Комиссия по контролю в сфере закупок, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии:
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Абдрахманова И.Г. -специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,
в присутствии представителя Муниципального казенного учреждения "Управление по хозяйственному и транспортному обеспечению муниципального образования "Ахтубинский район" Боярской К.И. (доверенность N 0000-000016 от 08.10.2021) и представителя Акционерного общества "Газпром газораспределение Астрахань" Пирцула Е.О. (доверенность от 11.01.2021 N 2021-03), рассмотрев заявление Муниципального казенного учреждения "Управление по хозяйственному и транспортному обеспечению муниципального образования "Ахтубинский район" (ИНН 3022007767; 416501, Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Волгоградская,141) о внесении информации об Акционерном обществе "Газпром газораспределение Астрахань" (ИНН 3017004224; юридический адрес: 414024, Астраханская область, город Астрахань, улица Ахшарумова, дом 76) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила N 1078),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 07.10.2021 года поступило заявление Муниципального казенного учреждения "Управление по хозяйственному и транспортному обеспечению муниципального образования "Ахтубинский район" (далее также - Заказчик, МКУ "УХТО МО "Ахтубинский район") о включении информации об Акционерном обществе "Газпром газораспределение Астрахань" (далее также - Победитель, Общество, АО "Газпром газораспределение Астрахань") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта на выполнение работ по обслуживанию газовых котельных МО "Ахтубинский район" (номер извещения 0825600001621000007).
Рассмотрение указанного заявления назначено Управлением на 13.10.2021 года в 09 час. 30 мин.
Представитель АО "Газпром газораспределение Астрахань" Пирцул Е.О. (доверенность) прибыл в назначенное время лично.
Представитель МКУ "УХТО МО "Ахтубинский район" Боярская К.И. (доверенность) приняла участие в рассмотрении заявления посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
Комиссией объявлен перерыв до 09:30 14.10.2021.
Представитель АО "Газпром газораспределение Астрахань" Пирцул Е.О. (доверенность) прибыл в назначенное время лично.
Представитель МКУ "УХТО МО "Ахтубинский район" Боярская К.И. (доверенность) приняла участие в рассмотрении заявления посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
Комиссия Астраханского УФАС России, установив фактические обстоятельства, изучив представленные документы, а также проведя внеплановую проверку, приходит к следующему выводу.
13.09.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) Заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по обслуживанию газовых котельных МО "Ахтубинский район" (номер извещения 0825600001621000007) (далее - электронный аукцион) и документация об этом аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 9 723 083,40 руб.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 27.09.2021 N0825600001621000007-1 аукционная комиссия признала победителем электронного аукциона АО "Газпром газораспределение Астрахань", в связи с чем было принято решение о заключении контракта с Победителем. Данный протокол был размещен на официальном сайте 27.09.2021.
27.09.2021 Заказчиком на официальном сайте был размещен проект государственного контракта.
Согласно части 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.
Частью 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
Регламентированный срок подписания контракта победителем - не позднее "04" октября 2021 в 23 часов 59 минут.
При этом Победителем (в установленный срок) не был размещен в единой информационной системе подписанный проект контракта и не было предоставлено обеспечение его исполнения.
Руководствуясь частью 13 статьей 83.2 Закона о контрактной системе, 27.09.2021 Заказчик принял решение о признании Победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта (Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 27.09.2021 NППУ1).
При этом Комиссия считает необходимым указать следующее.
Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в указанных закупках.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 30.07.2001 года N 13-П, от 21.11.2002 года N 15-П, определения от 07.06.2001 года N 139-О, от 07.02.2002 года N 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами N 1078, пункт 13 которых обязывает антимонопольный орган осуществлять проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Пунктом 14 Правил N 1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Включение сведений об участнике размещения заказа в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника закупки от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила N 1078 не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном уклонении от заключения контракта.
В указанном случае Комиссия не может ограничиваться формальным установлением факта нарушения законодательства о контрактной системе, поскольку при рассмотрении дела Победитель указал, что в течение срока для заключения контракта при попытке его подписания произошел технический сбой оборудования Общества (акт обнаружения неполадок N 56 имеется в материалах дела).
28.09.2021 Победитель обратился ООО "Коротрон" (ИНН: 3019023293) для устранения технической неисправности оборудования (документальное подтверждение действий, направленных на исправления сбоя оборудования в материалах дела).
Таким образом, не подписание АО "Газпром газораспределение Астрахань" контракта в установленный срок явилось следствием объективного обстоятельства, а не реализацией умышленных действий (бездействия) по уклонению от заключения контракта.
Более того, Заказчик не настаивал на включении сведений об АО "Газпром газораспределение Астрахань" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В рассматриваемом случае оснований для включения сведений об Акционерном обществе "Газпром газораспределение Астрахань" в реестр недобросовестных поставщиков не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Астраханского УФАС России
РЕШИЛА:
1. В удовлетворении заявления Муниципального казенного учреждения "Управление по хозяйственному и транспортному обеспечению муниципального образования "Ахтубинский район" о внесении сведений об Акционерном обществе "Газпром газораспределение Астрахань" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отказать.
2. Нарушения Муниципальным казенным учреждением "Управление по хозяйственному и транспортному обеспечению муниципального образования "Ахтубинский район" требований Закона о контрактной системе при направлении в Астраханское УФАС России обращения о включении информации об Акционерном обществе "Газпром газораспределение Астрахань" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), отсутствуют.
3. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Потылицын П.Л.
Члены комиссии Балтыкова Е.М.
Абдрахманов И.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 14 октября 2021 г. N РНП-30-122-2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.10.2021