Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.Э. Жуковой, заместителя начальника отдела, А.П. Безруких, ведущего специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Спектр" на действия заказчика - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный Сибирский научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства" (далее - ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России, заказчик) при проведении электронного аукциона N 131/22 на поставку оборудования и ввод в эксплуатацию для нужд ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России и филиала ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России КБ N 42 (для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций) (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Спектр" (вх.N18322 от 04.10.2021) (далее - податель жалобы) на действия заказчика, размещенного на электронной площадке АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0319100004921000556.
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, было направлено уведомление (исх.N 14510 от 04.10.2021) о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
В соответствии с письмами ФАС России N ИА/27903/20 от 03.04.2020, N ИА/27895/20 от 03.04.2020 рассмотрение жалобы было организовано Красноярским УФАС России в дистанционном режиме, без очного участия представителей подателя жалобы, заказчика, посредством интернет-видеоконференции.
В указанные в уведомлении о принятии жалобы N 024/06/105-2486/2020 к рассмотрению дату и время к интернет-видеоконференции представители подателя жалобы и заказчика не подключились.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, документация об электронном аукционе противоречит извещению, что вводит в заблуждение участников закупки, а именно в разделе "Ограничения" извещения Заказчиком не установлено ограничение допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Далее - Постановление N878), а так же в составе документации об электронном аукционе Заказчик разместил проект государственного контракта, условия которого отличаются от типового контракта.
С доводами подателя жалобы заказчик, уполномоченный орган не согласились, изложив и представив письменные пояснения по данному факту (вх.N18655 от 07.10.2021).
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку оборудования и ввод в эксплуатацию:
- Многофункционального устройства ОКПД 2 КТРУ 26.20.18.000-00000069;
- Плоттер (графопостроитель) ОКПД 2 КТРУ 26.20.16.130-00000001;
- Коммутатор Тип 1 ОКПД 2 КТРУ 26.30.11.110-00000041;
- Коммутатор Тип 2 ОКПД 2 КТРУ 26.30.11.190;
- Источник бесперебойного питания ОКПД 2 КТРУ 26.20.40.110-00000001;
- Многофункциональное устройство (МФУ) тип 2 ОКПД 2 КТРУ 26.20.18.000-00000069;
- Терминал IP телефонии ОКПД 2 КТРУ 26.30.11.110-00000044;
- Принтер ОКПД 2 КТРУ 26.20.16.120-00000101;
- Принтер этикеток ОКПД 2 КТРУ 26.20.16.120;
- Сканер штрих-кода ОКПД 2 КТРУ 26.20.16.150;
- Проектор ОКПД 2 КТРУ 26.20.17.120-00000001;
- Сканер ОКПД 2 КТРУ 26.20.16.150-00000004;
- Видеокамера для видеонаблюдения в комплекте ОКПД 2 КТРУ 26.40.33.110;
- Программно-аппаратный комплекс для восстановления данных ОКПД 2 КТРУ 26.20.30.000;
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе планирования закупок товаров, работ, услуг, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), регулирует Закон о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьей 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно пункта 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. Во исполнение указанной нормы принято, в том числе, Постановление N878.
Проанализировав аукционную документацию Комиссией установлено, что пункт 26 Извещения о проведении электронного аукциона и в пункт 35 документации о проведении электронного аукциона установлены ограничения и условия допуска товара в соответствии с:
- Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В требованиях к содержанию второй части заявки на участие в электронном аукционе в пункте 26 Документации о проведении электронного аукциона установлено:
"6) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов:
Документ, подтверждающий страну - происхождения товара:
- декларация о стране происхождения товара в виде отдельного документа (части какого-то документа) (в соответствии с Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н);
Документ, подтверждающий соответствие товара требованиям документации об электронном аукционе:
- декларация участника закупки (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878):
в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) (далее - совокупное количество баллов);
в отношении товаров, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, - номера реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если такое предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий)".
Аналогичное требование прописано в извещении N 0319100004921000556.
Так же аукционной документацией установлено, что вторая часть заявки должна содержать: Документ, подтверждающий страну - происхождения товара: - декларация о стране происхождения товара в виде отдельного документа (части какого-то документа) (в соответствии с Приказом Минфина России от 04.06.2018 N126н); Документ, подтверждающий соответствие товара требованиям документации об электронном аукционе: - декларация участника закупки (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878): в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) (далее - совокупное количество баллов)".
Кроме того, в Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе заказчиком разъясняется применение Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 N 878 и Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н, а в пункте 4 Инструкции продублированы требования к составу второй части заявки в соответствии с пунктом 26 Документации о проведении электронного аукциона.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что положения аукционной документации в обжалуемой части не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в действиях заказчика отсутствуют нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а также прав и законных интересов участников закупки.
В отношении второго довода заявителя Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системе для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов.
В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Правил разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 N 606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" (далее - Правила) типовые контракты, типовые условия контрактов содержат обязательные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 7 Правил разрабатываемые проекты типовых контрактов, типовых условий контрактов состоят из следующих частей:
а) постоянная часть, не подлежащая изменению при их применении в конкретной закупке;
б) переменная часть, предусматривающая возможность выбора одного или нескольких вариантов условий (данных) из предлагаемого исчерпывающего перечня таких вариантов условий (данных), определенных ответственным органом в типовом контракте, типовых условиях контрактов, а также возможность внесения информации об условиях (данных) конкретной закупки, содержании таких условий (данных) и порядке определения такого содержания.
В соответствии с Приказом Минпромторга России от 07.04.2020 N 1152 утвержден в том числе типовой контракт на поставку продукции радиоэлектронной промышленности и информационная карта данного типового контракта.
Проведя анализ проекта контракта Комиссией установлено, следующее:
В редакции типового контракта |
В проекте контракта |
Ссылки на нормативные правовые акты |
Отсутствует срок предоставления Поставщиком первичных бухгалтерских документов |
3.1.1. Одновременно с отгрузкой Товара Поставщик обязан предоставить Заказчику следующие документы: товарную накладную (товарно-транспортную накладную) содержащую полную информацию по поставленному Товару в соответствии со спецификациями к настоящему Контракту (2 экз.); счет-фактуру (счет), с указанием Заказчика (2 экз.); надлежащим образом заверенную копию сертификата соответствия и/или декларации о соответствии на Товар (в случае, если требование об обязательном подтверждении качества для данной группы Товаров, либо отдельного Товара, установлено законодательством РФ) (по 1 экз.); правила хранения Товара (в случае, если для Товара производителем предусмотрены особые условия хранения); инструкцию по эксплуатации на русском языке (при наличии, по 1 экз.); технический паспорт на Товар (при наличии, по 1 экз.). Поставщик обязан предоставить информацию о Товаре на русском языке в объеме, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации. Указанная информация доводится в технической документации, прилагаемой к Товару, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров. |
Включение данного пункта с перечнем документов и указанием срока предоставления первичных бухгалтерских документов (одновременно с отгрузкой) необходим для сотрудников Заказчика, осуществляющих приемку товаров на складе (проверка товара по номенклатуре, качеству, количеству, проверка правильности заполнения первичных бухгалтерских документов согласно спецификации к контракту) и обусловлена нормами гражданского законодательства. |
4.1.4. осуществить монтаж и наладку Товара в соответствии со спецификацией (Устанавливается Заказчиком при необходимости в соответствии с частью 4 статьи 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд") |
4.1.4. осуществить ввод в эксплуатацию Товара с оформлением Акта ввода оборудования в эксплуатацию в течение 10 дней с момента подачи заявки Заказчиком (Филиалом). Заявка Заказчика (Филиал), содержащая наименование Товара, срок и место оказания Услуг (в пределах г. Красноярска), передается Заказчиком (Филиалом) Поставщику посредством электронной почты, факсом, с курьером или иным доступным способом связи, позволяющим фиксировать её получение. |
Из ч. 4 ст. 33 Закона о контрактной системе следует, что Заказчик устанавливает требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. Закупаемое Заказчиком оборудование не подлежит монтажу, поэтому Заказчиком предусмотрен ввод в эксплуатацию оборудования, что не противоречит указанной норме закона. Согласно п. 1 ст. 471 ГК РФ гарантийный срок начинает течь с момента передачи товара покупателю, если иное не предусмотрено договором купли-продажи. Заказчик предусмотрел, соответственно, в Спецификации к Контракту начало течения гарантийного срока со дня подписания соответствующего Акта ввода товара в эксплуатацию. Кроме того, дата подписания указанного Акта важна и для исчисления срока оплаты, поскольку предусмотренный типовым контрактом документ о приемке может означать и товарную накладную, хотя дата подписания Заказчиком Акта ввода в эксплуатацию товара может не совпадать с датой подписания товарной накладной. |
Отсутствует право Заказчика удержать сумму начисленной неустойки (штрафа, пени) из суммы, подлежащей оплате |
6.14. В случае неисполнения, просрочки исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, Заказчик вправе удержать сумму начисленной неустойки (штрафа, пени) из суммы, подлежащей оплате за поставленный Товар, либо из денежных средств, предоставленных в качестве обеспечения исполнения настоящего Контракта. |
Право Заказчика удержать сумму начисленной неустойки (штрафа, пени) из суммы, подлежащей оплате, подтверждается гражданским законодательством (ст. 330, 333, 407,410, 420 ГК РФ) с 01.01.2022 данное право Заказчика будет закреплено в ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе. |
13.4. Изменение условий Контракта при его исполнении не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". |
12.4. Изменение условий Контракта при его исполнении не допускается, за исключением случаев предусмотренных статьей 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в т. ч. в соответствии с пунктом 1 части 1 указанной статьи. |
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение условий контракта возможно только в случае, если такая возможность была предусмотрена документацией о закупке и контрактом. Заказчиком в пунктах 40, 42 аукционной документации такая возможность установлена, соответственно, такая же возможность изменения цены установлена и в самом контракте. В отличие от п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе, остальные основания для изменения условий контракта, перечисленные в ст. 95 Закона о контрактной системе, подлежат применению независимо от того, включены они в контракт или нет. |
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что положения аукционной документации в обжалуемой части не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в действиях заказчика отсутствуют нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а также прав и законных интересов участников закупки.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "Спектр" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
Члены Комиссии |
Т.Э. Жукова |
|
А.П. Безруких
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 8 октября 2021 г. N 024/06/105-2486/2020
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2021