгоритм" не предоставлено.
На заседании комиссии Коми УФАС России по рассмотрению обращения не установлено объективных причин, препятствующих ООО "Алгоритм" исполнению условий государственного контракта.
При участии в электронном аукционе ООО "Алгоритм" должно было осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий при отказе от исполнения взятых на себя обязательств при заключении государственного контракта.
В разделе III Правил регламентирован порядок рассмотрения обращения органом контроля и основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо об отказе в таком включении.
В пункте 15 раздела III Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Основания для отказа во включении сведений об ООО "Алгоритм" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренные в пункте 15 раздела III Правил, отсутствуют.
По мнению Комиссии Коми УФАС России, ООО "Алгоритм" допущено виновное недобросовестное поведение, за которое предусмотрена ответственность в виде включения информации об ООО "Алгоритм" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом установленных обстоятельств, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, подп. б) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить представленную ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Коми" информацию в отношении ООО "Алгоритм" (адрес места нахождения: 346421, Ростовская обл., г. Новочеркасск, пер. Одесский, д. 41, ком. 7; ИНН: 6150099832; генеральный директор: <__>, ИНН <__>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) согласно приложению к решению в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта от 12.05.2021 N 0107100003521000128001 (реестровый номер 11101096043 21 000016), заключенного по результатам закупки, осуществленной путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по уборке служебных помещений и дворовых территорий административных зданий МВД по Республике Коми, ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Коми", УМВД России по г. Сыктывкару", извещение N 0107100003521000128, сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ООО "Алгоритм" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанной информации на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
3. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Коми" нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, не выявлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <__>
Члены комиссии <__>
<__>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 6 октября 2021 г. N РНП-11-177
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2021