Резолютивная часть решения оглашена 20 октября 2021 года
Решение в полном объеме изготовлено 20 октября 2021 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии:. Членов Комиссии:
рассмотрение осуществлялось в режиме видеоконференцсвязи в присутствии:
представителя ООО "КМ Северо-Запад" - (по доверенности),
представителей Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области - и (по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "КМ Северо-Запад" на действия Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области при проведении электронного аукциона на поставку комплектующих для средств вычислительной техники (номер извещения N 0153100006821000036),
УСТАНОВИЛА:
14.10.2021 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО "КМ Северо-Запад" (далее - Заявитель) на действия Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку комплектующих для средств вычислительной техники (номер извещения N 0153100006821000036) (далее - Закупка).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, Уполномоченному органу выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Из жалобы следует, что Заказчиком неправомерно при направлении проекта контракта на подписание победителю не применены положения приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и изменена страна происхождения поставляемого товара.
Согласно пояснениям представителя Заказчика, руководствуясь пунктом 1.7 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при исполнении контракта на поставку товаров, указанных в Приложениях, не допускается замена страны происхождения данных товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены страной происхождения товаров, указанных в Приложениях, будет являться государство - член Евразийского экономического союза. Заказчиком было принято решение о замене поставляемого товара с аналогичными характеристиками. Так же в соответствии с ч. 18 ст. 34 Закона о контрактной системе по согласованию с победителем закупки цена контракта была увеличена до начальной максимальной за счет увеличения количества поставляемых товаров.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, пришла к следующим выводам:
21.09.2021 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение и документация об электронном аукционе на поставку комплектующих для средств вычислительной техники (номер извещения N 0153100006821000036).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 067 969,84 рублей.
Аукционная документация утверждена Заказчиком.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.
Частью 18 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что при заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено документацией о закупке. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе, запросе предложений или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении закупки.
Частью 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения, в том числе представленной в соответствии с Законом о контрактной системе информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара), указанных в заявке участника электронной процедуры.
В силу части 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем.
Пунктом 13 информационной карты документации об электронном аукционе установлено следующее:
"13. Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
Устанавливаются в соответствии со ст. 14 Федерального закона N 44-ФЗ.
Для товаров (коды ОКПД2: 26.20.), поставка которых предусмотрена в данном электронном аукционе, устанавливаются ограничения на приобретение радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств согласно положениям постановления Правительства N 878.
Кроме того, для товара (код 26.20), поставка которого предусмотрена в данном электронном аукционе, приказом N 126н определены условия допуска для целей осуществления закупок.
Товары, происходящие из государств - членов Евразийского экономического союза, допускаются для целей осуществления закупок товаров, для обеспечения государственных и муниципальных нужд в порядке и на условиях, предусмотренных подпунктом 1.3 пункта 1 приказа N 126н.
Ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в аукционе несет Участник электронного аукциона".
Извещением о проведении электронного аукциона на поставку комплектующих для средств вычислительной техники (номер извещения N 0153100006821000036) установлено следующее:
Вид требования |
Нормативно-правовой акт |
Ограничение допуска |
Постановление Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" |
Условие допуска |
Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018 |
Согласно п. 3(1) Постановления Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд_" установлено, что для подтверждения соответствия поставляемой радиоэлектронной продукции требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке:
в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) (далее - совокупное количество баллов). Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт;
в отношении товаров, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, - номера реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если такое предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт.
В случае представления участником закупки в составе заявки информации из реестра или евразийского реестра промышленных товаров без указания совокупного количества баллов или с указанием совокупного количества баллов, установленного для целей осуществления закупок постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации", настоящим постановлением или решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" соответственно, такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств.
Номера реестровых записей из реестра не представляются при поставках вооружения, военной и специальной техники, принятых на вооружение, снабжение, в эксплуатацию, и (или) при поставках образцов вооружения, военной и специальной техники, разработанных в соответствии с конструкторской документацией с литерой не ниже "О1". Информация о таких товарах не подлежит включению в реестр.
При исполнении контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) при передаче товара (результатов работы) обязан представить заказчику документы, подтверждающие страну происхождения товара, на основании которых осуществляется включение продукции в реестр или евразийский реестр промышленных товаров.
Подавая заявку, участник закупки соглашается с условием о внесении сведений о таком товаре в реестр или евразийский реестр промышленных товаров, а также о необходимости представить на стадии исполнения контракта сведения и документы, указанные в настоящем пункте.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 11-54/77 от 05.10.2021 г. участие в электронном аукционе приняли 5 заявок. 4 участника закупки предложили к поставке товар, страной происхождения которого является Китайская Народная Республика. Участник электронного аукциона ООО "КМ Северо-Запад" (идентификационный номер заявки N 126) задекларировал страну происхождения Российская Федерация, не выполнив условия Постановления Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд_", а именно не предоставив номера реестровых записей из реестра, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации.
Пунктом 1 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н) установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении к настоящему приказу (далее - Приложение).
Согласно подпункту "а" пункта 1.3 Приказа N 126н при проведении аукциона контракт заключается по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложении, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза).
При этом, в соответствии с подпунктом 1.6 Приказа N 126н Подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложении, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом наименования страны происхождения товара.
Таким образом, учитывая, что Приказом N 126н не установлены требования о представлении определенного документа в качестве декларации о стране происхождения товара, указание участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара является декларированием страны происхождения товара.
Учитывая положения Постановления Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд_", Приказа N 126н, участниками электронного аукциона с идентификационными номерами заявками 48, 251, 68, 63 задекларирована страна происхождения Китайская Народная Республика, участником закупки с идентификационным номером заявки 126 задекларирована страна происхождения Российская Федерация.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 11-54/77 от 05.10.2021 г. победителем электронного аукциона - ООО "ХИЛЛМАРТ" (идентификационный номер заявки N 48) - предложен к поставке товар со страной происхождения Китайская Народная Республика с предложенной ценой контракта 923 793,89 руб.
11.10.2021 г. 17:04 (МСК+2) заказчиком в ЕИС размещен проект контракта в соответствии с положениями Приказ N 126н, пункт 2.1 данного проекта контракта изложен в следующей редакции "Цена составляет 785224 (Семьсот восемьдесят пять тысяч двести двадцать четыре) рубля 81 копейка, НДС не облагается".
Спецификация изложена в следующей редакции:
Наименование, характеристики, страна происхождения товара, ОКПД 2 |
Кол-во (шт.) |
Цена за ед. товара,в руб. |
Сумма, в руб.
|
Монитор подключаемый к компьютеру Страна происхождения товара Китай ОКПД 2 - 26.20.17.110 |
62 |
11519,50 |
714209,00 |
Клавиатура Страна происхождения товара Китай ОКПД 2 - 26.20.16.110 |
62 |
714,50 |
44299,00 |
Мышь компьютерная Страна происхождения товара Китай ОКПД 2 - 26.20.16.170 |
61 |
430,90 |
26284,90 |
Мышь компьютерная Страна происхождения товара Китай ОКПД 2 - 26.20.16.170 |
1 |
431,91 |
431,91 |
ИТОГО: |
785224,81 |
Письмом N 2 от 12.10.2021 г. ООО "ХИЛЛМАРТ" сообщило заказчику, что с применением преференций по Приказу 126н в ходе аукциона (снижением стоимости Контракта на 15% от предложенной цены) не согласно, поэтому победитель предлагает заменить импортного производителя на отечественного в соответствии с п. 1.7. Приказа 126-н о замене товара на российский или членов Евразийского экономического союза.
Как установлено Комиссией Оренбургского УФАС России, 13.10.2021 г. 16:57 (МСК+2) заказчиком в ЕИС размещен доработанный проект контракта, согласно которому страной происхождения поставляемого товара является Российская Федерация, тогда как ООО "ХИЛЛМАРТ" (идентификационный номер заявки N 48) в составе своей заявки предложил к поставке товар, страной происхождения которого является Китайская Народная Республика (спецификация изложена в следующей редакции).
Наименование, характеристики, страна происхождения товара, ОКПД 2 |
Кол-во (шт.) |
Цена за ед. товара,в руб. |
Сумма, в руб.
|
Монитор подключаемый к компьютеру Страна происхождения товара Российская Федерация ОКПД 2 - 26.20.17.110 |
71 |
13514,18 |
959506,78 |
Клавиатура Страна происхождения товара Российская Федерация ОКПД 2 - 26.20.16.110 |
71 |
864,42 |
61373,82 |
Мышь компьютерная Страна происхождения товара Российская Федерация ОКПД 2 - 26.20.16.170 |
71 |
521,3 |
37012,30 |
ИТОГО: |
1057892,90 |
Пункт 2.1 данного проекта контракта изложен в следующей редакции "Цена составляет 1 057 892 (Один миллион пятьдесят семь тысяч восемьсот девяносто два рубля) рубля 90 копейка, НДС не облагается".
Согласно п. 1.7 Приказа N 126н при исполнении контракта на поставку товаров, указанных в Приложениях, не допускается замена страны происхождения данных товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены страной происхождения товаров, указанных в Приложениях, будет являться государство - член Евразийского экономического союза.
Таким образом, в соответствии с п. 1.7 Приказа N 126н на этапе заключения контракта не допускается замена страны происхождения данных товаров, указанных в Приложениях.
Следовательно, действия заказчика не соответствует принципам Закона о контрактной системе, а также целям и задачам применения национального режима, и могут создать для победителя электронного аукциона ООО "ХИЛЛМАРТ" более выгодные условия исполнения контракта, в то время как в отношении предложенной им цены контракта должен был быть применен понижающий коэффициент в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 г. N 126н.
Таким образом, заказчиком - Управлением Федеральной налоговой службы по Оренбургской области - в нарушение части 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе неправомерно изменено условия заявки победителя электронного аукциона N 0112200000821001986 (ООО "С") при заключении контракта по результатам электронного аукциона на поставку комплектующих для средств вычислительной техники (номер извещения N 0153100006821000036).
Указанное действие заказчика содержит состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32 КоАП РФ.
Таким образом, довод ООО "КМ Северо-Запад" о неправомерности изменения заказчиком условий контракта при его заключении является обоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "КМ Северо-Запад" на действия Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области при проведении электронного аукциона на поставку комплектующих для средств вычислительной техники (номер извещения N 0153100006821000036) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований ч. 10 ст. 83.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии
ПРЕДПИСАНИЕ об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
20 октября 2021 года г. Оренбург
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе: Председателя Комиссии: Членов Комиссии:, на основании своего решения по делу N 056/06/34-1132/2021 от 20.10.2021 г. по жалобе ООО "КМ Северо-Запад" на действия Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области при проведении электронного аукциона на поставку комплектующих для средств вычислительной техники (номер извещения N 0153100006821000036), и в результате внеплановой проверки в соответствии с ч. 3 ст. 99 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе,
П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:
1. В целях устранения нарушений требований Закона о контрактной системе Заказчику - Управлению Федеральной налоговой службы по Оренбургской области - совершить действия по заключению контракта с победителем электронного аукциона на поставку комплектующих для средств вычислительной техники (номер извещения N 0153100006821000036) в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе с учетом решения Комиссии Оренбургского УФАС России по жалобе N 056/06/34-1132/2021 от 20.10.2021 г. 2. Оператору электронной площадки обеспечить возможность Управлению Федеральной налоговой службы по Оренбургской области исполнить п. 1 настоящего предписания. 3. В срок до "11" ноября 2021 года проинформировать в письменном виде, а также по электронной связи Оренбургское УФАС России об исполнении предписания (с указанием номера дела).
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 20 октября 2021 г. N 056/06/34-1132/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.10.2021