Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю закупок (далее - комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
Членов комиссии:
в присутствии:
рассмотрев материалы КОГКУ "Дорожный комитет Кировской области" о включении ИП Черемискин М.А. (далее - Общество, Подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
28.09.2021 г. в Кировское УФАС России поступили материалы от КОГКУ "Дорожный комитет Кировской области" (далее - Заказчик) о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) об ИП Черемискин М.А. (далее - Подрядчик) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта от 15.04.2021 года N 0340200003321002619-02 на выполнение работ по установке недостающих и замене поврежденных дорожных знаков и стоек на автомобильных дорогах общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения (далее - Контракт) (извещение N 0340200003321002619).
Рассмотрение назначено на 04.10.2021 года, откладывалось на 05.10.2021 г., стороны извещены по адресам электронной почты.
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков.
Согласно ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением полномочий на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, и по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну, а также закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, для обеспечения федеральных нужд при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта).
Согласно п. 7.10. Приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" территориальный орган в пределах компетенции территориального органа принимает решения о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков).
Порядок ведения Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила).
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Приказом Кировского УФАС России N 10 от 23.01.2017 г. "О создании Комиссии по контролю в сфере закупок" полномочия по рассмотрению сведений заказчиков о включении в реестр недобросовестных поставщиков возложены на Комиссию по контролю в сфере закупок.
В силу ч.7 ст.104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчиком представлены документы об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в связи с тем, что Подрядчиком нарушены условия Контракта, необоснованно приостановлена работа по установке недостающих и замене поврежденных дорожных знаков и стоек на автомобильных дорогах общего пользования, нарушено исполнение календарного графика более чем на 30 дней. Фактически работы Подрядчиком выполнены и сданы 27.05.2021 г. на сумму 493 139,15 руб. В период с 28.05.2021 г. по 31.08.2021 г. работы Подрядчик не производил, в связи с чем 06.09.2021 г. Заказчик принял решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке, направил его почтовым отправлением с уведомлением о вручении, а также разместил в ЕИС. Включение индивидуального предпринимателя в РНП обеспечит защиту и гарантии прав заказчиков.
Представители Подрядчика подтвердили письменные пояснения, сообщили, что на момент участия в закупке индивидуальным предпринимателем был сделан запрос о даче разъяснений положений документации об указании мест установки дорожных знаков. Полученный ответ индивидуальный предприниматель расценил как получение необходимой ему для выполнения работ информации в актуальных проектов организации дорожного движения (ПОДД). Получив ПОДД, Подрядчик обнаружил несоответствие фактических обстоятельств на местности и информации, указанной в ПОДД. В связи с выявленными несоответствиями вел активную переписку с Заказчиком, а также приостановил выполнение работ до получении информации в полном объеме.
Кроме того, в связи с неполучением необходимой актуальной информации, принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на основании п. 13.9 Контракта. Просит не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения сторон, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.
19.03.2021 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены извещение и документация о проведении электронного аукциона на выполнение работ по установке недостающих и замене поврежденных дорожных знаков и стоек на автомобильных дорогах общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения (извещение N 0340200003321002619); начальная (максимальная) цена контракта составила 13 382 493,60 руб.
Согласно информации из ЕИС участник направил запрос о разъяснении документации, в котором, в том числе просит уточнить места установки Г-образных опор - в действующих ПОДД на большинстве дорог они отсутствуют; а также номера дорожных знаков по ГОСТ и конкретные места их установки.
В ответе от 25.03.2021 г. N 889 Заказчик соообщил, что победителю аукциона будут представлены Проекты организации дорожного движения, предусматривающие места установок дорожных знаков.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 02.04.2021 г. аукционной комиссией рассмотрены вторые части заявок индивидуального предпринимателя (снижение 27% НМЦК) и ООО "КИРОВСИГНАЛПРОЕКТ" (снижение 22 % НМЦК). Победителем электронного аукциона признан ИП Черемискин Михаил Александрович (ИНН 434544684642), предложивший цену контракта 9 769 220,28 руб. и заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
15.04.2021 г. между Заказчиком и индивидуальным предпринимателем заключен контракт N 0340200003321002619-02 на сумму 9 769 220,28 рублей.
Согласно п. 1.1. Контракта предметом Контракта является выполнение работ по установке недостающих и замене поврежденных дорожных знаков и стоек на автомобильных дорогах общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения (далее - работы).
В соответствии с п. 1.3. Контракта Подрядчик обязуется осуществить работы в соответствии с утвержденным Заказчиком локальным сметным расчетом (Приложение N2) и техническим заданием (Приложение N3).
В силу п. 5.1 Контракта для выполнения работ по настоящему контракту Подрядчик принимает на себя обязательства: Выполнить все, предусмотренные Техническим заданием работы, в полном объеме и в сроки в соответствии с календарным графиком производства работ (Приложение N1) и сдать объект Заказчику в срок предусмотренный настоящим контрактом.
На момент заключения настоящего контракта Подрядчик внимательно изучил всю представленную ему документацию на работы, убедился в характере и содержании работ, посетил объект, принял во внимание общие и местные условия, которые могут повлиять на ход работ, оценил реальность сроков выполнения работ, оговоренных в настоящем контракте, оценил точность и достаточность цены контракта и условий ее оплаты.
Подписанием настоящего контракта считается, что Подрядчик получил всю необходимую информацию о рисках и непредвиденных обстоятельствах, которые могут повлиять на выполнение работ по настоящему контракту. Подрядчик принял на себя полную ответственность за то, что предусмотрел все трудности и издержки, связанные с успешным исполнением обязательств по настоящему контракту, а также принял во внимание климатические, геологические условия производства работ и период производства работ во времени года.
В соответствии с п. 5.8 Контракта в случае приостановки работ по любой причине (кроме распоряжения Заказчика) Подрядчик должен немедленно уведомить Заказчика. Подрядчик также должен заблаговременно уведомить Заказчика о возможности наступления события, препятствующего нормальному выполнению работ.
Согласно п. 6.1 Контракта Сроки выполнения работ: начало выполнения работ: май 2021 г. Окончание работ: август 2021 г.
Разделом N 7 Контракта предусмотрен порядок приемки и оплаты работ.
В силу п. 7.1. Контракта отчетным периодом считать с 26 числа предыдущего месяца по 25 число отчетного месяца включительно.
Согласно п. 7.2 Контракта Заказчик или уполномоченные им лица имеют право беспрепятственного доступа ко всем видам работ в течение всего периода их выполнения и в любое время производства. Подрядчик обязан обеспечить представителя Заказчика помещением для работы, автотранспортом для выезда на место производства работ.
В силу п. 13.1 Контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по следующим основаниям: - неоднократное неисполнение обязательств подрядчиком требований настоящего контракта оформленных актом об обнаружении дефектов два и более раз. - необоснованная подрядчиком приостановка работ, с нарушением исполнения календарного графика более чем на 30 дней. - по основаниям предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (. 13.2 Контракта).
Согласно п. 13.9 Контракта Подрядчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с разделом 16 Контракта установлены следующие приложения:
1. Календарный график производства работ (май - объем работ 44/5 знака со стоимостью работ 488 461,01 руб.; июнь - объем работ 223/25 знака со стоимостью работ 2 442 305,07 руб., июль - объем работ 445/50 знаков со стоимостью работ 4 884 610,14 руб.; август - объем работ 178/20 знаков со стоимостью работ 1 953 844,06 руб.).
2. Локальный сметный расчет (составлен в текущем (базисном) уровне цен на 4 кв.2020 г.).
3. Техническое задание (с указанием, в том числе ведомости автомобильных дорог - таблица N 2).
4. Перечень нормативно-технических документов.
30.04.2021 г. представителю индивидуального предпринимателя выданы оригиналы проектов организации дорожного движения (ПОДД) в количестве 7 шт.
Письмом от 04.05.2021 г. N 01/04-05 Подрядчик сообщает Заказчику, что проекты организации дорожного движения представлены не на полный объем устанавливаемых средств организации дорожного движения, также отсутствуют ведомости объемов по установке недостающих и замене повреженных дорожных знаков, в связи с чем просит в кратчайшие сроки предоставить вышеуказанную информацию.
В ответ на данное письмо 18.05.2021 г. Заказчик письмом N 1403 указал, что в соответствии с п. 5.1 Контракта работы выполняются в объемах и в сроки, предусмотренные календарным графиком производства работ (Приложение N 1 к Контракту). Ведомость объемов работ по установке недостающих и замене поврежденных дорожных знаков указана в Техническом задании (таблица N 1). Места установки дорожных знаков выбираются в соответствии с переданными проектами организации дорожного движения и при согласовании со специалистами ОБДД и ВК КОГКУ "Дорожного комитета Кировской области.
Также указано, что 14.05.2021 г. состоялся совместный выезд представителей Заказчика и Подрядчика. По итогам выезда была согласована ведомость установки дорожных знаков на май текущего года. Сообщает, что по каждому месяцу будет организован совместный выезд с согласованием ведомостей установки дорожных знаков, с предоставлением соответствующей информации (ПОДД).
27.05.2021 г. Заказчиком осуществлена приемка выполненных работ по Контракту на сумму 493 139,15 руб., что подтверждается подписанным сторонами актом N 1. Платежным поручением N 614 Заказчиком оплачены выполненные работы в полном объеме.
Письмом от 02.06.2021 г. N02/06-01 Подрядчик во исполнение п. 5.8 Контракта сообщил Заказчику о приостановке работ до предоставления ведомости объемов работ, поскольку представленные ПОДД, не содержат информацию о перечне устанавливаемых (заменяемых) дорожных знаках по Контракту, а также отсутствует дефектная ведомость с указанием типа дорожных знаков по ГОСТ и адреса мест установки (письмо получено Заказчиком в этот же день).
В ответ на данное письмо Заказчик только 07.06.2021 г. письмом N 1607 сообщает, что перед началом каждого отчетного периода организуется выезд на автомобильные дороги, по итогам которого согласуется ведомость установки дорожных знаков с предоставлением соответствующей информации (ПОДД). Предлагает принять участие в совместном выезде 09.06.2021 г. в 08.00 ч.
Письмом от 08.06.2021 г. N 08/06-01 Подрядчик указывает, что в таблице N 1 Технического задания, на которую ссылается Заказчик приведена общая ведомость объемов работ без указания мест установки дорожных знаков, без указания типа дорожных знаков по ГОСТ - указаны лишь формы дорожных знаков (треугольник 900 мм - 100 шт.; квадрат 700х700 мм - 100 шт. <_> в общей сложности 890 знаков).
Кроме того, Подрядчик указывает, что положениями Контракта не предусмотрены выезды совместно с Заказчиком для согласования ведомости дорожных знаков.
Также указывает, что в связи с совместными выездами Подрядчик теряет 6 и 9 дней в мае и июне соответственно, из-за которых будет отставать от календарного графика и нести ответственность за просрочку обязательств. В рамках нормальной производственной деятельности самого подрядчика необходимая информация должна быть представлена в разумные сроки, т.е. за несколько дней до периода непосредственного выполнения работ, учитывая поставку материалов, погодные условия, человеческий фактор и т.д.
В связи с чем, Подрядчик отказывается от предоставления своего представителя и просит представить ведомости установки дорожных знаков.
Заказчик в ответ на данное письмо 09.07.2021 г. письмом N 1633 сообщает, о п. 5.1 Контракта, по которому Подрядчик внимательно изучил всю представленную ему документацию, а также подписанием настоящего контракта считается, что Подрядчик получил всю необходимую информацию о рисках и непредвиденных обстоятельствах.
В установленные сроки Заказчик передал ПОДД Подрядчику. Вся остальная информация, касающаяся выполнения работ и их объемов в рамках контракта указана в Техническом задании.
Кроме того, согласно условиям Контракта не предусмотрена обязанность предоставления Подрядчику ведомости.
Согласно странице 10 проекта производства работ Подрядчик должен осуществлять установку дорожных знаков после разбивки дороги и согласования мест установки с Заказчиком.
Кроме того, Подрядчик обязан обеспечить представителя Заказчика помещением для работы, автотранспортом для выезда на место производства работ (п. 7.2 Контракта).
Отказ Подрядчика предоставить своего представителя для выезда на места установки дорожных знаков расценивает как факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по Контракту. Для исключения срыва срока выполнения работ просит принять участие в совместном выезде 11.06.2021 г. в 08.00 ч.
10.06.2021 г. Подрядчик письмом N 10/06-01 сообщает, что на этапе участия в электронном аукционе им направлялся запрос на разъяснение документации, в ответе на запрос от 25.03.2021 г. N 889 Заказчик указал на предоставление ПОДД, предусматривающие места установок дорожных знаков.
Исходя из практики правоотношений в рассматриваемой области, с каждым ПОДД представляется отдельная ведомость, содержащая информацию о том, в какой точке какой знак должен быть установлен. Приложения к Контракту указывают лишь общие данные без указания мест установки дорожных знаков.
Указывает на противоречивые выводы Заказчика, поскольку в переписке он указывает на наличие в Техническом задании необходимой информации касающейся выполнения работ и их объемов, при этом также сообщает о необходимости совместных выездов для согласования ведомости установки дорожных знаков.
Просит предоставить ведомости установки дорожных знаков с указанием адресов, типа и количества дорожных знаков на июнь, июль, август 2021 г. в кратчайшие сроки (письмо получено Заказчиком 11.06.2021 г.).
10.06.2021 г. Заказчик передает индивидуальному предпринимателю еще 3 тома ПОДД.
Заказчик письмом N 1679 от 15.06.2021 г. сообщает Подрядчику, что выезд состоится 16.06.2021 г. в 08.00 ч. для согласования мест установки дорожных знаков.
Письмом от 17.06.2021 г. N 17/06-01 Подрядчик просит организовать рабочую группу с дальнейшей организацией совместного выезда сторон с целью выявления недостающих, подлежащих замене дорожных знаков, не конкретизированных в проектах организации дорожного движения, с последующим составлением соответствующей разъясняющей и иной производственной документации.
В ответ на данное письмо Заказчик письмом N 1739 от 18.06.2021 г. сообщает о готовности создания рабочей группы с целью решения вопросов, возникающих при реализации Контракта.
Письмом N 1962 от 06.07.2021 г. Заказчик сообщает, что работы за июнь Подрядчиком не выполнены, для исключения срыва срока выполнения работ просит прибыть 07.07.2021 г. к 14.00 к Заказчику.
07.07.2021 г. состоялось оперативное совещание с участием индивидуального предпринимателя, по результатам которого был составлен протокол, содержащий запись о несогласии с составленным протоколом, в связи с искажением информации. Согласно указанному протоколу Подрядчик просит расторгнуть Контракт по соглашению сторон.
В этот же день Заказчик направил письмо Подрядчику о совместном выезде 09.07.2021 г. для согласования ведомости установки дорожных знаков. В ответ на данное письмо Подрядчик сообщает о нахождении специалиста в командировке, в связи с чем предлагает перенести совместный выезд на 12.07.2021 г. (письмо N 08/07-01 от 08.07.2021 г.). Заказчик, согласившись с данным условием Подрядчика соглашается на перенос совместного выезда на 12.07.2021 г. (письмо от 09.07.2021 г. N 1986).
При рассмотрении материалов РНП Заказчик сообщил, что 12.07.2021 г. и 13.07.2021 г. совместный выезд представителей Заказчика и Подрядчика, действительно, состоялся.
Письмом от 14.07.2021 г. N 2031 Заказчик сообщает о необходимости выполнения работ по установке знаков, а также напоминает о необходимости продолжения совместных выездов с целью определения мест установки дорожных знаков.
20.07.2021 г. Заказчик в адрес Поставщика направил письмо N 2062 с приложением представлений ГИБДД о необходимости установки недостающих дорожных знаков.
21.07.2021 г. состоялось оперативное совещание по Контракту, при котором присутствовал индивидуальный предприниматель, по результатам которого составлен протокол, в котором отражено, что работы по Контракту ИП выполнены быть не могут, т.к. в предоставленных ПОДД отсутствуют адреса установки знаков, таблицы и дислокации неполные и непонятные, работы приостановлены до определения полного объема работ по Контракту (протокол не подписан индивидуальным предпринимателем).
В силу части 8 статьи 95 Закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 19 статьи 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Пунктом 13.1 Контракта предусмотрено право Заказчика на односторонний отказ от исполнения Контракта, п. 13.9 Контракта аналогичное право предусмотрено для Подрядчика.
21.07.2021 г. Подрядчик принимает решение N 21/07-01 об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании п. 13.9 Контракта, в связи с отсутствием информации, необходимой для исполнения контракта.
Согласно части 20 статьи 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о его вручении заказчику. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления.
Во исполнение ч. 20 ст. 95 Закона о контрактной системе Подрядчик в этот же день направил решение в адрес Заказчика. Согласно отслеживанию почтового отправления с почтовым идентификатором EE047444418RUданное решение получено Заказчиком 22.07.2021 г.
В ответ на решение об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчик письмом N 2177 от 30.07.2021 г. сообщает, что в данном решении не указано правовых оснований расторжения контракта. Считает отказ Подрядчика противоречащим требованиям ст. 310, ч. 2 ст. 450, ст. 450.1, ч. 2 ст. 719 ГК РФ, ст. 95 Закона о контрактной системе, требует отметить данное решение (согласно отслеживанию почтового отправления с почтовым идентификатором 80081162615710 письмо получено Подрядчиком 16.08.2021 г.).
Письмом от 20.08.2021 г. N 20/08-01 Подрядчик отмечает, что решение Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в законную силу 01.08.2021 г., считает Контракт расторгнутым (Подрядчик решения не отменял).
Вместе с тем, представленное решение Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта N 21/07-1 не содержит обстоятельства, предусмотренные гражданским законодательством, послужившие основанием для принятия данного решения.
Письмом от 26.08.2021 г. N 2468 Заказчик просит незамедлительно продолжить работы, в случае неисполнения обязательств будут применены штрафные санкции.
В ответ на данное письмо Подрядчик письмом N 30/08-01 от 30.08.2021 г. считает необоснованным применение штрафных санкций, также просит предоставить ведомости полных объемов работ.
Претензиями N 2076 от 20.07.2021 и N2543 от 01.09.2021 Заказчиком выставлены пени на сумму 8 937,97 руб. и на сумму 54 990,71 руб., которые не оплачены Подрядчиком.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 715 ГК РФ заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность. Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
06.09.2021 г. в связи с нарушением Подрядчиком условий Контракта, необоснованной приостановкой работ, с нарушением исполнения календарного графика более чем на 30 дней, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
06.09.2021 г. Решение направлено в адрес Подрядчика Почтой России заказным письмом с уведомлением, 07.07.2021 г. размещено на сайте ЕИС. Согласно уведомлению почтового отправления решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вручено индивидуальному предпринимателю 10.09.2021 г., данное уведомление получено Заказчиком 13.09.2021 г.
Таким образом, датой надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика, в соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе, является дата получения Заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления - 13.09.2021 года.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Учитывая, что в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушения условий контракта, послужившие основаниями для принятия указанного решения, не устранены, Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона вступило в законную силу 24.09.2021 г.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Кировского УФАС России в установленный законом срок - 28.09.2021 г.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт недобросовестного поведения поставщика при исполнении контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N 10-П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
В постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П Конституционным Судом Российской Федерации указано, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
В рассматриваемом случае, Комиссия считает необходимым отметить, что возникшие в ходе исполнения Контракта разногласия сторон не свидетельствуют о недобросовестном поведении Подрядчика, направленном на намеренный срыв исполнения Контракта. Бесспорных доказательств, подтверждающих обратное, Заказчиком в материалы рассматриваемого дела не представлено.
Более того, наличие подобных разногласий свидетельствует о наличии гражданско-правового спора у сторон Контракта, возникшего при его исполнении.
При рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупки антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Кроме того, споры в отношении одностороннего отказа от исполнения контракта не могут являться предметом рассмотрения антимонопольного органа. Подобные споры в соответствии с действующим законодательством рассматриваются исключительно в судебном порядке в рамках рассмотрения самостоятельного спора.
При этом, учитывая то обстоятельство, что реестр недобросовестных поставщиков является мерой публично-правового характера, антимонопольный орган в каждом конкретном случае выясняет причины неисполнения контракта и оценивает существенность допущенного нарушения.
В свою очередь, в практике рассмотрения гражданских дел, в гражданско-правовой доктрине, в гражданских правоотношениях с "публичным элементом" не определено, что ненадлежащее исполнение либо неисполнение договорных обязательств в любом случае влечет такую меру ответственности как включение в РНП.
При рассмотрении материалов РНП представители Подрядчика пояснили, что получив от Заказчика ответ на запрос о разъяснении положений документации от 25.03.2021 г. N 889 о передаче ПОДД, предусматривающих места установок дорожных знаков, добросовестно рассчитывал на предоставление актуальных ПОДД с ведомостями установки дорожных знаков, поскольку, анализируя контракты Заказчика обнаружил ведомости установки дорожных знаков с указанием наименования знака, адреса его установки, номера знака по ГОСТ. В подтверждение данного вывода Подрядчиком представлен контракт N 0340200003320013383-01 от 14.12.2020 г.
Представители Заказчика пояснили, что обязанность по передаче индивидуальному предпринимателю ПОДД им была исполнена. Кроме того, названный Подрядчиком контракт N 0340200003320013383-01 от 14.12.2020 г. расторгнут, в связи с детализацией и привязкой знака к километражу.
Вместе с тем, Комиссия, оценив доводы сторон, отмечает, что предоставленный ответ на запрос о разъяснении положений документации мог повлиять на решение Подрядчика об участии в закупке и снижении НМЦК. Действия Подрядчика, свидетельствующие о его заинтересованности в исполнении контракта (направление запроса, активная переписка с Заказчиком), свидетельствуют о принятии мер для исполнения условий контракта.
Довод Заказчика о неисполнении работ Подрядчиком в связи с ростом цен на металл, не подтвержден в ходе рассмотрения материалов РНП, поскольку Подрядчик настаивает на невозможности исполнить условия Контракта в связи с отсутствием информации, отражающей полный объем работ. Снижение НМЦК индивидуальным предпринимателем при подведении итогов электронного аукциона на 27 % не может свидетельствовать о намеренном снижении цены Контракта для победы и дальнейшего его неисполнения, поскольку Подрядчиком в мае работы были выполнены и приняты Заказчиком.
Определение сроков для совместных выездов, не предусмотренных условиями Контракта, согласование мест установки 44 знаков в мае, занявшее, согласно пояснениям Подрядчика, более двух недель, а, следовательно, дополнительная временная и финансовая нагрузка на Подрядчика при исполнении Контракта для необходимости актуализировать переданные Заказчиком ПОДД, могли повлиять на дальнейшее исполнение обязательств по Контракту.
Довод Заказчик о наличии в проекте производства работ, подготовленном Подрядчиком, на стр. 10 условия об установке дорожных знаков после разбивки и согласования мест установки с Заказчиком, не корреспондирует с требованиями Контракта и не определяет обязанность совместных выездов Подрядчика с представителями Заказчика для актуализации ПОДД.
Требование Заказчика о том, что Подрядчик обязан обеспечить представителя Заказчика помещением для работы, автотранспортом для выезда на место производства работ (письмо от 09.07.2021 г. N 1633) относится к приемке работ, и не может свидетельствовать об обязанности Подрядчика предоставлять представителя и транспортное средство для согласования актуальной информации в проектах организации дорожного движения.
Таблица N 2 Приложения N 3 к Контракту "Ведомость автомобильных дорог" определяет наименование автодорог, ее общую протяженность, наименование муниципального образования, и не указывает на конкретные места установки дорожных знаков. Информация о местах установки отражается в ПОДД и ведомостях установки дорожных знаков, являющихся приложением к ПОДД.
Фактически, предоставленные Заказчиком ПОДД, подготовлены в 2020 г. и частично не соответствуют ситуации на местности.
При рассмотрении материалов РНП представители Заказчика пояснили, что в ПОДД указаны места установки дорожных знаков, а также указан их вид. Кроме того, к каждому знаку указано условное обозначение, которому дается расшифровка в каждом проекте организации дорожного движения (это существующий или проектируемый дорожный знак, или дорожный знак, который требуется демонтировать). В качестве примера указывает на стр. 11 предоставленного Подрядчиком в материалы РНП ПОДД (внесение изменений в проект организации дорожного движения на автомобильной дороге "Киров-Кирово-Чепецк-Зуевка-Фаленки-гр.Удмуртской республики" том 1), на которой обведены дорожные знаки, к которым имеется условное обозначение, а также номер самого дорожного знака, адреса установки, следовательно, у Подрядчика не может возникнуть трудностей при исполнении Контракта.
При этом представители Заказчика указывают на незначительное расхождение фактического нахождения дорожных знаков и расположения по ПОДД (например, в связи с тем, что дорожный знак на местности был сбит). В связи с чем, Заказчик совместно с Подрядчиком составлял ведомость дорожных знаков при наличии ПОДД, для указания фактического его нахождения. Кроме того, Подрядчиком за май была составлена ведомость адресов дорожных знаков, что подтверждается представленной в материалы дела ведомости от 14.05.2021 г.
Вместе с тем, представители Подрядчика отметили, что помимо знаков, которые обозначил Заказчик на странице 11 ПОДД, в данном ПОДД существуют иные обстоятельства, свидетельствующие о расхождениях между ПОДД и местностью. В качестве примера приводит стр. 10 ПОДД, в котором карандашом от руки нарисован отсутствующий в ПОДД и фактически имеющийся на местности пешеходный переход; на странице 12 на местности существует мост, не указанный в ПОДД, при этом к данному мосту в ПОДД установлен знак примыкания дороги; на стр. 15 остановка общественного транспорта, указанная в ПОДД, не соответствует фактическому ее нахождению.
Отметили, что при исполнении Контракта в мае необходимо было установить 44 знака, на которые в связи с необходимостью согласования фактического места нахождения у Подрядчика ушло больше времени, чем он планировал при участии в закупке. При этом в июне требовалось установить уже 233 знака, что по расчетам Подрядчика выходило за рамки отчетного периода, в связи с чем он приостановил работы, до получения информации о полном объеме работ, для исключения последующих совместных выездов.
Ведомость установки дорожных знаков, являющаяся частью ПОДД, содержит указание на адреса установки 17 знаков, которые не исчерпывают весь перечень знаков, необходимых к установке по данному проекту организации дорожного движения.
Таким образом, доводы Заказчика о том, что Подрядчик на момент заключения Контракта внимательно изучил всю представленную ему документацию на работы и принял на себя полную ответственность за то, что предусмотрел все трудности и издержки (п. 5.1 Контракта, письмо от 09.07.2021 г. N 1633), а также требование Заказчика о предоставлении представителей для участия в совместных выездах не могут являться безусловным основанием для включения в РНП, в связи с указанными выше обстоятельствами.
Кроме того, Контракт подписан сторонами 15.04.2021 г., что подтверждается информацией в ЕИС, при этом ПОДД были переданы Подрядчику только 30.04.2021 г. и 10.06.2021 г., что подтверждается письмом Заказчика N 2177 от 30.07.2021 г., что не соответствует п. 5.1 Контракта.
Довод Заказчика о возможности исполнения условий Контракта, со ссылкой на контракт N 0340200003321007539-01 от 02.08.2021 г., не принимается Комиссией Кировского УФАС России, поскольку исполнителем по новому контракту является ООО "КИРОВСПЕЦСИГНАЛПРОЕКТ" -разработчик проектов организации дорожного движения по расторгнутому Контракту.
Согласно п.п. в) п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Индивидуальный предприниматель относится к микропредприятиям, включен в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно информации из ЕИС, индивидуальный предприниматель Черемискин М.А. является участником закупок. Участие в закупках, представляет собой возможность для индивидуального предпринимателя, в условиях экономически неустойчивой ситуации, стабильного продолжения осуществления своей предпринимательской деятельности, не допустив прекращения осуществления предпринимательской деятельности, сохранив рабочие места.
Фактические обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства не подтверждают виновного и недобросовестного поведения со стороны Подрядчика, иных доказательств, являющихся безусловным основанием для вывода о наличии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об индивидуальном предпринимателе, заказчиком не представлено.
Таким образом, рассмотрев заявление Заказчика о включении индивидуального предпринимателя в РНП, исследовав обстоятельства и последствия одностороннего отказа подрядчика от исполнения условий контракта, и, проведя проверку достоверности фактов, указанных в обращении Заказчика, оценив действия Подрядчика при исполнении Контракта, руководствуясь ст. 99, ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные КОГКУ "Дорожный комитет Кировской области" о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ИП Черемискин М.А. в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта от 15.04.2021 года N 0340200003321002619-02 на выполнение работ по установке недостающих и замене поврежденных дорожных знаков и стоек на автомобильных дорогах общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения (извещение N 0340200003321002619), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 5 октября 2021 г. N 043/06/104-857/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.10.2021