Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам.председателя комиссии:
Членов комиссии:
при участии посредством ВКС:
рассмотрев материалы Заказчика - администрации Пижанского городского поселения Пижанского района Кировской области о включении сведений об ИП Н.Н. (далее - Победитель электронного аукциона) в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
05.10.2021 г. в Кировское УФАС России поступили материалы от администрации Пижанского городского поселения Пижанского района Кировской области (далее - Заказчик) о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ИП Н.Н. (далее - Подрядчик) в связи с уклонением от заключения контракта на выполнение работ по ремонту квартиры в многоквартирном жилом доме по адресу: Кировская область, пгт Пижанка, ул. Солнечная (извещение 0340300010621000007).
В соответствии с ч. 6 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение данного материала назначено на 12.10.2021 г. Стороны уведомлены по адресам электронной почты.
В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе проводится внеплановая проверка.
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков.
Согласно ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением полномочий на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, и по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну, а также закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, для обеспечения федеральных нужд при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта).
Согласно п. 7.10. Приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" территориальный орган в пределах компетенции территориального органа принимает решения о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков).
Порядок ведения Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Приказом Кировского УФАС России N 10 от 23.01.2017 г. "О создании Комиссии по контролю в сфере закупок" полномочия по рассмотрению сведений заказчиков о включении в реестр недобросовестных поставщиков возложены на Комиссию по контролю в сфере закупок.
В силу ч.7 ст.104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчиком представлены документы об уклонении участника электронного аукциона от заключения контракта, поскольку в регламентированные сроки проект контракта индивидуальным предпринимателем не был подписан, в связи с чем 23.09.2021 г. Заказчик признал его уклонившимся от заключения контракта. На включение в РНП не настаивает, готовы заключить контракт, т.к. неоднократно размещалась данная закупка, но заявки не подавались. Ремонт квартиры в многоквартирном жилом доме требуется для принятия погорельцев.
Представитель индивидуального предпринимателя подтвердил письменные пояснения, сообщил, что намерений уклоняться от заключения контракта индивидуальный предприниматель не имел, поскольку 21.09.2021, во время работы за рабочим компьютером произошел скачок напряжения и компьютер выключился и перестал включаться. ИП обратился за диагностикой компьютера, по результатам которой выяснилось, что блок питания компьютера сгорел. Устранение неполадки произошло только 23.09.201 г., т.е. после регламентированного срока подписания контракта. Обеспечение исполнения контракта не было направлено в адрес Заказчика, поскольку индивидуальный предприниматель ошибочно полагал, что закупка проводится для СМП. Сообщил, что у ИП отсутствовал умысел на уклонение от заключения контракта. Проект контракта не был подписан в срок по технической причине, независящей от воли индивидуального предпринимателя.
В связи с действиями Победителя электронного аукциона, указывающими на намерение подписать данный контракт, просит не включать сведения в реестр недобросовестных поставщиков.
В результате осуществления проверки факта уклонения от заключения контракта установлено следующее.
01.09.2021 г. на официальном сайте ЕИС размещено извещение N 0340300010621000007 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту квартиры в многоквартирном жилом доме по адресу: Кировская область, пгт Пижанка, ул. Солнечная; начальная (максимальная) цена контракта - 356 588,40 руб.; дата окончания подачи заявок - 09.09.2021 г.; размер обеспечения исполнения контракта - 5,00% от НМЦК.
Согласно п. 6.1 Информационной карты Аукционной документации ограничений для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям не установлено.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 14.09.2021 г. контракт заключается с ИП Н.Н. с ценой контракта 356 588,40 руб.
В соответствии с ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 12 статьи 82.1, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 настоящей статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, а также включения представленной в соответствии с настоящим Федеральным законом информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Согласно ч. 3 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 12 ст.83.2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, контракт заключается только после внесения на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, денежных средств в размере предложенной этим участником цены за право заключения контракта, а также предоставления обеспечения исполнения контракта.
17.09.2021 г. Заказчиком размещен проект контракта и направлен Победителю электронного аукциона для подписания. Регламентированный срок для подписания - 23:59 ч. 22.09.2021 г.
21.09.2021 г. в соответствии с квитанцией о приемке N 7 TV COM-сервис (ИП Елсуков Д.Н.) был принят системный блок для исправления неисправности (не включается).
23.09.2021 г. от электронной площадки http://www.sberbank-ast.ru получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта", поскольку в установленный законом срок - до 23:59 ч. 22.09.2021 г. индивидуальный предприниматель проект контракта не подписал, протокол разногласий не направил.
В соответствии с ч.13 ст.83.2. Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги).
При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
23.09.2021 г. согласно акту выполненных работ N 7 TV COM-сервис (ИП Елсуков Д.Н.) были устранены неисправности системного блока на сумму 1000,00 руб. (в этот же день в соответствии с чеком N 20222hqpzb работы по ремонту системного блока оплачены индивидуальным предпринимателем на сумму 1000,00 руб.).
Протоколом от 23.09.2021 г. Заказчик признает победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта.
Вместе с тем, согласно информации из ЕИС, протокол о признании Победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта составлен и подписан 23.09.2021 г., разместить данный протокол надлежало не позднее одного рабочего дня с момента его составления, то есть не позднее 24.09.2021 г.
Вместе с тем, указанный протокол был размещен Заказчиком только 29.09.2021 г.
При рассмотрении материалов РНП представители Заказчика пояснили, что протокол был размещен в ЕИС 29.09.2021 г. в связи с нахождением сотрудника, ответственного за размещение протокола в ЕИС, в отпуске.
Таким образом, при размещении протокола признания индивидуального предпринимателя уклонившимся от заключения контракта от 23.09.2021 г. Заказчиком допущено нарушение ч. 13 ст. 83.2 Закона о контрактной системе.
27.09.2021 г. индивидуальный предприниматель сообщает Заказчику о произошедшей ситуации, просит подписать проект контракта на бумажном носителе, с приложением реестра добросовестно исполненных контрактов. Данное письмо индивидуальный предприниматель направил по электронной почте и почтовым отправлением.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N 10-П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
В постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П Конституционным Судом Российской Федерации указано, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Согласно Определению Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 12 июля 2013 г. N ВАС-8371/13, при рассмотрении вопроса о признании участника размещения заказа уклонившимся от заключения государственного контракта уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения, и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному государственному заказчику.
В соответствии с пунктами 8, 9 статьи 104 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы. Информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
По смыслу названных норм права включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках).
Иное понимание не приведет к достижению целей правового регулирования, повлечет необоснованное, формальное ограничение прав и интересов субъектов хозяйственной деятельности.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Представленные в материалах дела пояснения и документы индивидуальным предпринимателем свидетельствуют об отсутствии умысла Победителя электронного аукциона на уклонение от подписания контракта, о чем свидетельствуют действия, направленные на его подписание, а именно: сообщение Заказчику о сложившейся ситуации и направление подписанного проекта контракта, а также обращение индивидуального предпринимателя для восстановления работоспособности системного блока.
Нарушение индивидуальным предпринимателем своих обязательств по подписанию контракта при отсутствии у него намерения уклониться от его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в Реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно п.п. б) п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Индивидуальный предприниматель относится к микропредприятиям, включено в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно информации из ЕИС, ИП является активным участником закупок и имеет более 40 заключенных контрактов, которые исполнены или находятся в стадии исполнения.
Учитывая представленные документы, информацию и пояснения индивидуального предпринимателя, положительный опыт участия в закупках, Кировское УФАС России считает возможным не включать сведения об ИП Н.Н. в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ст. 99, ч. 7 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные администрацией Пижанского городского поселения Пижанского района Кировской области о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ИП Н.Н. в связи с уклонением от заключения контракта на выполнение работ по ремонту квартиры в многоквартирном жилом доме по адресу: Кировская область, пгт Пижанка, ул. Солнечная (извещение 0340300010621000007) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать Заказчика - администрацию Пижанского городского поселения Пижанского района Кировской области нарушившим часть 13 ст. 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам.председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 12 октября 2021 г. N 043/06/104-874/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2021