Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Акафарм" (346815, Рростовская область, Мясниковский район, Красный Крым хутор, 1-й километр автодороги Ростов-на-Дону-Новошахтинск, 4/3, 7, ОГРН: 1036165006965, ИНН: 6165105408, КПП: 612201001) (далее - ООО "Акафарм") вх. от 08.10.2021 N 5116-э на действия заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Коми республиканская клиническая больница" (167000, Республика Коми, город Сыктывкар, улица Пушкина, 114, ОГРН: 1031100403443, ИНН: 1101487135, КПП: 110101001) (далее - ГБУЗ РК "КРКБ") при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "На поставку медикаментов экстемпорального изготовления для нужд ГБУЗ РК "Коми республиканская клиническая больница" (ЭА-386к)", извещение N 0307200022421000324 (далее - электронный аукцион, жалоба),
при участии посредством видео-конференц-связи: <_>, представителя ООО "Акафарм" по доверенности от 12.10.2021,
при участии в заседании: <_>, представителя ГБУЗ РК "КРКБ" по доверенности от 25.03.2021 N 09,
УСТАНОВИЛА:
В Коми УФАС России посредством электронной почты поступила жалоба ООО "Акафарм".
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем принята Коми УФАС России к рассмотрению.
ООО "Акафарм", ГБУЗ РК "КРКБ", акционерное общество "Сбербанк-Автоматизированная система торгов" (далее - АО "Сбербанк-АСТ") надлежащим образом о времени, дате и месте, формате рассмотрения жалобы извещены.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей АО "Сбербанк-АСТ" не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
ООО "Акафарм" обжаловано действие заказчика - ГБУЗ РК "КРКБ" при определении положений документации об электронном аукционе, касающихся описания объекта закупки, в части:
-включения требования к объему наполнения первичной упаковки лекарственного препарата, что, согласно позиции заявителя, не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380);
-указания в описании объекта закупки в нарушение нарушение Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 дозировки лекарственного препарата без возможности поставки лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве;
-включения в описание объекта закупки двух самостоятельных товарных рынков: рынка зарегистрированных в государственном реестре лекарственных средств лекарственных препаратов и рынка не зарегистрированных в государственном реестре лекарственных средств (экстемпоральных) лекарственных препаратов.
Согласно позиции заявителя, поскольку заказчик закупает лекарственное средство "Хлоргексидин", полностью соответствующее зарегистрированному в государственном реестре лекарственных средств по дозировке, МНН и лекарственной форме, данное лекарственное средство является зарегистрированным вне зависимости от объема наполнения первичной упаковки.
ООО "Акафарм" в письме вх. от 15.10.2021 N 5227-э представлены дополнительные пояснения по доводам жалобы, а также представлены копии документов в подтверждение своих доводов.
ООО "Акафарм" в дополнительных пояснениях вх. от 15.10.2021 N 5227-э привел, наряду с прочим, довод относительно того, что наименование закупки "поставка медикаментов экстемпорального изготовления" не соответствует предмету закупки, поскольку, по мнению заявителя, предметом электронного аукциона является зарегистрированный и включенный в государственный реестр лекарственных средств лекарственный препарат с МНН "Хлоргексидин", что подтверждается, в том числе, разделом III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание) документации об электронном аукционе, подпунктом 2.1.3 пункта 2.1 проекта договора, являющегося разделом V документации об электронном аукционе, подпунктом 3 пункта 28 раздела II "Информационная карта открытого аукциона в электронной форме" документации об электронном аукционе.
ГБУЗ РК "КРКБ" в отзыве на жалобу от 13.10.2021 N 01-05/3023 (вх. от 13.10.2021 N 4461) заявлены возражения относительно позиции заявителя.
Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, заслушав представителей ООО "Акафарм", ГБУЗ РК "КРКБ" пришла к нижеследующим выводам.
1. Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГБУЗ РК "КРКБ".
Объект закупки - "На поставку медикаментов экстемпорального изготовления для нужд ГБУЗ РК "Коми республиканская клиническая больница" (ЭА-386к)".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 498 000,00 руб.
Источником финансирования закупки явились средства бюджетного учреждения за счет средств ФОМС Республики Коми, средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 01.10.2021.
2. В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе аукцион в электронной форме.
Согласно частям 1, 4 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Для проведения электронного аукциона заказчик разрабатывает и утверждает документацию об электронном аукционе.
По пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2, 5 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 (далее - Особенности описания лекарственных препаратов).
2.1. Требования к закупаемому товару установлены заказчиком в разделе III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об электронном аукционе (далее - Техническое задание) следующим образом:
N п/п |
Наимено-вание товара |
Характеристика товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
Хлоргек-сидин |
Раствор хлоргексидина 0,02% 410 мл, для наружного применения. Стерильно. |
шт |
3000 |
3.1. Согласно подпункту в) пункта 5, пункту 6 Особенностей описания лекарственных препаратов при описании объекта закупки не допускается указывать, в том числе объем наполнения первичной упаковки лекарственного препарата, за исключением растворов для инфузий.
Описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные подпунктами "в" - "и" пункта 5 настоящего документа, в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом документация о закупке должна содержать: обоснование необходимости указания таких характеристик; показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых лекарственных препаратов установленным характеристикам и максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Техническом задании указан объем наполнения первичной упаковки закупаемого лекарственного препарата - 410 мл, вместе с тем, обоснование необходимости указания данной характеристики в документации об электронном аукционе заказчиком не приведено.
Согласно письменным пояснениям ГБУЗ РК "КРКБ", изложенным в отзыве на жалобу от 13.10.2021 N 01-05/3023 (вх. от 13.10.2021 N 4461), установление требования к объему наполнения первичной упаковки закупаемого лекарственного препарата - 410 мл обусловлено, в том числе, следующим.
Лекарственное средство "Хлоргексидин", раствор 0,02%, для наружного применения, стерильный" широко применяется в учреждении. Заказчик предпринял несколько попыток закупки данного медикамента:
-электронный аукцион "На поставку лекарственного средства "Хлоргексидин" для нужд ГБУЗ РК "Коми республиканская клиническая больница" (ЭА-287к)", извещение N 0307200022421000245, признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе не подана ни одна заявка;
-электронный аукцион "На поставку лекарственного средства "Хлоргексидин" для нужд ГБУЗ РК "Коми республиканская клиническая больница" (ЭА-315к), извещение N 0307200022421000262, признан несостоявшимся на основании части 13 статьи 69 Закона о контрактной системе, в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в нем.
При этом в рамках указанных закупок закупался лекарственный препарат с МНН "Хлоргексидин" раствор для местного и наружного применения, 0,02% или 0,2 мг/мл, с возможностью поставки закупаемого лекарственного средства в кратной дозировке в двойном количестве.
В связи с тем, что две закупки на поставку зарегистрированного в государственном реестре лекарственных средств лекарственного средства не состоялись, при этом потребность заказчика в данном лекарственном препарате осталась, заказчик принял решение осуществить закупку лекарственного препарата "хлоргексидин, раствор для местного и наружного применения, 0.02%" экстемпорального изготовления.
Согласно частей 1, 2 статьи 56 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" изготовление лекарственных препаратов аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, осуществляется по рецептам на лекарственные препараты, по требованиям медицинских организаций, ветеринарных организаций в соответствии с правилами изготовления и отпуска лекарственных препаратов, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
При изготовлении лекарственных препаратов аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, используются фармацевтические субстанции, включенные соответственно в государственный реестр лекарственных средств для медицинского применения и государственный реестр лекарственных средств для ветеринарного применения в установленном порядке. Не допускается изготовление аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, лекарственных препаратов, зарегистрированных в Российской Федерации.
Согласно доводам заказчика, установление требования к объему наполнения первичной упаковки закупаемого лекарственного препарата - 410 мл, обусловлено, в том числе, наличием законодательного запрета на изготовление лекарственных препаратов, зарегистрированных в Российской Федерации, при этом, согласно позиции заказчика, зачастую единственной характеристикой, отличающей экстемпоральный лекарственный препарат от зарегистрированного, является объем наполнения (в качестве примера заказчиком указано, что в государственном реестре лекарственных средств зарегистрирован препарат с МНН Хлоргексидин в дозировке 0,02% в объемах наполнения 100 мл, 200 мл, 250 мл, 400 мл, 450 мл, 500 мл, 1000 мл. При этом Заказчик проводит аукцион на закупку экстемпорального раствора Хлоргексидина в дозировке 0,02% в объеме 410 мл. Неустановление требования к конкретному объему наполнения может привести к тому, что заказчику будет поставлен зарегистрированный препарат, что может в рамках закупки спровоцировать конкуренцию между зарегистрированными и изготавливаемыми лекарственными препаратами.
Закон о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его, при этом запрещает ограничивать количество участников закупки.
Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим видам товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком
Однозначных и бесспорных доказательств того, что оспариваемое требование к объему наполнения первичной упаковки закупаемого лекарственного препарата являются несущественными для заказчика, в материалах жалобы отсутствуют.
При формировании предмета закупки заказчик не обязан доказывать свою потребность в закупаемом товаре, а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на потребность заказчика, как не вправе определять и государственные нужды.
Вместе с тем, необходимо отметить, что при описании объекта закупки возможно указание объема наполнения первичной упаковки при соблюдении условия пункта 6 Особенностей описания лекарственных препаратов (документация о закупке должна содержать, в том числе, обоснование необходимости указания такой характеристики).
При этом постановление Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 применяется в отношении закупок всех лекарственных препаратов, в том числе и экстемпоральных.
Указанная позиция обозначена также в Письме Минздрава России от 14.02.2018 N 418/25-5 "О направлении ответов на часто задаваемые вопросы о лекарственных препаратах для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Бездействие заказчика - ГБУЗ РК "КРКБ" в части невключения в документацию об электронном аукционе обоснования необходимости установленного требования к объему наполнения первичной упаковки закупаемого лекарственного препарата, противоречит требованиям подпункта в) пункта 5, пункта 6 Особенностей описания лекарственных препаратов.
3.2. По подпункту б) пункта 2 Особенностей описания лекарственных препаратов при описании в документации о закупке заказчики указывают, в том числе, дозировку лекарственного препарата с возможностью поставки лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве (например, при закупке таблетки с дозировкой 300 мг в документации о закупке указывается: 1 таблетка с дозировкой 300 мг или 2 таблетки с дозировкой 150 мг), а также с возможностью поставки лекарственного препарата в некратных эквивалентных дозировках, позволяющих достичь одинакового терапевтического эффекта (например, флаконы 2,5 мг, или 3 мг, или 3,5 мг), допускается указание концентрации лекарственного препарата без установления кратности.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 13 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ экстемпоральные средства являются лекарственными препаратами.
В описании объекта закупки заказчик определил дозировку закупаемого лекарственного препарата - раствор хлоргексидина 0,02% без возможности поставки лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве.
Согласно доводам заказчика, установление требования к дозировке закупаемого лекарственного препарата - раствор хлоргексидина 0,02% без возможности поставки лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве обусловлено тем, что изготовление экстемпоральных препаратов производится по прописи (обычно согласно Государственной Фармакопеи), что в совокупности с отсутствием факта государственной регистрации указывает на невозможность применения к таким лекарственным препаратам понятий "эквивалентная лекарственная форма" или "эквивалентная дозировка". Согласно позиции заказчика, это связано с тем, что наличие таких понятий в законодательстве об обращении лекарственных средств, прежде всего, обусловлено оценкой взаимозаменяемости, которая проводится только в отношении зарегистрированных лекарственных препаратов.
Также заказчик указал, что если допустить возможность предложения кратной дозировки в отношении экстемпорального лекарственного препарата, заказчик может лишиться того, на что мог рассчитывать при объявлении закупки.
Вместе с тем, постановление Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 применяется в отношении закупок всех лекарственных препаратов, в том числе и экстемпоральных.
Действие заказчика - ГБУЗ РК "КРКБ" в части включения в документацию об электронном аукционе при описании объекта закупки требования к дозировке лекарственного препарата без возможности поставки лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве, не соответствует требованиям подпункта б) пункта 2 Особенностей описания лекарственных препаратов.
3.3. Довод заявителя относительно включения в описание объекта закупки двух самостоятельных товарных рынков: рынка зарегистрированных в государственном реестре лекарственных средств лекарственных препаратов и рынка не зарегистрированных в государственном реестре лекарственных средств (экстемпоральных) лекарственных препаратов признается несостоятельным по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 13, части 2 статьи 56 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ в Российской Федерации допускаются производство, изготовление, хранение, перевозка, ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, реклама, отпуск, реализация, передача, применение, уничтожение лекарственных препаратов, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Не допускается изготовление аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, лекарственных препаратов, зарегистрированных в Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 27 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вносит при принятии решения о государственной регистрации лекарственного препарата данные о зарегистрированном лекарственном препарате в государственный реестр лекарственных средств (далее - ГРЛС).
По результатам исследования сведений ГРЛС установлено наличие в ГРЛС зарегистрированного лекарственного препарата с международным непатентованным наименованием "хлоргексидин", в том числе лекарственной формы "раствор для наружного применения", в том числе с дозировкой 0,02% , с различными объемами наполнения.
Вместе с тем, требуемый заказчику в рамках закупки лекарственный препарат "хлоргексидин" с дозировкой 0,02%, с объемом наполнения 410 мл, в ГРЛС отсутствует.
Согласно части 1 статьи 28, части 1 статьи 29 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ регистрационное удостоверение лекарственного препарата с указанием лекарственных форм и дозировок выдается бессрочно, за исключением регистрационного удостоверения лекарственного препарата, выдаваемого со сроком действия пять лет, на впервые регистрируемые в Российской Федерации лекарственные препараты.
Подтверждение государственной регистрации лекарственного препарата осуществляется при выдаче бессрочного регистрационного удостоверения лекарственного препарата в случае, указанном в части 2 статьи 28 настоящего Федерального закона, в срок, не превышающий шестидесяти рабочих дней со дня получения соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти заявления о подтверждении государственной регистрации лекарственного препарата. Не осуществляется подтверждение государственной регистрации в отношении лекарственного препарата, не находившегося в обращении в Российской Федерации в течение трех и более лет, а также в отношении лекарственного средства, произведенного с нарушением требования, установленного частью 3.7 статьи 71 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 13 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ государственной регистрации не подлежат лекарственные препараты, изготовленные аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, которые имеют лицензию на фармацевтическую деятельность, по рецептам на лекарственные препараты и требованиям медицинских организаций, ветеринарных организаций.
По пункту 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Требования к содержанию, составу второй части заявки на участие в электронном аукционе установлены заказчиком в пункте 28 раздела II "Информационная карта открытого аукциона в электронной форме" документации об электронном аукционе (далее - Информационная карта).
В пункте 28 Информационной карты заказчиком, с учетом закупки медикаментов экстемпорального изготовления, требование о предоставлении копий документов, предусмотренных пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, не установлено, что не противоречит пункту 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В подпункте 2.1.3 пункта 2.1 проекта договора, являющегося разделом V документации об электронном аукционе (далее - проект договора), установлено: "Поставщик обязуется предоставить Заказчику необходимые копии сертификатов, копии регистрационных удостоверений, подтверждающие качество и безопасность Товара (в случае если данные требования предъявляются действующим законодательством)".
С учетом закупки медикаментов экстемпорального изготовления, на которые в соответствии с действующим законодательством регистрационные удостоверения лекарственного препарата не требуются, требование о предоставлении регистрационных удостоверений, с учетом дословной формулировки подпункта 2.1.3 пункта 2.1 проекта договора, не установлено.
Таким образом, довод ООО "Акафарм" относительно того, что наименование закупки "поставка медикаментов экстемпорального изготовления" не соответствует предмету закупки, поскольку, по мнению заявителя, предметом электронного аукциона является зарегистрированный и включенный в государственный реестр лекарственных средств лекарственный препарат с МНН "Хлоргексидин", что подтверждается, в том числе, Техническим заданием, подпунктом 2.1.3 пункта 2.1 проекта договора, подпунктом 3 пункта 28 Информационной карты, признается несостоятельным.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ лицензирование производства лекарственных средств и фармацевтической деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пунктов 16, 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежат, в том числе, следующие виды деятельности: производство лекарственных средств; фармацевтическая деятельность.
Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" (вместе с "Положением о лицензировании фармацевтической деятельности") утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, в пункте 2 которого установлено, что фармацевтическая деятельность включает работы и услуги согласно приложению.
В подпунктах 1, 8 пункта 1 приложения к Положению о лицензировании фармацевтической деятельности содержатся работы и услуги, отнесенные к фармацевтической деятельности: оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения, изготовление лекарственных препаратов для медицинского применения.
Частью 1 статьи 52, пунктом 6 части 1 статьи 53 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ установлено, что фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Организации оптовой торговли лекарственными средствами могут осуществлять продажу лекарственных средств или передавать их в установленном законодательством Российской Федерации порядке (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), в том числе, медицинским организациям.
По пункту 33 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, в том числе дистанционным способом, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
Правила оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.12.2010 N 1222н "Об утверждении Правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения", в пункте 5 которых было установлено, что оптовой торговле подлежат лекарственные средства, зарегистрированные в Российской Федерации в установленном порядке, утратили силу 29.03.2020 в связи с изданием Приказа Минздрава России от 07.02.2020 N 69н.
На основании вышеизложенного следует, что поставку экстемпоральных лекарственных средств в медицинские организации могут осуществлять организации, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности с правом изготовления лекарственных препаратов для медицинского применения или с правом оптовой торговли лекарственными средствами.
Однозначные доказательства обратного в Коми УФАС России отсутствуют, заявителем не представлено.
По пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
По пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
В пункте 19 Информационной карты установлено: "В соответствии с Федеральным законом от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено требование наличия действующей лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (наименование работ/услуг: оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения) или копию действующей лицензии на производство лекарственных средств.
В подпункте 3 пункта 28 Информационной карты установлено, что вторая часть заявки на участие в закупке должна содержать, в том числе, копию действующей лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (наименование работ/услуг: оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения) или копию действующей лицензии на производство лекарственных средств.
С учетом изложенного, Комиссия Коми УФАС России считает довод заявителя о включении в описание объекта закупки двух самостоятельных товарных рынков: рынка зарегистрированных в государственном реестре лекарственных средств лекарственных препаратов и рынка не зарегистрированных в государственном реестре лекарственных средств (экстемпоральных) лекарственных препаратов, что подтверждается, согласно позиции заявителя, в том числе, подпунктом 3 пункта 28 Информационной карты, несостоятельным.
4. Согласно части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно доводам представителя заказчика, приведенным в ходе заседания Комиссии Коми УФАС России, закупка является социально значимой, при этом заказчик остро нуждается в закупаемом лекарственном препарате, в том числе, с учетом того, что ранее проведенные две закупки на поставку зарегистрированного в государственном реестре лекарственных средств лекарственного средства с МНН "хлоргексидин" не состоялись.
По протоколу от 12.10.2021 рассмотрения единственной заявки на участие в закупке, на участие в электронном аукционе подана единственная заявка, признанная аукционной комиссией соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
Безусловных доказательств того, что установленные нарушения Закона о контрактной системе повлекли за собой ограничение количества участников закупки в материалах жалобы отсутствуют, заявителем в Коми УФАС России не представлено.
Доказательств наличия интереса заявителя к участию в закупке (с учетом закупки на поставку медикаментов экстемпорального изготовления) в контексте последующего заключения договора, в Коми УФАС России отсутствует, следовательно, выдача предписания об аннулирования закупки, не приведет с безусловностью к реальному восстановлению прав заявителя.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу в части доводов о нарушении заказчиком требований Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 - обоснованной, в остальной части - необоснованной.
2. Признать бездействие заказчика - ГБУЗ РК "КРКБ" в части невключения в документацию об электронном аукционе обоснования необходимости установленного требования к объему наполнения первичной упаковки закупаемого лекарственного препарата, противоречащим требованиям подпункта в) пункта 5, пункта 6 Особенностей описания лекарственных препаратов.
3. Признать действие заказчика - ГБУЗ РК "КРКБ" в части включения в документацию об электронном аукционе при описании объекта закупки требования к дозировке лекарственного препарата без возможности поставки лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве, не соответствующим требованиям подпункта б) пункта 2 Особенностей описания лекарственных препаратов.
4. С учетом стадии закупки, её социальной значимости, отсутствием безусловных доказательств нарушения прав и законных участников закупки, предписание об устранении установленных нарушений Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 не выдавать.
5. Решить вопрос о передаче уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России материалов жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела в отношении должностного лица заказчика, допустившего установленные нарушения законодательства о контрактной системе.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 15 октября 2021 г. N 011/06/77-792/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.10.2021
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 21 марта 2022 г. по делу N А29-12643/2021, оставленным без изменения Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 4 июля 2022 г. N 02АП-3603/22 по делу N А29-12643/2021 настоящее решение признано недействительным в части пункта 1 (в части признании жалобы заявителя необоснованной)