Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С.И.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Резцовой А.М..,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш,
В присутствии представителей:
от заказчика - представитель не прибыл,
от уполномоченного органа - представитель не прибыл,
от ООО "Скорость" - представитель не прибыл,
УСТАНОВИЛ
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Скорость" на действия заказчика - МБУК "Железноводская централизованная библиотечная система" города-курорта Железноводска, уполномоченного органа - Отдел по осуществлению централизованных закупок администрации города-курорта Железноводска по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121300021121000081 Изготовление, поставка сборка и установка мебели для создания модельной муниципальной библиотеки в рамках реализации национального проекта "Культура", регионального проекта "Культурная среда".
Заявитель обжалует действия заказчика в части закупки.
Комиссия, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
1. В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе" описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения таких показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
При этом, как установила комиссия, в действиях заказчика установлены нарушения при формировании документации об аукционе:
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Инструкция по заполнению заявок должна беспрепятственно позволять участникам закупки и аукционной комиссии заказчика определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя); определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.
При этом, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком нарушены требования Закона о контрактной системе, а именно: инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе не дает сформировать заявку и вводит участников в заблуждение, с учетом наличия в документации о закупке требований к описанию значений показателей товаров, которые являются основанием для отклонения заявки участников.
Согласно инструкции:
"В случае если в требованиях к товарам установлены требования и к максимальным и к минимальным значениям в отношении одной и той же характеристики товара в сопровождении слов "не менее" и "не более", то участник должен указать и минимальное и максимальное значения для данного показателя, при этом вышеуказанные слова из состава заявки не исключаются, значения могут изменяться и должны быть соответственно равным (или более) и равным (или менее) требуемых значений. Данное правило является приоритетным в случае наличия противоречий с другими положениями инструкции!"
Так же согласно инструкции:
"В случае указания в требованиях слов "может" (и его производных), "возможно", "может быть", "могут" (и его производных) - данные слова означают наличие или отсутствие указанной (указанных) характеристик, в том числе и в зависимости от выбранного участником исполнения (свойств, характеристик, сорта) товара - участник в составе первой части заявки должен сделать конкретное предложение и указать, обладает товар данной характеристикой и ее соответствующим значением или характеристиками или не обладает, при этом данные слова не указываются в составе заявки - данное положение инструкции является приоритетным по отношению к другим"
Или же ещё одно правило
"Участникам закупки необходимо выбрать одно из указанных значений показателей, вариантов исполнения товара, разделенных союзом "либо", который разделяет однородные члены предложения, характеризующие предмет или явление с одной и той же стороны - данное правило имеет приоритет в случае наличия противоречий с другими положениями инструкции"
Таким образом, согласно инструкции, заказчик несколько приоритетных правил, что вводит участников в заблуждение и нарушает требования Закона 44-ФЗ.
Согласно инструкции:
"Союз "и" используется, в частности, при перечислении значений показателей, характеристик, вариантов исполнения товара - в этом случае, при перечислении значений показателей, характеристик, вариантов исполнения товара, участнику закупки необходимо указать в составе своей заявки на участие в аукционе все перечисленные заказчиком варианты"
И так же согласно инструкции: "Знак "запятая" следует читать как "и"",
т.е указать все перечисленные заказчиком варианты,
Но в инструкции есть ещё один пункт:
"Знак "запятая" может быть указан при перечислении вариантов исполнения товара - в данном случае участнику необходимо указать один из предложенных вариантов исполнения товара, например (например, если установлено требование "количество независимых секций 1, 2 шт." - в данном случае участник должен указать - "Количество независимых секций 1шт.", или "Количество независимых секций 2 шт."", т.е. в одном случае необходимо предоставить все перечисленные заказчиком варианты, втором случае необходимо указать один из предложенных вариантов исполнения товара
Что вводит участников в заблуждение и противоречит требованиям Закона 44-ФЗ.
Согласно инструкции:
"Участник вправе не указывать рисунки, однако в явной форме должен указать, какому именно рисунку соответствует товар и/или его составная часть (компонент). В случае указания рисунка в составе заявки, участник должен указывать лишь те рисунки, которые относятся к предлагаемому им варианту исполнения товара"
Т.е. Заказчик устанавливает требование к оформлению заявки.
Причем далее по инструкции есть пункт:
"В случае отсутствия согласно нормативной и/или технической документации или согласно данным производителя по каким-либо из товаров сведений или если требуемый показатель и (или) требуемое значение показателя не применяется исходя из предлагаемых в заявке свойств товара и (или) его характеристик в следствии выбора Участником варианта исполнения товара, по требуемым значениям показателей товара, участник закупки должен указать "показатель не нормируется" или указать "отсутствует" либо любым иным образом обозначить в заявке, что показатель не применяется к данному товару при этом требуемый параметр (наименование показателя) из состава заявки не исключается".
В одном случае Заказчик указывает, что Участник должен указывать лишь те рисунки, которые относятся к предлагаемому им варианту исполнения товара, в другом случае что требуемый параметр (наименование показателя) из состава заявки не исключается.
Согласно инструкции:
"В случае если при указании максимальных и/или минимальных требований в отношении характеристик товаров, указанных в соответствующих столбцах требований, значение показателя, вариант исполнения товара сопровождается словом "требуется", и при этом в отношении показателя присутствуют слова или знаки, указывающие на неконкретное значение, то это означает что установлено требование, указывающее на неизменное неконкретное значение показателя и Участнику следует оставить значение показателя, вариант исполнения товара в неизменном неконкретном виде в сопровождении слов или знаков определяющих максимальный допустимый предел и без сопровождения слова "требуется". В случае если при указании максимальных и/или минимальных требований в отношении характеристик товаров, указанных в соответствующих столбцах требований, вариант исполнения товара сопровождается словом "требуется", "требуются" и при этом в отношении показателя отсутствуют слова или знаки, указывающие на неконкретное значение, то это означает что установлено требование, указывающее на неизменное значение показателя и Участнику следует оставить значение показателя, вариант исполнения товара в неизменном виде и без сопровождения слова "требуется"."
Так же: "В случае если в столбце "максимальные или неизменные значения показателя и/или показателей" таблицы требований к товарам значение показателя не сопровождается описанными в инструкции словами, указывающими на неизменное значение показателя, а также не сопровождается описанными в инструкции словами, знаками, предлогами, указывающими на неконкретное значение показателя, то следует читать данное требование к значению показателя в сопровождении слова "менее""
Если нет слов "требуется" и установлено в максимальном столбце, то есть же уже правило инструкции которое предусматривает указания значения "менее":
"Слово "менее", используемое в настоящей документации об электронном аукционе, означает, что участник закупки должен указать конкретное значение показателя, меньше значения, установленного настоящей документацией"
Что вводит участников в заблуждение и противоречит требованиям Закона 44-ФЗ.
Аналогично и пункт инструкции в отношении столбца "Минимальные или неизменные значения показателя и/или показателей"
Установлено требование:
Общие требования к товару |
Минимальные или неизменные значения показателя и/или показателей |
Максимальные или неизменные значения показателя и/или показателей |
Высота установки розеток от уровня пола требуется |
Требований не установлено |
900 |
Согласно инструкции:
"В случае если при указании максимальных и/или минимальных требований в отношении характеристик товаров, указанных в соответствующих столбцах требований, вариант исполнения товара сопровождается словом "требуется", "требуются" и при этом в отношении показателя отсутствуют слова или знаки, указывающие на неконкретное значение, то это означает что установлено требование, указывающее на неизменное значение показателя и Участнику следует оставить значение показателя, вариант исполнения товара в неизменном виде и без сопровождения слова "требуется""
Так же: "В случае если в столбце "максимальные или неизменные значения показателя и/или показателей" таблицы требований к товарам значение показателя не сопровождается описанными в инструкции словами, указывающими на неизменное значение показателя, а также не сопровождается описанными в инструкции словами, знаками, предлогами, указывающими на неконкретное значение показателя, то следует читать данное требование к значению показателя в сопровождении слова "менее""
Что вводит участников в заблуждение и противоречит требованиям Закона 44-ФЗ.
Подобные случаи установлены на протяжении всего технического задания
По позиции N1, Установлено требование:
Общие требования к товару |
Минимальные или неизменные значения показателя и/или показателей |
Максимальные или неизменные значения показателя и/или показателей |
Количество секций среднего модуля кафедры рекомендуется |
1 шт |
Требований не установлено |
Согласно инструкции:
"В случае если в столбце "минимальные или неизменные значения показателя и/или показателей" таблицы требований к товарам значение показателя не сопровождается описанными в инструкции словами, указывающими на неизменное значение показателя, а также не сопровождается описанными в инструкции словами, знаками, предлогами, указывающими на неконкретное значение показателя, то следует читать данное требование к значению показателя в сопровождении слова "более""
То есть значение должно быть увеличено, следовательно - 2шт или более.
Но согласно инструкции, есть и другой пункт:
"В случае указания в требованиях слов "рекомендуется" (и его производных), "предпочтительно", участник вправе указать предложенные характеристики товара, либо другие по своему усмотрению, не противоречащие другим установленным требованиям, но соответствующие требованиям государственных стандартов и/или нормативных документов"
Согласно данному пункту инструкции количество средних секций допускается указать - 1 шт.
Данные пункты инструкции противоречат друг другу. Что вводит участников в заблуждение и противоречит требованиям Закона 44-ФЗ.
По позиции N2 Установлено: Наименование изготовляемой продукции:
Шкаф высокий (для документов) с остеклением, Место установки (назначение) - для зоны ресепшен библиотекаря
По данной позиции Заказчиком не установлено КТРУ, хотя оно имеется:
31.01.12.139-00000001 Шкаф деревянный для документов.
Тем самым Заказчик избежал указания обоснования к дополнительным характеристикам товара, а также возможно установления постановлений, так как Заказчик по всем товарам установил один ОКПД 2 31.09.99.200 Услуги по изготовлению прочей мебели по индивидуальному заказу населения
По позиции N3 Установлено: Наименование изготовляемой продукции:
Тумба под оргтехнику, Место установки (назначение) - для зоны ресепшен библиотекаря, По данной позиции Заказчиком не установлено КТРУ, хотя оно имеется: 31.01.12.150-00000001 Тумба офисная деревянная, Вид тумбы (характеристика является обязательной для применения) Для оргтехники
По позиции N 9 установлено
Общие требования к товару |
Минимальные или неизменные значения показателя и/или показателей |
Максимальные или неизменные значения показателя и/или показателей |
Толщина материала сдвижных дверей |
Требований не установлено |
не должна превышать 10 мм |
"не должна превышать" инструкцией не описано и потому неизвестно как действовать в отношении данной характеристики: оставить неизменно или конкретизировать.
По позиции N 22
Согласно инструкции:
"С целью создания дополнительных условий для более четкого и ясного понимания участниками потребностей заказчика при поставке товаров Заказчиком сформированы требования к товарам в виде таблицы с следующими столбцами:
Наименования характеристик и общие требования к товару |
Минимальные или неизменные значения показателя и/или показателей |
Максимальные или неизменные значения показателя и/или показателей |
А также на протяжении практически всего технического задания установлена одна форма таблицы, за исключением позиции N22 требования
Общие требования к товару |
Максимальные или неизменные значения показателя и/или показателей |
Минимальные или неизменные значения показателя и/или показателей |
Плотность ткани |
340 г/кв.м. |
Требований не установлено |
Что вводит участников в заблуждение и противоречит требованиям Закона 44-ФЗ.
По позиции N 25 установлено
Общие требования к товару |
Минимальные или неизменные значения показателя и/или показателей |
Максимальные или неизменные значения показателя и/или показателей |
Размеры (Ш х Г х В) |
не менее 2950х1380х500 |
Требований не установлено |
Общие требования к товару |
Минимальные или неизменные значения показателя и/или показателей |
Максимальные или неизменные значения показателя и/или показателей |
Размеры (Ш х Г х В) |
Требований не установлено |
не более 3000х1380х700 |
Получается глубина должна быть не менее 1380 мм и не более 1380 мм,
Что вводит участников в заблуждение и противоречит требованиям Закона 44-ФЗ.
2. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п. 10 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление Правительства N 616) устанавливается запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства N 616 запреты, установленные пунктами 1 и 2 Постановления Правительства N 616, распространяются в том числе на товары, поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, а также являющиеся предметом аренды и (или) лизинга.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства N 616 подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции).
Согласно пункту 10 Постановления Правительства N 616 установлено, что для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным Постановлением Правительства N 616, участник закупки представляет заказчику в составе заявки на участие в закупке выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров, а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт.
Согласно извещению, Заказчик включил код ОКПД 2 31.09.99, который входит в перечень Постановления Правительства N 616, при этом ни извещением, ни документацией об Аукционе не установлен запрет в соответствии с Постановлением Правительства N 616.
3. Согласно извещению заказчик установил код ОКПД 2 31.09.99.200 Услуги по изготовлению прочей мебели по индивидуальному заказу населения, при этом, предметом аукциона является - Изготовление, поставка сборка и установка мебели для создания модельной муниципальной библиотеки в рамках реализации национального проекта "Культура", регионального проекта "Культурная среда", таким образом, заказчик не верно установил код ОКПД 2.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, требования к показателям товаров, которые необходимо указать в составе первой части заявки на участие в Аукционе, а также Инструкция, которая не позволяет однозначно установить порядок заполнения заявки на участие в Аукционе, порядок предоставления сведений в отношении показателей товаров, предусмотренных техническим заданием документации об Аукционе, а также может быть применена Аукционной комиссией по своему усмотрению и не в равной степени ко всем участникам закупки, что, в свою очередь, не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Остальные доводы жалобы не нашли своего подтверждения.
На участие в аукционе поступило 3 заявки, 1 допущена к участию в аукционе.
На основании изложенного, а также учитывая тот факт, что Заказчик явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, материалов и сведений в обоснование довода по жалобе не предоставил, Комиссия приходит к выводу, что довод жалобы Заявителя нашли свое подтверждение.
В действиях заказчика установлены нарушения ст. 33, 64, 14 Закона N44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Скорость" на действия заказчика - МБУК "Железноводская централизованная библиотечная система" города-курорта Железноводска, уполномоченного органа - Отдел по осуществлению централизованных закупок администрации города-курорта Железноводска по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121300021121000081 Изготовление, поставка сборка и установка мебели для создания модельной муниципальной библиотеки в рамках реализации национального проекта "Культура", регионального проекта "Культурная среда" - обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика МБУК "Железноводская централизованная библиотечная система" города-курорта Железноводска, уполномоченного органа - Отдел по осуществлению централизованных закупок администрации города-курорта Железноводска, нарушившим ст. 33, ст.64, ст. 14 Закона N44-ФЗ, в связи с чем выдать обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
А.М. Резцова
Члены комиссии
С. И. Рошевский
Б.Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 5 октября 2021 г. N 026/06/64-2215/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.10.2021