Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
- <_> - руководителя Управления, председателя Комиссии Управления,
- <_> - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии Управления,
- <_> - специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии Управления,
при участии:
со стороны заказчика ГБУЗ "Пензенский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи":
- <_> - представителя по доверенности,
- <_> - представителя по доверенности,
со стороны уполномоченного учреждения ГКУ Пензенской области "Управление по осуществлению закупок Пензенской области": <_> - представителя по доверенности,
в отсутствие представителя заявителя - ООО "Норд-Фарм" (о времени и месте рассмотрения жалобы извещен),
рассмотрев жалобу ООО "Норд-Фарм" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении уполномоченным учреждением - ГКУ ПО "Управление по осуществлению закупок Пензенской области" для нужд заказчика - ГБУЗ "Пензенский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи" аукциона в электронной форме "Поставка лекарственного препарата для медицинского применения Цефтриаксон" (извещение N 0855200000521002108 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 14.09.2021), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
05.10.2021 года в Пензенское УФАС России поступила жалоба ООО "Норд-Фарм" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении уполномоченным учреждением - ГКУ ПО "Управление по осуществлению закупок Пензенской области" для нужд заказчика - ГБУЗ "Пензенский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи" аукциона в электронной форме "Поставка лекарственного препарата для медицинского применения Цефтриаксон" (извещение N 0855200000521002108 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 14.09.2021).
Лицам, участвующим в деле, направлены уведомления о дате рассмотрения жалобы. Заказчику направлено требование о приостановлении заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с требованиями статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба была принята и назначена к рассмотрению на 11.10.2021 в 15 часов 00 минут.
Согласно письму ФАС России от 03.04.2020 N ИА/27903/20 ЦА (ТО) ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрении жалоб при проведении закупок в порядке Закона о контрактной системе в дистанционном порядке посредством интернет-видеоконференции, без очного участия представителей субъектов контроля, заявителя, заинтересованных лиц.
По мнению заявителя, заказчик и аукционная комиссия при рассмотрении заявок и определении победителя электронного аукциона неправомерно не применили положения Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в совокупности с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", учитывая, что заявка ООО "норд-Фарм" полностью соответствовала всем условиям данных актов.
При рассмотрении жалобы представители заказчика, уполномоченного учреждения поддержали доводы, изложенные в отзывах на жалобу, просили признать жалобу необоснованной.
Для дополнительного изучения материалов по жалобе в целях наиболее полного и объективного рассмотрения жалобы, Комиссией Управления был объявлен перерыв в рассмотрении жалобы до 12.10.2021 16 часов 00 минут, о чем были уведомлены стороны. После окончания перерыва рассмотрение жалобы было продолжено.
В результате рассмотрения жалобы, материалов дела и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.
14.09.2021 года уполномоченным учреждением для нужд заказчика на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение N 0855200000521002108, а также документация об электронном аукционе "Поставка лекарственного препарата для медицинского применения Цефтриаксон".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 268 000,00 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок - 27.09.2021 09:00.
Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 28.09.2021
Дата проведения аукциона в электронной форме - 29.09.2021.
Идентификационный код закупки: 212583702721558370100101550022120244.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе определено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное.
В рамках данной нормы приняты Приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н) в совокупности с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1289).
Пунктом 1 Постановления N 1289 установлено, что для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, за исключением заявок (окончательных предложений), которые содержат предложения о поставке оригинальных или референтных лекарственных препаратов по перечню согласно приложению, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
В соответствии с пунктом 1.1 Постановления N 1289 в случае если после отклонения заявок (окончательных предложений) в порядке, установленном пунктом 1 настоящего постановления, хотя бы одна заявка (окончательное предложение) содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты, в отношении таких лекарственных препаратов применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 1.2 Постановления N 1289 подтверждением соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1.1 настоящего постановления, является декларирование участником закупки в заявке (окончательном предложении) сведений о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", и сведений о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке.
При этом подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является один из следующих документов:
а) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами;
б) заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемое Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (пункт 2 Постановления N 1289).
Согласно пункту 1.4 Приказа N 126н в случае отклонения заявок (окончательных предложений) в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 49, ст. 6981) (далее - Постановление N 1289), контракт заключается с участником закупки по предложенной им цене контракта при совокупности следующих условий:
а) заявка (окончательное предложение) такого участника закупки содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях включены в государственный реестр лекарственных средств;
б) заявка (окончательное предложение) такого участника закупки соответствует требованиям документации о закупке;
в) таким участником закупки предложена цена контракта, которая является наименьшей среди участников закупки (при наличии таких участников закупки), заявки которых не отклонены в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289 и при этом соответствуют совокупности условий, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего подпункта;
г) таким участником закупки предложена цена контракта, которая не превышает более чем на 25 процентов наименьшее предложение о цене контракта в случае его подачи участником закупки (при наличии такого участника закупки), заявка которого не отклонена в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289, но не соответствует условию, указанному в подпункте "а" настоящего подпункта.
Положения настоящего подпункта не применяются при отсутствии участника закупки, заявка которого соответствует указанным условиям.
В извещении о проведении электронного аукциона, а также в документации о закупке указано:
Установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствие с приказом Министерства финансов РФ от "04" июня 2018 года N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Установлено ограничение допуска лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 года N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Для участия в закупке было подано 8 заявок участников закупки, при этом по итогам рассмотрения первых частей заявок 28.09.2021 аукционной комиссией заявки 7 участников допущены к участию в аукционе, заявка 1 участника отклонена на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Комиссией Управления установлено, что допущенные к участию в электронном аукционе участники закупки предложили в первых частях заявок следующие лекарственные средства, приложив во вторых частях заявок соответствующие документы:
1) N 1 ООО "Здоровье жизнь", ТН Цефтриаксон, Россия, ООО "Компания ДЕКО", СТ-1 0356997;
2) N 2 ООО "Виренд Интернейшнл", ТН Цефтриаксон, Россия, ООО "ФармКонцепт", СТ-1 0317902,
3) N 3 АО "Ланцет", ТН Цефтриаксон", Россия, ПАО "Красфарма", СТ-1 0387470,
4) N 5 ООО "Норд-Фарм", ТН Цефтриаксон-АКОС, Россия, ОАО "Синтез", СТ-1 1441253, Документ, содержащий сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза СП-0001078/04/2021 от 27.04.2021, Заключение о соответствии производителя (иностранного производителя) лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики GMP-0061-000372/19,
5) N 6 АО "Р-Фарм", ТН Цефтриаксон, Россия, ПАО "Красфарма", СТ-1 0387470,
6) N 7 ОАО "Фармация", ТН Цефтриаксон, Россия, АО "Биохимик", СТ-1 1427944,
7) N 8 ООО "Соликс", ТН Медаксон, Кипр.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона заявка ООО "Соликс" была признана несоответствующей требованиям документации об электронном аукционе в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289, победителем признано ОАО "Фармация", как участник, предложивший наименьшую цену контракта 1 519 552,45 рублей.
Податель жалобы считает, что в рассматриваемом случае должны были быть применены положения пункта 1.4 Приказа N 126н, учитывая наличие у ООО "Норд-Фарм" соответствующих документов.
Вместе с тем, Комиссия Управления соглашается с позицией заказчика и уполномоченного учреждения относительно невыполнения ООО "Норд-Фарм" всех условий пункта 1.4 Приказа N 126н, а именно:
- в заявке на участие в электронном аукционе ООО "Норд-Фарм" указано торговое наименование лекарственного средства "Цефтриаксон-АКОС", однако, в заключении о соответствии производителя (иностранного производителя) лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики GMP-0061-000372/19 отсутствует лекарственный препарат с данным торговым наименованием "Цефтриаксон-АКОС".
- Кроме того, в документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза СП-0001078/04/2021 предусмотрена строка 2.А. Производство фармацевтической субстанции (далее указываются стадии технологического процесса). Указанная строка содержит графу 2.А.1. "Стадии производства до получения молекулы", 2.А.2. "Стадии обработки (без изменения молекулы): очистка фармацевтической субстанции полученной с использованием биологических процессов; стерилизующая фильтрация", 2.А.3 "Завершающие стадии производства: стерилизующая фильтрация; выделение; сушка", 2.А.4 "Фасовка фармацевтической субстанции: фасовка в первичную упаковку", 2.А.5 "Упаковка: упаковка и маркировка". В графе 2.А.1 документов СП "Стадии производства до получения молекулы" указан знак прочерк. Аналогичные знаки содержатся в графах 2.Б.1, 2.Б.2 документов СП "Получение полупродукта (введение в процесс основного и вспомогательного сырья)", "Получение готового нерасфасованного продукта".
Комиссия Управления, изучив доводы жалобы, материалы по жалобе, судебную практику, на которую ссылается заявитель, выслушав доводы сторон, пришла к выводу о правомерности действий заказчика и аукционной комиссии при проведении рассматриваемой закупки, и соответственно, о необоснованности доводов жалобы.
Комиссия Управления руководствуясь частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Норд-Фарм" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении уполномоченным учреждением - ГКУ ПО "Управление по осуществлению закупок Пензенской области" для нужд заказчика - ГБУЗ "Пензенский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи" аукциона в электронной форме "Поставка лекарственного препарата для медицинского применения Цефтриаксон" (извещение N 0855200000521002108 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 14.09.2021), необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 12 октября 2021 г. N 058/06/106-920/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.10.2021