Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шевченко А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Зефирова А.Н. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Ивановой А.О. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя ____ (далее - заявитель, предприниматель) на действия Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Омский государственный технический университет" (далее - ФГБОУ ВО ОмГТУ, заказчик) при осуществлении закупки "Выполнение работ по текущему ремонту жилых помещений 2, 3, 4, 5 этажей в общежитии N2 на территории ОмГТУ по адресу: г. Омск, ул. 50 лет Профсоюзов, д.107" путем проведения электронного аукциона (извещение N 0352100012321000070) (далее - аукцион, электронный аукцион),
в отсутствие представителей заявителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
при участии посредством видеоконференцсвязи представителя заказчика - ____.. (доверенность N 67/96 от 21.07.2021)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 9990 от 11.10.2021) жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 04.10.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) были размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 12743719,30 руб.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 13.10.2021 было подано 14 заявок, все участники закупки допущены к участию в аукционе.
Согласно протоколу проведения аукциона от 14.10.2021 четыре участника закупки приняли участие в процедуре проведения аукциона, наименьшее ценовое предложение составило 8856884,70 руб.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
В жалобе заявителя указано:
"Согласно локальным сметным расчетам в число работ, выполняемых в рамках заключаемого контракта, включены:
- Разборка и прокладка трубопроводов водоснабжения
Вышеуказанные работы, согласно пункту 15.1 "Устройство и демонтаж системы водопровода и канализации" Перечня, являются работами по капитальному ремонту, оказывающими влияние на безопасность объекта капитального строительства.
Кроме того, в состав работ так же включены:
- Разборка деревянных заполнений проемов: оконных
- Установка в жилых и общественных зданиях оконных блоков из ПВХ
- Разборка деревянных заполнений проемов: дверных
- Установка блоков в наружных и внутренних дверных проемов
В письмах Минфина России от 25.02.2009 г. N 03-03-06/1/87 и от 23.11.2006 г. N 03-03-04/1/797 указывается, что замена оконных блоков относится к капитальному ремонту.
Кроме того, согласно пункту 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, работы, предусмотренные локальной сметой относятся к работам капитального характера.
Таким образом, учитывая характер и объемы работ указанные в локальной смете, речь не идет о текущем ремонте. Так, замене подлежит система инженерно-технического обеспечения (трубопроводы), замене подлежат строительные конструкции: оконные и дверные блоки, что как указано выше является работами капитального характера.
Таким образом, для выполнения указанных работ и, соответственно, участия в рассматриваемом аукционе участники закупки должны быть членами СРО, соответствующей требованиям части 3 статьи 55.8 ГрК, а так же должны быть установлены обязательные дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Однако, данного требования в аукционной документаций нет, что нарушает действующее законодательство".
В силу требований части 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
К таким требованиям относится, в частности, требование к участнику закупки о наличии разрешительных документов, таких как выписка из реестра членов саморегулируемой организации.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Кроме того, частью 2 статьи 52 ГрК РФ установлено, что работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Согласно п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов;
Согласно разделу 2 "Наименование и описание объекта закупки" документации об электронном аукционе N 0352100001321000070 объектом закупки является выполнение работ по текущему ремонту жилых помещений 2,3,4, 5 этажей в общежитии N2 на территории ОмГТУ по адресу: г. Омск, ул. 50 лет Профсоюзов, Д-107.
Абзацем 2 раздела 2 "Наименование и описание объекта закупки" документации об электронном аукционе N 0352100001321000070 установлено, что описание объекта закупки содержится в приложении N 1 (Ведомости объемов работ) и приложении N 3 (Локальными сметными расчетами) к документации.
Приложениями N 1 и N 3 к документации установлены функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки: Смета "Выполнение работ по текущему ремонту жилых помещений 2, 3, 4, 5 этажей в общежитии N2 на территории ОмГТУ по адресу: г. Омск, ул. 50 лет Профсоюзов, д.107".
Из сметной документации следует, что в рамках выполнения работ по договору необходимо выполнить в том числе следующие виды работ:
разборка деревянных заполнений проемов: оконных;
установка в жилых и общественных зданиях оконных блоков из ПВХ;
разборка деревянных заполнений проемов: дверных;
установка блоков в наружных и внутренних дверных проемах.
Замена окон и дверей с деревянных на пластиковые производиться в здании отдельно (как самостоятельный вид ремонтных работ) без выполнения каких-либо работ, затрагивающих конструктивные элементы здания и в процессе замены окон и дверей, не изменяются размеры оконных и дверных проемов, в том числе не нарушается целостность перемычек над оконными проемами.
Данные работы можно отнести к текущему ремонту с целью поддержания эксплуатационных показателей здания.
В силу пункта 5 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384- ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жизненный цикл здания или сооружения - период, в течение которого осуществляются инженерные изыскания, проектирование, строительство (в том числе консервация), эксплуатация (в том числе текущие ремонты), реконструкция, капитальный ремонт, снос здания или сооружения.
Исходя из положений главы II Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
В приложениях N 7, 8 к данным правилам и нормам приведен рекомендуемый перечень работ, относящихся к текущему ремонту, и примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда.
Следовательно, работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту и работы по текущему ремонту отличаются друг от друга по содержанию и, соответственно, имеют различное правовое регулирование.
Исходя из вышеизложенного, работы, указанные в локальных сметных расчетах, относятся к текущему ремонту.
Таким образом, заказчик не имел правовых оснований для включения в документацию об электронном аукционе требования к участникам закупки о том, что участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также для установления требования о представлении во второй части заявки на участие в конкурсе выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Кроме того, работы, указанные в документации, не входят Перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624.
Что касается таких работ как "Разборка и прокладка трубопроводов водоснабжения" то, согласно пункту 15.1. "Устройство и демонтаж системы водопровода и канализации <*>" данные виды и группы видов работ требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (особо опасные, технически сложные и уникальные объекты), к которым жилые помещения в общежитии ФГБОУ ОмГТУ не относятся.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу индивидуального предпринимателя ____ на действия Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Омский государственный технический университет" при осуществлении закупки "Выполнение работ по текущему ремонту жилых помещений 2, 3, 4, 5 этажей в общежитии N2 на территории ОмГТУ по адресу: г. Омск, ул. 50 лет Профсоюзов, д.107" путем проведения электронного аукциона (извещение N 0352100012321000070).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
А.Н. Шевченко |
Члены Комиссии |
А.Н. Зефиров
А.О Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 18 октября 2021 г. N 055/06/31-1005/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.10.2021