Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ИП Анохина Германа Анатольевича (вх.N 016585, 016750) (далее - Заявитель) на действия Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края, ГБУЗ ПК "Кунгурская больница" при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на Оказание услуг по организации лечебного (диетического) питания пациентов ГБУЗ ПК "КБ" (изв. N 0156200009921000709) (далее - Конкурс, Закупка),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о контрактной системе, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156200009921000709 Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) в интересах ГБУЗ ПК "Кунгурская больница" (далее также - Заказчик) проводится конкурс с ограниченным участием в электронной форме на оказание услуг по организации лечебного (диетического) питания пациентов ГБУЗ ПК "КБ".
В соответствии с извещением и конкурсной документацией о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 06.09.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) -конкурс с ограниченным участием в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 31 400 000,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 05.10.2021 г.
Заявитель жалобы считает, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлены показатели оценки по нестоимостному критерию "Квалификация участников конкурса", а именно, показателей "Наличие у участника конкурса в штате врача-диетолога" и "Наличие у участника конкурса в штате медицинской сестры диетической".
В силу ст. 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч.1 ст.56.1 Закона о закупках под конкурсом с ограниченным участием в электронной форме понимается конкурс, при проведении которого информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, соответствующих предъявленным к участникам закупки единым требованиям и дополнительным требованиям.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 56.1 Закона о закупках, заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 56 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 56 Закона о закупках, Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Указанный перечень установлен приложением N 2 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, в который, помимо прочего, включено оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей.
Согласно ч. 4 ст. 56.1 Закона о закупках при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
Согласно ч.5 ст.56.1 Закона о закупках в отношении участников конкурса с ограниченным участием в электронной форме наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона. При этом дополнительные требования не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме.
В соответствии с ч.6 ст. 56.1 Закона о закупках извещение о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 54.2 и 54.3 настоящего Федерального закона, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 5 настоящей статьи дополнительные требования к участникам закупки.
Согласно п. 4, 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать: предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме; критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 (далее также - Правила N 1085).
Согласно п. 8 Правил N 1085, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
Согласно п. 11 Правил N 1085, для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
В соответствии с п. 27 Правил N 1085, показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Из буквального толкования п. 27 Правил N 1085 следует, что приведенный перечень не является исчерпывающим и заказчики вправе самостоятельно формулировать иные показатели оценки заявок, с учетом объекта закупки, а также норм и принципов действующего законодательства о контрактной системе.
В приложении N 1 к конкурсной документации, Заказчиком установлены критерии оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, порядок их оценки.
В частности, установлен неценовой критерий оценки заявок "Квалификация участников конкурса" (значимость - 40 %), в рамках которого установлены показатели оценки, в том числе, "Наличие у участника конкурса в штате врача-диетолога" (значимость 0,25) и "Наличие у участника конкурса в штате медицинской сестры диетической" (значимость 0,25).
Комиссия отмечает, что для целей оценки квалификации участников конкурса, устанавливаемые показатели оценки должны соответствовать реальной потребности заказчика и быть сопоставимыми с объектом закупки.
Так, в рамках показателя оценки "Наличие у участника конкурса в штате врача-диетолога" установлен предмет оценки: наличие у Участника конкурса в штате врача-диетолога.
Предельно необходимым максимальным значением по данному показателю является наличие у участника конкурса 2 сотрудников
В рамках показателя оценки "Наличие у участника конкурса в штате медицинской сестры диетической" установлен предмет оценки: наличие у Участника конкурса в штате медицинской сестры диетической.
Предельно необходимым максимальным значением по данному показателю является наличие у участника конкурса 3 сотрудников.
При этом, исходя из установленного порядка оценки, требований к стажу работы специалистов не предъявляется.
Расчет баллов по указанным показателям производится по формуле, исходя из количества сотрудников, сведения о которых представлены для оценки, в размере не более установленного предела.
Заказчиком указывается, что данные критерии были разработаны с учетом необходимости обеспечения исполнителем качественных услуг по организации питания.
Коечный фонд Заказчика составляет 400 коек, больница является многопрофильным учреждением в состав которого входят инфекционные койки и койки расположенные в Кунгурском районе: с.Кыласово, с.Ленск, с.Калинино (территориально отдаленные районы от места непосредственного приготовления пищи). Оказание услуг по организации питания осуществляется ежедневно с 8:00 до 21:00, в том числе и в выходные дни.
Требование о наличии в штате 2 врачей-диетологов и 3 медицинской сестры диетической установлено из необходимости ежедневного и непрерывного оказания услуги по организации лечебного (диетического) питания, при условии взаимозаменяемости друг друга.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", устанавливает должностные обязанности медицинской сестры диетической:
"Выполняет профилактические, лечебные, санитарно-гигиенические мероприятия, назначенные врачом-диетологом лечебно-профилактического учреждения. Осуществляет контроль хранения запаса продуктов питания, качества пищевых продуктов при их поступлении на склад и пищеблок. Осуществляет контроль за работой пищеблока. Ежедневно подготавливает под контролем диетолога и при участии заведующего производством меню-раскладку (меню-требование) в соответствии с картотекой блюд (наименование блюд, их количество, номера диет, количество продуктов на все блюда, общее количество продуктов). Осуществляет контроль за правильностью закладки продуктов в котел и бракераж готовой пищи (снятие пробы), за выполнением технологических методов приготовления блюд для различных диет, за правильностью отпуска блюд с пищеблока в отделение в соответствии с раздаточной ведомостью, за санитарным состоянием раздаточных и буфетных отделений, инвентаря, посуды, а также за выполнением правил личной гигиены работниками раздаточных. Внедряет принципы рационального и лечебного питания с учетом норм физиологических потребностей, биологических свойств пищевых продуктов в диетотерапии, заболеваний, сохранения пищевой ценности продуктов питания при хранении и кулинарной обработке. Проводит учебные занятия со средним медицинским персоналом и работниками кухни по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях. Ведет медицинскую документацию. Осуществляет контроль за своевременностью проведения профилактических осмотров работников пищеблока и буфетных; отстраняет и запрещает работу лицам, не прошедшим предварительного или периодического медицинского осмотра, больным гнойничковыми и кишечными заболеваниями. Оказывает доврачебную помощь при неотложных ситуациях. Осуществляет сбор и утилизацию медицинских отходов. Осуществляет мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима в помещении, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции."
Исходя из этого Заказчиком указывается, что наличие диетической сестры необходимо при раздаче пищи в г.Кунгуре, а также одновременно в отдаленных территориях Кунгурского района (с.Кыласово, с.Ленск, с.Калинино).
Таким образом, учитывая взаимозаменяемость сотрудников на период отпуска, больничного и т.д., наличие удаленных территорий, ежедневный режим оказания услуг с 8.00 до 21.00 (т.е. 390 рабочих часов в месяц при ориентировочной норме 171,6 часов для медицинских работников с 39 часовой рабочей неделей без учета праздничных дней), Заказчик считает, что требование к участнику закупки о наличии в штате 3 медицинских сестер диетических не является завышенным и ограничивающим конкуренцию.
Уполномоченный орган, в свою очередь, указывает, что при ежедневной подготовке девяти меню-раскладок под контролем диетолога, а в последующем и раздаче пищи в г. Кунгуре и на других территориях Кунгурского района (с. Кыласово, с. Ленск, с. Калинино) с учетом двенадцатичасового рабочего дня при сменном графике работы 2/2 минимально возможное число медицинских сестер составляет 4 сотрудника (2-медицинских сестры на смене, 2- отдыхают и наоборот). При этом условия критериев содержат требования лишь о 3 медицинских сестрах, что меньше минимального значения (4 сотрудника) и обеспечивает больший круг участников закупки, что не ограничивает конкуренцию. Наличие в штате у Участника конкурса 2 врачей-диетологов, обусловлено требованием взаимозаменяемости (на период отпуска, больничного).
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об обоснованности установленных Заказчиком, Уполномоченным органом показателей оценки заявок участников конкурса по критерию "Квалификация участников конкурса" и их сопоставимости с объектом закупки.
Целью правового регулирования Закона о контрактной системе при проведении конкурентных процедур является не обеспечение доступа к закупке как можно большему количеству участников, а качественное удовлетворение потребностей государственного заказчика (Определение Верховного Суда РФ от 25 января 2018 г. N 309-КГ17-21059).
Таким образом, установление показателей оценки заявок соответствующих потребности заказчика, но сужающих круг потенциальных участников закупки, не может свидетельствовать об ограничении конкуренции.
Комиссия также отмечает, что несоответствие указанному критерию не является основанием для не допуска участника к участию в открытом конкурсе (в силу подп. 3 п. 3 раздела 8 информационной карты конкурсной документации).
Протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме от 08.10.2021 N 4.1-327/1, участие в рассматриваемом конкурсе приняли 2 участника, что не свидетельствует о том, что требования конкурсной документации были утверждены Заказчиком, Уполномоченным органом в интересах одного конкретного участника рынка. Надлежащих доказательств обратного Заявителем не представлено.
Таким образом, доводы жалобы Заявителя признаются Комиссией необоснованными.
Руководствуясь статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Анохина Германа Анатольевича (вх.N 016585, 016750) на действия Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края, ГБУЗ ПК "Кунгурская больница" при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на Оказание услуг по организации лечебного (диетического) питания пациентов ГБУЗ ПК "КБ" (изв. N 0156200009921000709) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 11 октября 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.10.2021