Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии:
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М.- начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р.- главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в отсутствие индивидуального предпринимателя Минеева В.В., в присутствии представителя государственного заказчика ГБУЗ АО "Александро-Мариинская областная клиническая больница" Котловой А.К. (доверенность от 12.08.2021 N4), и в присутствии представителей уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" Сахтапергеновой Л.Ж. (доверенность от 06.10.2021 01-06-14), Ходжаевой Д.Х. (доверенность от 17.08.2020 N01-06-4), рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Минеева В.В. на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Александро-Мариинская областная клиническая больница", уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку ламп ультрафиолетовых бактерицидных (номер извещения: 0825500000721000614), на основании ст.99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 06.10.2021 поступила жалоба индивидуального предпринимателя Минеева В.В. (далее - Заявитель, ИП Минеев В.В.) на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Александро-Мариинская областная клиническая больница" (далее также - Заказчик), уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку ламп ультрафиолетовых бактерицидных (номер извещения: 0825500000721000614) (далее - электронный аукцион).
По мнению Заявителя, аукционная документация на право заключить контракт на поставку ламп ультрафиолетовых бактерицидных (номер извещения: 0825500000721000614) не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Ранее 08.10.2021 Комиссией Астраханского УФАС России была рассмотрена жалоба ООО "РС Саратов" на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Александро-Мариинская областная клиническая больница", уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку ламп ультрафиолетовых бактерицидных (номер извещения: 0825500000721000614) и принято решение N030/06/64-1331/2021 которым было установлено следующее.
"По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
24.09.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона и документация об этом аукционе.
Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчик незаконно установил такую характеристику рециркулятора-облучателю воздуха, как "класс потенциального риска применения не ниже 2а".
Комиссия не согласна с данным доводом по следующим основаниям.
Одним из основополагающих принципов контрактной системы в сфере закупок является принцип эффективности осуществления закупок.
Раскрывая правовое содержание данного принципа, Закон о контрактной системе (статья 12) устанавливает, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом о контрактной системе, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Системное толкование этих норм права позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формулирование заказчиком объекта закупки исходя из потребностей последнего. В частности, при описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару, в том числе в данной ситуации и к его составу.
Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик не имеет возможность установить требования к техническим, качественным характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных и муниципальных нужд. При этом Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в аукционной документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, маркам товара.
Заказчик в разделе "Техническое задание" аукционной документации установил характеристики к поставляемому товару, в т.ч. характеристику "класс потенциального риска применения не ниже 2а".
Представителями Заказчика в материалы дела представлены документы (руководства по эксплуатации, регистрационные удостоверения, паспорт), свидетельствующие о том, что на рынке существует как минимум три производителя рециркулятора-облучателя с характеристикой "класс потенциального риска применения не ниже 2а": "Азов" производитель ООО "Элид", СПДС производителя ООО "СПС", РБ-06-"Я-ФП"-02 производителя ООО "Ферропласт Медикал".
Таким образом, Комиссия считает, что установленная Заказчиком в "Техническом задании" аукционной документации характеристика класс потенциального риска применения не ниже 2а к рециркулятору-облучателю не противоречит Закону о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Относительно довода о не установлении в аукционной документации требования о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки копии действующей лицензии на производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, то Комиссия находит его несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит обязательному лицензированию деятельность на производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники.
Порядок лицензирования данной деятельности определен Положением о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2013 N 469.
Согласно пункту 3 указанного Положения в состав деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники входят работы (услуги) по монтажу и наладке медицинской техники; контролю технического состояния медицинской техники; периодическому и текущему техническому обслуживанию медицинской техники; ремонту медицинской техники.
Письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.10.2003 N 293-22/233 введены в действие Методические рекомендации "Техническое обслуживание медицинской техники" (далее - Методические рекомендации), в соответствии с которыми техническое обслуживание медицинской техники - это комплекс регламентированных нормативной и эксплуатационной документацией мероприятий и операций по поддержанию и восстановлению исправности и работоспособности медицинской техники при ее использовании по назначению, а также при хранении и транспортировании.
Согласно пункту 5.2 Методических рекомендаций к видам работ по техническому обслуживанию медицинской техники отнесены: ввод в эксплуатацию; контроль технического состояния; периодическое и текущее техническое обслуживание; текущий ремонт.
Учитывая, что предметом закупки является поставка медицинского изделия, у Заказчика отсутствует обязанность по установлению требования о предоставлении в составе второй части заявки копии действующей лицензии на производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники.
Кроме того, в проекте контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, указано, что "услуги выполняются Поставщиком лично, либо с привлечением соисполнителей".
То есть в отсутствие у исполнителя лицензий, необходимых для исполнения контракта, он вправе привлечь соисполнителя, имеющего необходимые лицензии.
Следовательно, довод Заявителя о том, что Заказчик не установил в аукционной документации требование о соответствии участников закупки требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, не нашел своего подтверждения.
Данная позиция подтверждается письмом Минфина России от 21 февраля 2018 г. N 24-02-03/11100 "О рассмотрении обращения".
Кроме того, по мнению Заявителя, под совокупность требуемых Заказчиком характеристик рециркулятора-облучателя, таких как: "Функция автоматического включения по датчику акустическому присутствия людей в помещении, мощность лампы, потребляемая мощность оборудования, габаритные размеры" подпадает только оборудование одного производителя - РБ-06-"Я-ФП"-02 производителя ООО "Ферропласт Медикал".
В ходе рассмотрения жалобы представителями Заказчика не было представлено достаточных доказательств и сведений, подтверждающих, что указанные технические характеристики соответствуют характеристикам оборудования различных производителей.
При таких обстоятельствах требования к товару, установленные в документации об аукционе (в их совокупности), Комиссия признает ограничивающими количество участников закупки, в связи с чем не соответствующими пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и, как следствие, нарушающими пункт 1 части 1 статьи 64 данного закона, что образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
Поскольку допущенное Заказчиком нарушение является существенным, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание".
На основании вышеизложенного, а также руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Минеева В.В. на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Александро-Мариинская областная клиническая больница", уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку ламп ультрафиолетовых бактерицидных (номер извещения: 0825500000721000614) обоснованной в части не соответствия аукционной документации пункту 1 части 1 статьи 33, пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. В связи с ранее выданным 08.10.2021 предписанием N030/06/64-1331/2021, предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 12 октября 2021 г. N 030/06/64-1351/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.10.2021