Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего: Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок
Е.А. Мироновой,
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
Члена Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.С. Лушниковой,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГКБ им. С.С. Юдина ДЗМ": Ю.О. Тютина,
ООО "РС Медикал Групп": Н.А. Тарасова,
рассмотрев жалобу ГБУЗ "ГКБ им. С.С. Юдина ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку перчаток смотровых нестерильных для нужд ГБУЗ "ГКБ
им. С.С. Юдина ДЗМ" (Закупка N 0373200027421001163) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа,
уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NЕО/59340/21 от 28.09.2021.
1. В составе жалобы Заявитель указывает, что в нарушении требований постановления Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление N617) Заказчиком не включена в контракт, информация о реестровой записи об отдельном виде промышленного товара.
Комиссией Управления установлено, что согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 15.09.2021 N0373200027421001163-3 победителем аукциона признано ООО "МЕДПРОМ", с ценой контракта 2 866 500 руб.
Согласно ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 12 статьи 82.1, части 23 статьи 83.1 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона о контрактной системе, а также включения представленной в соответствии с Законом о контрактной системе информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
В соответствии с п.9 постановления N617 При осуществлении закупок отдельных видов промышленных товаров для государственных и муниципальных нужд подтверждением соблюдения ограничений, установленных настоящим постановлением, является представление участником закупки в составе заявки информации о нахождении отдельного вида промышленных товаров в реестре российской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи и совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации". Информация о реестровой записи об отдельном виде промышленного товара включается в контракт.
Комиссией Управления установлено, что в составе заявки победителя
ООО "МЕДПРОМ" представлена выписка из реестра российской промышленной продукции N 648\3\2021 от 13.04.2021 на "Комплект N 3 в составе: Куртка, Брюки, Маска, Шапочка-шлем, Шапочка-шарлотка, Бахилы, Нарукавники, Фартук, Перчатки медицинские, Инструкция по применению".
При этом Заказчиком при направлении проекта контракта по позициям 1, 2, 3 Приложения N1 к контракту не указана информация о реестровой записи об отдельном виде промышленного товара, что противоречит положениям п.9 постановления N617.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и нарушении Заказчиком ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, что также содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика отметил, что 01.10.2021 Заказчиком заключено дополнительное соглашение к заключенному контракту, согласно которому Заказчиком дополнены сведения, указанные в Приложении N1 к контракту, выпиской из реестра российской промышленной продукции, представленной победителем в составе заявки.
2. Также в составе жалобы Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном признании второй части заявки ООО "МЕДПРОМ" соответствующей требованиям, установленным аукционной документацией.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 15.09.2021 N0373200027421001163-3 заявка ООО "МЕДПРОМ" признана соответствующей требованиям аукционной документации.
В соответствии с п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п.10 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе.
Комиссией Управления установлено, что в п.14.9 информационной карты аукционной документации установлены ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в соответствии с постановлением N 617.
Согласно п. 2 постановления N617 для целей осуществления закупок отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) (далее - заявки), при условии, что на участие в закупке подано не менее 2 заявок, удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно:
а) содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
б) не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении заявок (окончательных предложений).
Согласно п.6 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
В соответствии с п.7 постановления N617 подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий:
а) наличие сведений об отдельных видах промышленных товаров в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), ведение которого осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства";
б) наличие сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза (за исключением Российской Федерации) по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
В соответствии с ч. 1 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч. 19 ст. 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе
На заседании Комиссии Управления установлено, что в составе заявки
ООО "МЕДПРОМ" предоставлена выписка из реестра российской промышленной продукции на комплект N 3 в составе: Куртка, Брюки, Маска, Шапочка-шлем, Шапочка-шарлотка, Бахилы, Нарукавники, Фартук, Перчатки медицинские, Инструкция по применению собственного производства, реестровая запись
N 648\3\2021, дата внесения в реестр 13.04.2021, NРЗН 2021/13410 от 08.02.2021 на "Перчатки медицинские смотровые/процедурные нестерильные".
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что выписка из реестра российской промышленной продукции на комплект N 3 в составе: Куртка, Брюки, Маска, Шапочка-шлем, Шапочка-шарлотка, Бахилы, Нарукавники, Фартук, Перчатки медицинские, Инструкция по применению собственного производства, реестровая запись N 648\3\2021, дата внесения в реестр 13.04.2021 не удовлетворяет предъявленным Заказчиком требованиям, поскольку исходя из наименования данная выписка представлена на комплект, в состав которой входят медицинские перчатки, а не на отдельный товар, что по мнению Заявителя, свидетельствует о том, что представленная выписка подтверждает производство на территории Российской Федерации комплектов медицинской одежды и не может быть использовано для подтверждения производства отдельных предметов таких, как перчатки медицинские, входящих в состав комплекта.
При этом в обоснование указанной позиции Заявитель ссылается на письмо Минпромторга России от 24.09.2021 N81790/08, согласно которому "указанные в обращении выписки из Реестра на комплекты 1, 2, 3 (N 648/3/2021, N 648/4/2021, N 648/5/2021), относящиеся к коду Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) 32.50.50.190, сформированы на основании полученного заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, которое было выдано Департаментом ООО "Витекс" 13.04.2021 N 29565/08 в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 (далее - Правила, заключение, постановление N 719).
Заключение подтверждает производство на территории Российской Федерации комплектов медицинской одежды и не может быть использовано для подтверждения производства отдельных предметов таких, как перчатки медицинские, входящих в состав комплекта".
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что медицинское изделие "комплект одежды медицинский изолирующий нестерильный по ТУ 32.50.50-007-45422980-2021", производства ООО "Витекс" зарегистрировано на основании регистрационного удостоверения NРЗН 2021/13658 от 10.03.2021, при этом согласно приложению к настоящему регистрационному удостоверению в комплект входят, в том числе перчатки медицинские смотровые/процедурные нестирильные производства ООО "Витекс", зарегистрированные на основании регистрационного удостоверения NРЗН 2021/13410, что свидетельствует о том, что указанные перчатки, входящие в состав комплекта, могут являться самостоятельным изделием, поскольку зарегистрированы под конкретным РУ.
При этом документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие. Форма регистрационного удостоверения утверждается регистрирующим органом. Регистрационное удостоверение выдается бессрочно.
Комиссией Управления установлено, что в письме Минпромторга России от 24.09.2021 N81790/08 также указано, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами. Письма Минпромторга России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом; наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 N 438 "О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации" Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:
- функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, промышленности строительных материалов (изделий) и строительных конструкций, энергосбережения и повышения энергетической эффективности при обороте товаров, а также в области развития авиационной техники и экспериментальной авиации, технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений, науки и техники в интересах обороны и безопасности государства, внешней и внутренней торговли, в том числе при продаже товаров с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (электронной торговли), общественного питания и бытового обслуживания, народных художественных промыслов, индустрии детских товаров (за исключением пищевой продукции для детского питания);
- функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере машиностроения, металлургической, химической, фармацевтической, биотехнологической, медицинской, легкой, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей, электронной, авиационной и судостроительной промышленности, промышленности средств связи, радиопромышленности, промышленности боеприпасов и специальной химии, химического разоружения, промышленности обычных вооружений, народных художественных промыслов;
- функции по поддержке экспорта промышленной продукции, обеспечения доступа на рынки товаров и услуг, выставочной и ярмарочной деятельности, по проведению расследований, предшествующих введению компенсирующих мер, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., по уведомлению уполномоченных органов государств - Сторон Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и Евразийской экономической комиссии о планируемых к предоставлению и предоставленных промышленных субсидиях на территории Российской Федерации, по применению мер нетарифного регулирования, а также функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование внешнеторговой деятельности, за исключением вопросов таможенно-тарифного регулирования;
- функции федерального органа по техническому регулированию;
- функции по обеспечению реализации обязательств, вытекающих из членства Российской Федерации во Всемирной торговой организации, в установленной сфере деятельности.
При этом согласно п.6.5 раздела II Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 N 438 "О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации" Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Министерства.
Так, презумируя вышеизложенное, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанное письмо Министерства издано как акт казуального толкования в ответ на индивидуальное обращение граждан, данный в соответствии с требованиями Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" при реализации Минпромторгом России установленных полномочий, и представляет собой ответ на индивидуальное обращение граждан о даче разъяснений в отношении сведений, содержащихся в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации.
При этом письмо Минпромторга России 24.09.2021 N81790/08 официально не опубликовано, до сведения его территориальных органов, а также и неопределенного круга лиц не доводилось. Доказательств того, что Письмо используется в деятельности территориальных органов и является для них обязательным, также не имеется.
Не будучи адресованным территориальным органам Минпромторга России, ФАС России и их должностным лицам, Письмо не содержит предписания о правах и обязанностях неопределенного круга лиц, следовательно, не устанавливает общеобязательных правил поведения, рассчитанных на неоднократное применение, носит информационно-разъяснительный характер по обращению гражданина.
Таким образом, поскольку вышеуказанное письмо Минпромторга России не обладает нормативными свойствами, правовых оснований для его принятия к рассмотрению не имеется.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку в составе второй части заявки, а именно ООО "МЕДПРОМ" представлены сведения о выписке товара из реестра российской промышленной продукции, то тем самым были выполнены требования, установленные п. 2 постановления 617, в связи с чем у аукционной комиссии Заказчика не имелось оснований для признания заявки ООО "МЕДПРОМ" не соответствующей требованиям документации, а также положениям постановления N617.
В соответствии с ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с ч.1, ч.1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что решение аукционной комиссии Заказчика о признании заявки ООО "МЕДПРОМ" соответствующей требованиям аукционной документации, является правомерным и не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "РС Медикал Групп" на действия аукционной комиссии ГБУЗ "ГКБ им. С.С. Юдина ДЗМ" обоснованной в части неуказания в проекте контракта информации о реестровой записи об отдельном виде промышленного товара, предусмотренной п.9 постановления N617.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч.2 ст.83.2 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результат осуществления закупки.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий:
Заместитель председателя Комиссии Е.А. Миронова
Заместитель председателя Комиссии К.А. Сомов
Член Комиссии Н.С. Лушникова
Исп. Лушникова Наталья Сергеевна
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 октября 2021 г. N 077/06/106-17522/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.10.2021