Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии: |
_., врио руководителя управления; |
Членов комиссии: |
_., начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, _, ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, |
при участии представителей:
муниципального Заказчика - Управления коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Абакана (далее - Заказчик, УКХТ г. Абакана):
- _, на основании доверенности от 28.12.2020 года б/н;
- _, на основании доверенности от 21.09.2021 года б/н;
- _, на основании доверенности от 23.02.2021 года б/н;
- .., директора по развитию ООО "А+Инжиниринг" на основании доверенности б/н от 21.09.2021 года,
уполномоченного органа - Комитета муниципальной экономики Администрации города Абакана (далее - КМЭ г. Абакана, уполномоченный орган):
- _, на основании доверенности N 213 от 09.02.2021 г.,
Заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "ЕВРО ИНВЕСТ" (далее - Заявитель, ООО "ЕВРО ИНВЕСТ"):
- _, на основании доверенности от 02.09.2021 года N ЕИ-14/21;
Заинтересованного лица - Общества с ограниченной ответственностью "Предприятие ЭМАН" (далее - ООО "Предприятие ЭМАН"):
- _, директора ООО "Предприятие ЭМАН" на основании Приказа N 1 от 09.01.2019 года.
Заинтересованного лица - Общества с ограниченной ответственностью "Диджитал Патрол" (далее - ООО "Диджитал Патрол"):
- _, генерального директора ООО "Диджитал Патрол" на основании Приказа N 39 от 14.06.2019 года,
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "ЕВРО ИНВЕСТ" на действия муниципального заказчика - УКХТ г. Абакана при проведении электронного аукциона на выполнение работ по обустройству перекрестков улично-дорожной сети г. Абакана системами автоматической фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения (извещение N 0180300000221000423) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Хакасское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями:
1. Заказчиком неверно указан размер обеспечения исполнения контракта в размере 7,5% от начальной максимальной цены контракта, а не от размера обеспечения исполнения контракта;
2. Заказчиком установлены в аукционной документации требования, которые не соответствуют ГОСТу Р 57144-2016 "Национальный стандарт Российской Федерации. Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования" (далее - ГОСТ Р 57144-2016);
3. Заказчиком описание объекта закупки выполнено ненадлежащим образом, поскольку в различных разделах Технического задания содержится противоречивая информация с указанием параметров габаритных размеров обзорной камеры;
4. Заказчик сформировал описание объекта закупки под определённый комплекс фотовидеофиксации Пульсар производства ООО "СофИТ", что исключает возможность поставки комплекса фотовидеофиксации иного производителя.
Представитель Заявителя, принимавший участие в заседании Комиссии, поддержал доводы жалобы и настаивал на её обоснованности.
В свою очередь, представители Заказчика и Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя, и сообщили, что при проведении Аукциона Уполномоченный орган, Заказчик и его комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Представители Заинтересованных лиц согласились с доводами жалобы, также настаивали на её обоснованности.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 16.09.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 13 179 490,25 рублей;
3) источник финансирования - Бюджет города Абакана, бюджет Республики Хакасия;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
5) документация об аукционе утверждена Начальником УКХТ г. Абакана _., КБК - 9420409283R3S1570244, 9420409283R371570244;
6) дата и время начала подачи заявок 16.09.2021 15:05;
7) дата и время окончания подачи заявок 24.09.2021 12:00;
8) дата и время проведения аукциона 28.09.2021 09:45;
9) на участие в Аукционе подано 2 заявки;
10) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона, последнее предложение составило 12 520 515,65 руб.;
12) на момент рассмотрения жалобы по существу протокол подведения итогов электронного аукциона в ЕИС не размешен.
1. Согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе установлено, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
При этом, в соответствии с частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.
Как указывалось ранее, начальная (максимальная) цена контракта составляет 13 179 490, 25 рублей, следовательно, если участником закупки цена контракта будет снижена на 25 % и более от НМЦК, то контракт с ним заключается после предоставления обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, либо после предоставления информации, подтверждающей его добросовестность, с одновременным предоставлением обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.
Вместе с тем, Заказчиком в аукционной документации указано следующее:
9.4 Антидемпинговые меры |
Если при проведении аукциона, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере 7,5% начальной (максимальной) цены Контракта, что составляет 988 461 (девятьсот восемьдесят восемь тысяч четыреста шестьдесят один) рубль 77 коп., или информации, подтверждающей добросовестность участника, с одновременным предоставлением участником обеспечения исполнения контракта в размере 658 974 (шестьсот пятьдесят восемь тысяч девятьсот семьдесят четыре) рубля 51 коп. К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в настоящей документации о закупке. При невыполнении таким участником, признанным победителем аукциона, данного требования контракт с таким участником не заключается, и он признается уклонившимся от заключения контракта. |
Таким образом, Комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе требование в качестве антидемпинговых мер о предоставлении обеспечения исполнения контракта, размер которого рассчитывается от НМЦК, а не от обеспечения исполнения контракта (как того требует Закон), нарушают часть 2 статьи 37 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ. Довод обоснован.
2. Пунктом 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в том числе следующим правилом:
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таким образом, Заказчик в целях удовлетворения нужд исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки самостоятельно определяет и описывает объект закупки, в том числе устанавливает требования к товарам, работам, услугам с учетом требований отраслевого законодательства, ГОСТ и иных документов, применяемых в национальной системе стандартизации.
Основные Технические и функциональные характеристики изложены в ГОСТе Р 57144-2016 Национальный стандарт Российской Федерации. Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 11.10.2016 N 1367-ст) (далее - ГОСТ Р 57144-2016).
Кроме того, Разделом 5 вышеуказанного ГОСТа определены основные показатели и метрологические характеристики.
Вместе с тем, Заказчиком в описание объекта закупки включены характеристики, не предусмотренные ГОСТом Р 57144-2016:
Основные технические характеристики управляющего контроллера представлены в таблице 4.2.
Таблица 4.2
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Поддерживаемые стандарты связи |
HSDPA, EDGE, GPRS, SMS, UMTS (3G), HSPA+ (3G), LTE (4G) |
Средняя наработка на отказ, ч |
не менее 50 000 |
Рабочий диапазон температур, °С |
Не менее диапазона от минус 55 до плюс 60 |
Время непрерывной работы, ч |
круглосуточно |
Вариант исполнения по ГОСТ 15150-69 |
УХЛ |
Энергопотребление, Вт |
Не более 450 (в зависимости от нагрузки) |
Размеры, не более, мм |
762х540х251 |
Масса, кг |
не более 40 |
Материнская плата | |
Память |
DDR4 DIMM |
Максимальная поддерживаемая частота памяти, не менее |
4000 МГц |
Количество слотов памяти, не менее |
8 |
Поддержка четырехканального режима |
наличие |
Максимальный объем памяти, не менее |
256 ГБ |
Общее количество интерфейсов USB, не менее |
16 |
Общее количество портов RS-232, не менее |
1 |
Процессор | |
Количество ядер, не менее |
10 |
Тактовая частота, не менее |
3700 МГц |
Максимальная частота, не менее |
4500 МГц |
Количество потоков, не менее |
20 |
Коэффициент умножения, не менее |
37 |
Встроенный контроллер памяти |
наличие |
Максимальный объем памяти, не менее |
256 ГБ |
Тип памяти |
DDR4 |
Частота памяти, не менее |
2933 МГц |
Максимальное количество каналов памяти, не менее |
4 |
Типичное тепловыделение, не более |
200 Вт |
Максимальная рабочая температура, не менее |
94 °C |
Графический процессор | |
Частота графического процессора, не менее |
1410 МГц |
Объем видеопамяти, не менее |
8192 МБ |
Тип видеопамяти |
GDDR6 |
Частота видеопамяти, не менее |
14000 МГц |
Разрядность шины видеопамяти, не менее |
256 бит |
Разъемы |
поддержка HDMI |
Число универсальных процессоров, не менее |
2304 |
Число текстурных блоков, не менее |
144 |
Число блоков растеризации, не менее |
64 |
Жесткий диск | |
Тип |
HDD |
Поддержка секторов размером 4 КБ |
наличие |
Объем, не менее |
1000 ГБ |
Объем буферной памяти, не менее |
64 МБ |
Скорость вращения, не менее |
5400 rpm |
Максимальная скорость интерфейса, не менее |
600 МБ/с |
Ударостойкость при работе, не менее |
65 G |
Кроме того, Заказчиком в описании объекта закупки установлены требования к характеристикам комплексов, которые не предусмотрены либо не соответствуют национальному стандарту:
Наименование характеристики |
Значение характеристики (в соответствии с аукционной документацией) |
Значение характеристики (в соответствии с ГОСТ Р 57144-2016) |
Пределы допускаемой погрешности измерений скорости движения ТС: - при измерении скорости ТС по видеокадрам, км/ч |
не более плюс/минус 1 |
+/- 2 км/ч в диапазоне скоростей движения до 100 км/ч, +/- 2% в диапазоне скоростей движения свыше 100 км/ч - для технических средств автоматической фотовидеофиксации с алгоритмом трекинга транспортных средств; +/- 3 км/ч в диапазоне скоростей движения до 100 км/ч, +/- 3% в диапазоне скоростей движения свыше 100 км/ч - для технических средств автоматической фотовидеофиксации без алгоритма трекинга транспортных средств. |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности синхронизации внутренней шкалы времени систем с национальной шкалой времени UTC(SU), мс |
не более плюс/минус 1 |
не должны превышать |
Границы допускаемой абсолютной инструментальной погрешности (при доверительной вероятности 0,95 и геометрическом факторе PDOP |
не более плюс/минус 4,5 |
ОТСУТСТВУЕТ |
Диапазон измерения скорости движения ТС, км/ч - при измерении скорости по видеокадрам |
не более диапазона от 0 до 350 |
Нижний предел диапазона измеряемой скорости движения транспортных средств должен быть не более 20 км/ч. Верхний предел диапазона измеряемой скорости движения транспортных средств должен быть не менее 250 км/ч. |
Вышеуказанный перечень разночтений не является исчерпывающим.
Таким образом, Заказчиком при описании объекта закупки не были использованы установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, при наличии таковых, в виду чего, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и в указанных действиях (бездействии) Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом, а именно в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Вместе с тем, в техническом задании Заказчиком указано следующее:
Таблица 4.1. Метрологические и основные технические характеристики системы.
Габаритные размеры составных частей системы, мм, не более: - Вычислительный контроллер - Фото вычислительный блок - Коммутационный блок - Распознающая видеокамера - Обзорная видеокамера - ИК-прожектор непрерывного действия |
794х572х269 305х295х355 600х600х269 407х110х171 98х88,6х342 172х265х61 |
Таблица 4.5. Основные технические характеристики обзорной видеокамеры.
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Габаритные размеры, мм |
Не более 91х330х91 |
Таким образом, в различных разделах технического задания содержится противоречивая информация с указанием параметров габаритных размеров обзорной камеры, следовательно, документация о закупке содержит показатели, не позволяющие определить соответствие закупаемого товара, установленным заказчиком требованиям, поскольку значения таких показателей различны, что вводит потенциальных участников закупки в заблуждение и является нарушением части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
При этом частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе определено, что запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно устных пояснений представителей Заказчика, характеристики, указанные в описании объекта закупки переписаны Заказчиком с проектной сметной документации на указанный объект.
При этом, согласно пояснений представителя проектной организации ООО "А+ Инжиниринг" под описание объекта закупки Заказчика подходит как минимум два производителя комплексов фотовидеофиксации: комплекс "Пульсар" производства ООО "СофИТ" и комплекс "Вокорд Трафик М" производства ЗАО "Вокорд Телеком".
При этом, Заявителем представлена сравнительная таблица, из которой следует, что различные комплексы фотовидеофиксации (в том числе комплекс "Вокорд Трафик М") не походят под установленное описание объекта закупки по ряду характеристик.
Также, согласно описания типа средства измерений с Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений комплекса "Вокорд Трафик М", данный комплекс не походит под требования технического задание как минимум по следующим характеристикам:
- в описании объекта закупки указано:
Напряжение электропитания системы от сети переменного тока, В Напряжение электропитания системы от сети постоянного тока, В |
не менее диапазона от 160 до 280 не менее диапазона от 10 до 16 |
- в описании типа средства измерений:
Напряжение питания комплексов, В - от сети переменного тока частотой 50 Гц - от сети постоянного тока |
24 от 10,5 до 36 |
Кроме того, Хакасским УФАС России в адрес Заказчика до рассмотрения жалобы по существу был сделан запрос о представлении информации (с документальным подтверждением) о производителях комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, указанных в описании объекта закупки и удовлетворяющих требованиям Заказчика. Однако ответа от Заказчика в адрес Хакасского УФАС России не поступало.
При этом в ходе рассмотрении жалобы, представители Заказчика затруднились ответить на данный вопрос, ссылаясь лишь на соответствие требованиям аукционной документации комплексов "Пульсар" и "Вокорд Трафик М", предложение о поставке которого указали два участника закупки. Вместе с тем, документальных подтверждений соответствия комплекса "Вокорд Трафик М" потребностям Заказчика в адрес антимонопольного органа не представлено.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, Комиссия Хакасского УФАС России, проанализировав описание объекта закупки Заказчика, а также Описание средств типа измерений с Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений, приходит к выводу, что под описание объекта закупки Заказчика подходит исключительно комплекс фотовидеофиксации Пульсар производства ООО "СофИТ", что исключает возможность поставки комплекса фотовидеофиксации иного производителя. Доказательств обратного в материалы дела Заказчиком не представлено.
Согласно пункту 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Заказчик, сформировавший описание объекта закупки под определенного производителя, допустил нарушение пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 КоАП.
В результате внеплановой проверки установлено следующее.
1. В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов. При этом частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно извещения и Аукционной документации Заказчиком установлено требование о том, что участник аукциона должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и в составе второй части заявки представить копию действующей выписки из реестра членов саморегулируемой организации, предоставленной по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Дополнительные требования к участникам закупки к наличию опыта выполнения работ установлены Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
Согласно пункту 2(3) приложения N 1 к Постановлению N 99 к участникам закупки на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей, устанавливается требование о наличии за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу пункта 5 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах элементы обустройства автомобильных дорог - это сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Согласно пункта 11 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах ремонт автомобильной дороги - это комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
В соответствии с пунктом 12 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах, содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Из части 1 статьи 17 Закона об автомобильных дорогах следует, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства (часть 3 статьи 17 Закона об автомобильных дорогах).
Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог" (далее - Приказ N 402) утвержден перечень работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В свою очередь, в перечень Раздела IV Приказа N 402 не входит выполнение работ по обустройству перекрестков системами автоматической фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, следовательно, в данном случае, требовать от участников закупки наличие опыта на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог неправомерно.
Кроме того, частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса установлено, что Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Таким образом, с учетом того, что объектом спорной закупки является выполнение работ по обустройству перекрестков системами автоматической фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, требование к участникам закупки о членстве в СРО, а также дополнительное требование к участникам закупки, предусмотренное пунктом 2.3 Постановления N 99, с перечнем подтверждающих документов, которые должны представить участники закупки, установлены Заказчиком в Извещении и документации об Аукционе неправомерно, что является нарушением части 6 статьи 31 и части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. Пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановлением N 878) утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (перечень).
Согласно пункту 3 Постановления N 878 при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявка (окончательное предложение), содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, произведенной на территориях государств - членов Евразийского экономического союза.
Подтверждением производства радиоэлектронной продукции является:
на территории Российской Федерации - наличие сведений о такой продукции в реестре;
на территории государства - члена Евразийского экономического союза - наличие сведений о такой продукции в евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, формирование и ведение которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров).
В соответствии с пунктом 3 (1) Постановления N 878 для подтверждения соответствия поставляемой радиоэлектронной продукции требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке:
в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) (далее - совокупное количество баллов). Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт;
в отношении товаров, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, - номера реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если такое предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт.
При этом, в пункте 8.2 информационной карты аукционной документации Заказчиком установлено следующее:
5. документы и информацию, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Федерального закона N 44-ФЗ или копии таких документов:
- в соответствии с постановлением Правительства РФ N 878: декларация участника закупки о нахождении радиоэлектронной продукции в едином реестре российской радиоэлектронной продукции с указанием номера реестровой записи.
Таким образом, Заказчиком в аукционной документации не установлено условия о том, что для подтверждения соответствия продукции требованиям Постановления N 878 участник указывает (декларирует) в заявке в отношении товаров из стран ЕАЭС (за исключением РФ) - номера реестровых записей из Евразийского реестра промышленных товаров, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена ЕАЭС, если это предусмотрено Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 N 105 (для продукции, по которой установлены требования о таком количестве баллов), что нарушает положения пункта 6 части 5 статьи 66 и пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Постановлением Правительства N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236) приняты правила установления запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Согласно пункту 2 (1) Постановления N 1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Таким образом, в случае осуществления закупок, предметом которых является поставка оборудования, запрет, установленный Постановлением N 1236, применяется в случае, если программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта, что согласуется с позицией Министерства финансов Российской Федерации, изложенной в письме от 30.04.2020 года N 24-03-06/35429.
В ходе изучения документации об аукционе Комиссией Хакасского УФАС России установлено, что в рамках электронного аукциона отсутствовали основания для установления запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранного государства, поскольку в данной закупке программное обеспечение не является объектом закупки и не подлежит установке в результате исполнения контракта, то есть не подпадает под признаки программного обеспечения, указанные в пункте 2 (1) в целях применения пункта 2 Постановления N 1236.
Таким образом, Заказчик в нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе неправомерно установил в извещении и документации запрет согласно Постановления 1236.
В действиях должностного лица, допустившего такое нарушение, содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 3.35 Административного регламента принято решение выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об аннулировании закупки N 0180300000221000423, поскольку выявленные нарушения являются существенными, привели к ограничению количества участников закупки, и могут повлиять на результаты определения поставщика.
На основании изложенного и руководствуясь положениями Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЕВРО ИНВЕСТ" обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим часть 3 статьи 14, часть 6 статьи 31, пункты 1, 2 части 1, части 2 и 3 статьи 33, часть 2 статьи 37, пункты 1 и 2 части 1 статьи 64, пункт 6 части 5 и часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику и его комиссии, уполномоченному органу, оператору электронной площадки выдать предписание об аннулировании закупки.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель комиссии: |
_ |
Члены комиссии: |
_ _ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 29 сентября 2021 г. N 019/06/33-951/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2021