Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Усть-Куломская центральная районная больница" (далее - ГБУЗ РК "Усть-Куломская ЦРБ") от 01.10.2021 N5400 (вх. от 04.10.2021 N4333) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Партнер" (далее - ООО "Партнер") в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения договора от 20.04.2021 N03073000502210000550001 (реестровый номер контракта 2111400050321000081) на поставку кабеля для медицинских приборов ЭКГ для нужд ГБУЗ РК "Усть-Куломская ЦРБ" (далее - договор, закупка, обращение),
УСТАНОВИЛА:
1. ООО "Партнер", ГБУЗ РК "Усть-Куломская ЦРБ" надлежащим образом о времени и месте рассмотрения обращения извещены.
ГБУЗ РК "Усть-Куломская ЦРБ" в письме от 06.10.2021 N5484 (вх. от 06.10.2021 N5071-э) ходатайствовало о рассмотрении обращения в отсутствие своего представителя.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения обращения отсутствие представителей ООО "Партнер", ГБУЗ РК "Усть-Куломская ЦРБ" не препятствует рассмотрению обращения по существу.
Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
2. Комиссия Коми УФАС России, рассмотрев материалы обращения, пришла к нижеследующим выводам.
2.1. Согласно частям 1 - 2 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частями 4, 8 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
2.2. На основании протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 09.04.2021 N0307300050221000055-1, электронный аукцион был признан несостоявшимся по основанию, предусмотренному частью 1 статьи 71 Закона о контрактной системе.
По окончании срока подачи заявок была подана только одна заявка. Такая заявка признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации об аукционе.
В связи с этим, на основании пункта 4 части 1 статьи 71 Закона о контрактной системе 20.04.2021 между заказчиком - ГБУЗ РК "Усть-Куломская ЦРБ" и поставщиком - ООО "Партнер" был заключен договор N03073000502210000550001 на поставку кабеля для медицинских приборов ЭКГ для нужд ГБУЗ РК "Усть-Куломская ЦРБ" (далее - договор).
В пунктах 1.1 - 1.2 договора установлено следующее:
"В соответствии с Договором Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Договором, осуществить поставку кабеля для медицинских приборов ЭКГ (код ОКПД2: 26.60.12.140) (далее - Оборудование) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Договору) и надлежащим образом осуществить доставку, разгрузку, сборку, установку, монтаж, пуско-наладочные работы, ввод в эксплуатацию Оборудования, обучение правилам эксплуатации и инструктаж медицинского и технического персонала, эксплуатирующих Оборудование, правилам эксплуатации в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Оборудования (далее - инструктаж специалистов Заказчика), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Договором, принять и оплатить поставленное Оборудование и надлежащим образом осуществленные доставку, разгрузку, сборку, установку, монтаж, пуско-наладочные работы, ввод в эксплуатацию Оборудования, обучение правилам эксплуатации и инструктаж специалистов Заказчика, эксплуатирующих Оборудование правилам эксплуатации в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Оборудования.
Номенклатура Оборудования и его количество определяются Спецификацией (приложение N 1 к Договору), технические показатели - Техническими требованиями (приложение N 2 к Договору)".
В силу пункта 2.2 договора цена договора составляет 68 133,32 (шестьдесят восемь тысяч сто тридцать три) рубля тридцать две копейки. НДС не облагается на основании ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обязанности поставщика регламентированы в пункте 3.1 раздела 3 договора.
Так, в силу пп. 3.1.1, 3.1.2, 3.1.7, 3.1.8, 3.1.10 поставщик обязан:
- поставить Оборудование в строгом соответствии с условиями Договора в полном объёме, надлежащего качества и в установленные сроки;
- осуществить доставку, разгрузку, сборку, установку, монтаж, пуско-наладочные работы, ввод в эксплуатацию Оборудования, обучение правилам эксплуатации и инструктаж двух специалистов из медицинского персонала и двух специалистов из технического персонала Заказчика, эксплуатирующих Оборудование, правилам эксплуатации в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Оборудования в строгом соответствии с условиями Договора в полном объёме, надлежащего качества и в установленные сроки;
- представлять по требованию Заказчика информацию и документы, относящиеся к предмету Договора для проверки исполнения Поставщиком обязательств по Договору;
- незамедлительно информировать Заказчика обо всех обстоятельствах, препятствующих исполнению Договора;
- выполнять свои обязательства, предусмотренные положениями настоящего Договора.
Согласно пунктам 5.1, 5.2 договора поставка Оборудования осуществляется Поставщиком в место доставки в соответствии с Отгрузочной разнарядкой (Планом распределения) (приложение N 3 к Договору), с даты заключения договора в течение 10 рабочих дней.
Поставщик за семь дней до осуществления поставки Оборудования в соответствии с Отгрузочной разнарядкой (Планом распределения) (приложение N 3 к Договору) направляет в адрес Заказчика уведомление о времени доставки Оборудования в Место доставки.
Фактической датой поставки считается дата, указанная в Акте приёма-передачи Оборудования (приложение N 4 к Договору).
Порядок приёмки оборудования регламентирован разделом 6 договора.
В силу пункта 11.1 договора договор является одноэтапным, вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до 31 декабря 2021 года, а в части оплаты и гарантийных обязательств - до полного исполнения обязательств Сторонами.
В пунктах 11.4, 11.5 договора установлено, что договор может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Договора от исполнения Договора в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Договора по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.
3. Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В частях 12 - 14, 16 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
3.1. 09.09.2021 заказчиком - ГБУЗ РК "Усть-Куломская ЦРБ" принято решение об одностороннем отказе от исполнения договора (далее - решение об одностороннем отказе от исполнения договора).
09.09.2021 указанное решение было направлено заказчиком по электронной почте, указанной в договоре, ООО "Партнер", а также по почте заказным письмом с уведомлением по адресу места регистрации юридического лица.
10.09.2021 решение об одностороннем отказе от исполнения договора размещено в ЕИС.
Согласно уведомлению о вручении почтовых отправлений ООО "Партнер" получило решение 20.09.2021.
Указанное уведомление вернулось в адрес заказчика 23.09.2021, следовательно, 23.09.2021 - дата надлежащего уведомления поставщика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения договора.
10-ый день с даты надлежащего уведомления подрядчика о принятом решении выпал на 03.10.2021 - воскресенье.
Согласно статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Следовательно, 10-ый день с даты надлежащего уведомления подрядчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения договора переносится на 04.10.2021.
Таким образом, в силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение от 09.09.2021 об одностороннем отказе от исполнения договора вступило в законную силу 05.10.2021.
Неверный расчет заказчиком даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения договора на права и законные интересы поставщика не повлиял.
Следовательно, заказчиком - ГБУЗ РК "Усть-Куломская ЦРБ" порядок принятия решения об одностороннем отказе от исполнения договора, установленный статьей 95 Закона о контрактной системе, соблюден.
4. В решении от 09.09.2021 об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также в письменных пояснениях от 06.10.2021 N5484 (вх. от 06.10.2021 N5072-э) заказчиком указано следующее.
Согласно пункту 5.1 договора поставщику необходимо было поставить оборудование в место доставки в соответствии с отгрузочной разнарядкой (приложение N 3 к договору) в течение 10 рабочих дней с даты заключения договора, то есть в срок до 12.05.2021.
Однако на момент принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта - по состоянию на 09.09.2021 оборудование ООО "Партнер" поставлено не было, что является нарушением условий контракта.
06.07.2021 ГБУЗ РК "Усть-Куломская ЦРБ" в адрес поставщика было направлено письмо N4083, в котором заказчик указывал поставщику на просрочку исполнения обязательств по контракту и просил поставить оборудование в течение 10 рабочих дней с даты получения указанной претензии.
Согласно отчету об отслеживании почтового отправления, сформированного на официальном сайте Почты России, указанная претензия была получена ООО "Партнер" 23.07.2021, однако ответа на неё от поставщика в адрес заказчика не поступало, товар поставлен не был.
Дополнительно заказчиком указано, что в связи с неисполнением ООО "Партнер" условий контракта заказчик был вынужден использовать неисправные кабели для медицинского прибора ЭКГ, что приводило к искажению записи суточного холтеровского мониторинга, что препятствовало интерпретации результатов исследования.
В результате заказчик был вынужден осуществить закупку в экстренном порядке у единственного поставщика.
ООО "Партнер" в адрес Коми УФАС России, в адрес заказчика не направлены какие-либо сведения, документы, свидетельствующие о невозможности исполнения контракта.
В Коми УФАС России на момент рассмотрения обращения отсутствуют какие-либо письменные пояснения поставщика относительно причин неисполнения договора.
5. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, изложенному в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.
Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Исходя из пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
ООО "Партнер", подавая заявку на участие в электронном аукционе, выразило согласие на поставку товара в том объеме, в сроки и на тех условиях, что были предусмотрены в извещении и документации об электронном аукционе.
ООО "Партнер", как субъекту, осуществляющему предпринимательскую деятельность на свой риск, надлежало до подачи заявки на участие в закупке оценить свои возможности по поставке товара в соответствии с требованиями закупки.
В материалах отсутствуют, ООО "Партнер" не представлено доказательств принятия каких-либо мер по устранению допущенных нарушений, подтверждения намерения исполнить договор в соответствии с его условиями.
При рассмотрении обращения установлено, что основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения договора послужило неисполнение ООО "Партнер" условий договора, а именно неисполнение обязательств по поставке товара, в сроки, определенные в пункте 5.1 договора, а также в сроки, установленные заказчиком в претензии от 06.07.2021 г., что подтверждается материалами дела; доказательства, свидетельствующие об обратном, в Коми УФАС России отсутствуют.
В пункте 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В рассматриваемом случае основания для отказа во включении сведений об ООО "Партнер" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отсутствуют.
В ходе внеплановой проверки в действиях заказчика - ГБУЗ РК "Усть-Куломская ЦРБ" в части порядка принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
При рассмотрении обращения установлено, что основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения договора послужил факт того, что поставщик - ООО "Партнер" не поставило товар в установленные договором сроки.
В материалах отсутствуют, ООО "Партнер" не представлено доказательств принятия каких-либо мер по устранению допущенных нарушений, подтверждения намерения исполнить контракт, наличия обстоятельств, препятствующих исполнению контракта.
На основании вышеизложенного, с учетом существенности допущенных ООО "Партнер" нарушений, непринятием мер, направленных на надлежащее исполнение обязательств по контракту в установленные сроки, Комиссия Коми УФАС России приходит к выводу, что в действиях ООО "Партнер" усматривается недобросовестное виновное поведение, за которое подлежит ответственность в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить представленную ГБУЗ РК "Усть-Куломская ЦРБ" информацию в отношении общества с ограниченной ответственностью "Партнер" (юридический/почтовый адрес: 620102, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Белореченская, д. 28А, пом. 12; ИНН: 6670118295; учредитель/директор: <_>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) согласно приложению в связи с односторонним отказом заказчика от 20.04.2021 N03073000502210000550001 (реестровый номер контракта 2111400050321000081) на поставку кабеля для медицинских приборов ЭКГ для нужд ГБУЗ РК "Усть-Куломская ЦРБ", сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении общества с ограниченной ответственностью "Партнер" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанной информации на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
3. В ходе проведения внеплановой проверки действий заказчика при расторжении договора в действиях ГБУЗ РК "Усть-Куломская ЦРБ" нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 11 октября 2021 г. N РНП-11-184
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.10.2021