Резолютивная часть решения оглашена 29.09.2021
В полном объеме решение изготовлено 01.10.2021
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Габсатаровой Е.В. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинская областная клиническая больница" (далее - заказчик) о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "АМГ" (далее - ООО "АМГ", Общество, участник закупки), его единоличном исполнительном органе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта N ЭА-1838/2020 от 10.08.2020, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на поставку инструментов для отделения урологии (извещение N 0869200000220001935) (далее - Аукцион), в присутствии представителя заказчика Демидовой Е.В., действующего на основании доверенности от 11.01.2021,
в отсутствие представителей ООО "АМГ"; направленная в адрес Общества телеграмма вернулась с отметкой "Вручена секретарю",
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 22.09.2021 поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "АМГ", его единоличного исполнительного органа в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе.
Согласно материалам дела заказчиком объявлен Аукцион путем размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 14.07.2020 извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 056 500,00 рублей.
Контракт N ЭА-1838/2020 от 10.08.2020 расторгнут по решению заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта 20.09.2021.
Исходя из обращения Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинская областная клиническая больница", Обществом не исполнено предусмотренное контрактом обязательство по поставке товара, что послужило основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в порядке, предусмотренном статьей 95 Закона о контрактной системе.
Изучив представленные заказчиком документы, заслушав пояснения, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 1 статьи 523 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Исходя из содержания абзаца четвертого пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В силу части 2 статьи 523 Гражданского кодекса РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.3 контракта предусмотрена возможность расторжения контракта путем одностороннего отказа стороны от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Согласно материалам дела победителем аукциона признано ООО "АМГ" с предложением о цене контракта 1 030 087,50 рублей.
Контракт N ЭА-1838/2020 заключен между заказчиком и ООО "АМГ" 10.08.2020.
Пунктом 1.1 контракта предусмотрено, что поставщик обязуется в обусловленный настоящим контрактом срок поставить инструменты для отделения урологии и надлежащим образом оказать услуги по доставке и разгрузке товара, а заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, принять и оплатить поставленный товар и надлежащим образом оказанные услуги.
Согласно пункту 5.1 контракта поставка товара осуществляется с момента заключения контракта в течение 90 дней, 1 партией.
Исходя из материалов дела, а также пояснений заказчика, ООО "АМГ" поставлен товар на общую сумму 673 853,40 рублей. Данный товар принят и оплачен заказчиком. Фактически поставщиком исполнены обязательства примерно на 65%.
В связи с тем, что по состоянию на 10.11.2020 Обществом не осуществлена поставка оставшейся части товара, заказчиком в адрес ООО "АМГ" направлена претензия (исх. N б/н от 10.11.2020), в которой указано на обязанность Общества поставить товар в течение 10 дней со дня получения данной претензии.
Однако товар заказчику не поставлен; ответа от ООО "АМГ" на претензию от 10.11.2020 не поступило.
С учетом того, что контракт поставщиком не исполнен, а также с учетом того, что срок действия контракта истек (до 31.12.2020), заказчиком в адрес ООО "АМГ" по электронной почте 23.04.2021 направлено письмо с просьбой рассмотреть вопрос о расторжении контракта N ЭА-1838/2020 от 10.08.2020.
Вместе с тем, исходя из материалов дела, Общество на данное письмо заказчика не ответило; поставку товара не осуществило.
В связи с неисполнением поставщиком обязательств по контракту, заказчиком 27.08.2021 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. от 27.08.2021 N 4/2021).
Указанное решение размещено заказчиком 27.08.2021 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах". Также данный документ направлен ООО "АМГ" по электронной почте (30.08.2021), заказным письмом с уведомлением на адрес, указанный в контракте (30.08.2021).
По истечении десяти дней с момента надлежащего уведомления (08.09.2021) заказчиком 20.09.2021 в Реестре контрактов (реестровая запись контракта N 2745301364220000775) размещены сведения о расторжении контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Комиссия антимонопольного органа, рассматривающая вопрос о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.
Необходимо отметить, что Комиссия антимонопольного органа не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых разногласий и оценке обстоятельств, связанных с поставкой товара, по следующим основаниям.
Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.
Для возникновения таких правовых последствий как признание заявителя недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора, помимо факта нарушения подрядчиком существенных условий договора о сроке выполнения работ (оказания услуг), необходимо установить направленность его воли и недобросовестный характер поведения.
Рассмотрев все обстоятельства дела, Комиссия антимонопольного органа считает необходимым отметить следующее.
ООО "АМГ" совершены действия, направленные на поставку товара.
Так, часть товара поставлена Обществом заказчику. Стоимость исполненных поставщиком обязательств составила 673 853,40 рублей (примерно 65%).
В данном случае, с учетом действий Общества по поставке товара заказчику, Комиссии Челябинского УФАС России не представляется возможным сделать однозначный вывод о недобросовестности действий ООО "АМГ" и, как следствие, о включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Челябинская областная клиническая больница" в отношении Общества с ограниченной ответственностью "АМГ" (620012, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, строение 19, офис 260, ИНН/КПП 6686123572/668601001), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Габсатарова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 4 октября 2021 г. N 074/06/104-2586/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2021