Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Членов Комиссии:
Специалиста-эксмерта отдела обжалования государственных закупок
А.С. Леонтьевой,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством конференц-связи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителя ВИНИТИ РАН,
в отсутствие представителей ООО "МД-Консалтинг", о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 29.09.2021 N ЕО/59658/21,
рассмотрев жалобу ООО "МД-Консалтинг" (далее - Заявитель) на действия ВИНИТИ РАН (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуги по техническому обслуживанию системы АПС (Закупка N 0373100069521000001) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению
государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые Московским УФАС России документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 29.09.2021
N ЕО/59658/21, Комиссия Управления установила следующее.
В составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком установлены неправомерные требования к составу первой части заявки на участие в аукционе, а именно, по мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования о предоставлении конкретных показателей товаров, поскольку объектом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию системы АПС.
Согласно п.1,2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе,в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей,а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п.2 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг должна содержать наименование страны происхождения товара, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации,за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Так, в силу положений п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе Заказчиком в п.18.1 информационной карты аукционной документации установлены в том числе следующие требования к составу первой части заявки на участие в аукционе: "Указываются конкретные показатели товара соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарны знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе".
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что при оказании услуг по техническому обслуживанию системы АПС в рамках настоящего контракта необходима поставка оборудования, указанного в таблице, содержащейся в Техническом задании, например, извещателей пожарных дымовых, приборов приёмно-контрольных и т.д.
Однако, в ходе заседания Комиссии Управления установлено что в предусмотренной Техническим заданием таблице с требованиями к показателям товаров установлены так же требования к таким товарам как "Дюбель", "Изолента ПВХ", "Саморезы черные", которые, очевидно, не поставляются, а используются при оказании услуг, то есть переходят Заказчику в измененном виде в виде результата оказанных услуг.
Таким образом, учитывая, что Техническим заданием документации об аукционе установлены требования к используемым товарам (материалам) при выполнении работ, Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении конкретных показателей товаров в составе заявки на участие в аукционе, поскольку в соответствии с положениями ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе заявка на участие в аукционе в описанном случае должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ в соответствии с техническим заданием, в том числе, в отношении товаров (материалов), используемых при выполнении работ.
Комиссия Управления считает необходимым отметить, что в силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик не лишен возможности предъявить требования к любым товарам, в том числе как к используемым при оказании услуг, выполнении работ, так и к поставляемым, однако требование о представлении конкретных показателей, может быть установлено исключительно в отношении поставляемых товаров, чей факт поставки однозначно следует из положений закупочной документации, в свою очередь в отношении иных товаров, использование таких товаров в соответствии с требованиями Заказчика подтверждается участниками закупки посредством выражения согласия, при этом, Заказчик при приемке выполненных работ очевидно не лишен возможности проверки соответствия таких товаров требованиям, установленным Заказчиком в составе технической части аукционной документации.
В связи с вышеуказанным Комиссия Управления отмечает, что Заказчиком неправомерно определены требования к товарам, используемым при оказании услуг, наряду с требованиями к товарам, подлежащим поставке, что в свою очередь вводит в заблуждение участников закупки и не позволяет также определить, какие из указанных товаров являются поставляемыми, а какие применяемыми при оказании услуг.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33, п.2 ч.1 ст.64, ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в составе жалобы Заявитель указывает на невозможность осуществления поиска и копирования текста в аукционной документации, что существенно ограничивает участников закупки.
Согласно ч.1 ст.4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
Ч.4 ст.4 Закона о контрактной системе установлено, что информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
В соответствии с ч.5 ст.4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).
Порядок пользования единой информационной системой в сфере закупок (далее - Порядок, ЕИС) утвержден приказом Федерального казначейства от 30 декабря 2015 г. N 26н.
Согласно пункту 1.2 Порядка в ЕИС размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила).
Согласно подпункту "л" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта ЕИС должны обеспечивать возможность поиска пользователями официального сайта ЕИС текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте ЕИС, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов.
Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.
Следовательно, информация, необходимая для заполнения заявки участниками закупки, в виде текста размещается на официальном сайте в читаемом формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами общераспространенных программ для просмотра ("документ в электронной форме").
Одновременно с этим в соответствии ч.2 ст.65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления в ЕИС без взимания платы.
Таким образом, вышеуказанные положения Закона о контрактной системе устанавливают обязательность доступности вышеуказанной информации для ознакомления в ЕИС.
Вместе с тем Комиссией Управления установлено, что размещенная Заказчиком в ЕИС техническая часть аукционной документации, размещена в формате "pdf.", которая формально соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе, однако их содержание сформировано таким образом, при котором не представляется возможным осуществить копирование и поиск произвольных фрагментов текста, а также часть страниц представлены в сканированном виде не в полном объеме (в частности, стр. 21-26 Аукционной документации), что нарушает п.1 ч.1 ст.33, ч.2 ст.65 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в случае размещения заказчиком в единой информационной системе технической части документации в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов при условии, что такой текст необходим для заполнения заявки, участнику закупки необходимо самостоятельно заполнять заявку в ручном режиме, что при наличии большого объема информации приводит к невозможности участников закупки заполнить заявку надлежащим образом в установленные сроки, поскольку требует больших временных затрат, и как следствие, является дополнительным барьером, приводит к ограничению количества участников закупки, а также к формальным ошибкам в заявках участников закупок.
Для недопущения подобных действий действующим законодательством в сфере закупок установлены требования по объективному описанию объекта закупки и включению такого описания в документацию о закупке, в данном случае в электронный аукцион (ст. 33, 65 Закона о контрактной системе), и установлены соответствующие правила проведения электронного аукциона посредством программных средств, установленных на электронных вычислительных машинах.
Вместе с тем, Заказчик, зная данные требования, фактически установил дополнительный барьер к допуску участников в указанном аукционе.
При этом, следует отметить, что, включив в состав аукционной документации специальную форму для заполнения сведений о товарах и их характеристиках, Заказчик фактически предлагает участникам закупки ее использование при подготовке своих заявок.
Таким образом, такие действия Заказчика по своей сути означают злоупотреблением правом на формирование аукционной документацией, поскольку нивелируют свободу предоставления коммерческого предложения, установленную Законом о контрактной системе.
Тем более, что положения нормативных правовых актов, регулирующих порядок размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок, определяют необходимость осуществления свободного копирования и поиска информации.
В связи с этим, Комиссия Управления полагает, что сформированная подобным образом аукционная документация не отвечает, прежде всего, принципам, заложенным п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, так само по себе объективное описание закупки должно быть не только содержательным, но и не должно никоим образом ограничивать количество участников закупки, если только такое описание надлежащим образом не обосновано самим Заказчиком, что в настоящем случае последним сделано не было, вышеуказанное содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в составе жалобы Заявитель указывает, что в извещении о проведении электронного аукциона, опубликованном в единой информационной системе в сфере закупок, отсутствует информация об источниках финансирования, что вводит участников закупки в заблуждение.
В силу п.2 ст.42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления положений извещения о проведении электронного аукциона подобным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.2 ст.42 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Одновременно с этим Комиссия Управления отмечает, что вышеуказанное нарушение не влияет на возможность подачи заявки и участия в закупочной процедура, в том числе с учетом наличия информации об источниках финансирования в п.8 аукционной документации, а именно: "Источник финансирования: Внебюджет Российской Федерации".
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "МД-Консалтинг" на действия ВИНИТИ РАН обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33, п.2 ч.1 ст.64, ч.6 ст.66, п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе Заказчику не выдавать, так как предписание выдано ранее в ходе рассмотрения жалобы ООО "Интеграция - СТ" по делу о нарушении Законодательства о контрактной системе N 077/06/106-17225/2021 от 28.09.2021. Кроме того, при исполнении предписания по вышеуказанному делу Заказчику необходимо руководствоваться также позицией контролирующего органа, изложенной в настоящем решении.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии С.И. Казарин
Члены Комиссии А.С. Леонтьева
Н.А. Узкий
Исп.Узкий Н.А.
тел.8(495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 октября 2021 г. N 077/06/106-17593/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.10.2021