19 октября 2021 г. |
г. Омск |
В соответствии с приказом Омского УФАС России от 14.10.2021 N 215 и подпунктом "в" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576, Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
по результатам проведения внеплановой проверки соблюдения Главным управлением контрактной системы Омской области (далее - уполномоченный орган), казенным учреждением Омской области "Омскоблстройзаказчик" (далее - заказчик) требований Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Выполнение работ по строительству объекта "Строительство детского сада в р.п. Большеречье Большереченского района Омской области" (Реестровый номер 21.33.1403)" (извещение N 0152200004721001360) (далее также аукцион, электронный аукцион)
У С Т А Н О В И Л А:
1. 06.09.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом были размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0152200004721001360 и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 100051599,88 руб.
Протоколом от 14.09.2021 электронный аукцион признан несостоявшимся, в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем.
2. В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2.1 13.10.2021 в адрес Омского УФАС России из Прокуратуры Омской области поступило (вх. N 10056э) сообщение средств массовой информации, в котором, в том числе было указано: "На четвертом месте нашего рейтинга находится закупка на строительство детского сада в поселке Большеречье Большереченского района, размещенная в начале сентября КУОО "Омскоблстройзаказчик". 14 сентября закончился срок подачи заявок, а желающих построить детский сад за 100 млн рублей не нашлось.
У неудавшейся закупки выявлен негативный маркер - недоступность документов для возможных участников. Заказчик просто-напросто разместил сканы документов в неправильном формате.
В результате аукцион признан несостоявшимся и закупка, вероятно, будет проводиться повторно".
Уполномоченным органом и заказчиком представлены пояснения, согласно которым все документы, размещенные в составе документации об электронном аукционе, доступны для ознакомления.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 4 Федерального закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
Информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Федерального закона о контрактной системе).
В силу статьи 7 Федерального закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Частями 1 и 2 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок, утвержденного приказом Казначейства России от 30.12.2015 N 26н (зарегистрирован в Минюсте России 21.03.2016 N 41476), в единой информационной системе размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip. Размер каждого размещаемого в единой информационной системе файла не должен превышать 50 Мб.
В составе документации об электронном аукционе была размещена проектная документация. Размер файлов проектной документации превышает вышеуказанный максимально допустимый размер, в связи с чем данная проектная документация размещена в виде архивного файла.
Комиссией установлено, что при скачивании всех архивных файлов проектной документации и полной совместной разархивации указанных файлов, все разделы проектной сметной документации доступны для ознакомления.
Таким образом, утверждения о недоступности документов и их размещении в неправильном формате не нашли своего подтверждения. В связи с указанным в действиях уполномоченного органа и заказчика нарушений законодательства о контрактной системе в данной части не установлено.
2.2. Комиссия отмечает, что Федеральный закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1 Федерального закона о контрактной системе).
В силу частей 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (далее - нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Федерального закона о контрактной системе).
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (статья 8 Федерального закона о контрактной системе).
Согласно пункту 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части (пункт 8 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе).
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Проектная документация определяет объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, при этом смета является частью проектной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Таким образом, проектная документация является документом, необходимым для осуществления строительства и неотъемлемой частью документации об электронном аукционе.
При этом контракт на закупку работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства подлежит исполнению в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией, указанное также прямо следует из раздела II "Наименование и описание объекта закупки" документации об электронном аукционе и пункта 1.3 проект контракта.
Проектный срок продолжительности выполнения работ по строительству здания детского сада составлял 12 месяцев (пункт 11 Технико-экономических показателей строительства раздел N 1 проектной документации "Пояснительная записка" лист 13).
При этом в извещении о проведении электронного аукциона, в документации об электронном аукционе, в том числе в проекте контракта установлен следующий срок выполнения работ: "Начало срока выполнения работ - день, следующий за днем заключения контракта; окончание срока выполнения работ - 20 декабря 2021 года. Работы выполняются в соответствии с Графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 2 к государственному контракту (раздел III "ПРОЕКТ КОНТРАКТА" документации))".
Учитывая сроки размещения спорной закупки (06.09.2021), сроки проведения торгов и процедуры заключения контракта, Комиссия полагает, что данный контракт мог быть заключен не ранее 20.09.2021, таким образом, на выполнение закупаемых работ подрядчику отводилось всего 3 месяца.
Указанный срок явно не соответствует условиям проектной сметной документации, размещенной в составе документации об электронном аукционе. Какого-либо обоснования установленной продолжительности строительства 3 мес. в составе документации об электронном аукционе не содержится.
При осуществлении данной закупки заказчику надлежало либо обосновать срок выполнения строительных работ, установленный документацией об электронном аукционе, и связанных с этим дополнительных затрат, которые на этапе размещения закупки явно не относятся к непредвиденным расходам, либо внести изменения в проектную документацию.
Комиссия также обращает внимание, что в расчет начальной (максимальной) цены контракта (Приложение к протоколу начальной (максимальной) цены контракта (Приложение к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта), размещенный в составе документации об электронном аукционе, заложена продолжительность строительства 4 месяца.
Следует особо отметить, что в соответствии с протоколом N 0152200004721001360 от 14.09.2021 о признании электронного аукциона несостоявшимся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе до 14.09.2021 05:00:00 (по московскому времени) не подана ни одна заявка. В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем, на основании части 16 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся.
Данное обстоятельство косвенно подтверждает, что установленный заказчиком срок выполнения работ являлся невыполнимым.
Комиссия также учитывает, что спорная закупка проводилась неоднократно (извещения N 0152200004721001294 от 26.08.2021, N 0152200004721001234 от 18.08.2021), при этом условие о конечном сроке (20 декабря 2021 года) оставалось неизменным, что свидетельствует о тенденции к явному сокращению срока выполнения работ при размещении каждой новой закупки.
Стоит отметить, что на участие в закупке (извещение N 0152200004721001294) также не было подано ни одной заявки.
Необходимо отметить, что определенный объем работ, предусмотренный проектной документацией, был выполнен в рамках контракта N 48-2020/СМР от 15.10.2020 (со сроком исполнения 1 год), заключенного с ООО "Квантор-Строй", в последующем расторгнутого в одностороннем порядке. Из информации, размещенной на официальном сайте ЕИС в реестре контрактов https://zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/document-info.html?reest rNumber=2550300779520000083&contractInfoId=66861324 усматривается, что стоимость исполненных обязательств в рамках контракта N 48-2020/СМР от 15.10.2020 составляет 17913569,85 руб.
По мнению Омского УФАС России, установление в документации об электронном аукционе срока выполнения работ, противоречащего проектной документации, без какого-либо обоснования данного срока свидетельствует о нарушении части 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе, так как ведет к нарушению прав потенциальных подрядчиков, которые заведомо ставятся в невыполнимые условия в части сроков и качественного выполнения строительных работ.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать Главное управление контрактной системы Омской области и казенное учреждение Омской области "Омскоблстройзаказчик" нарушившими часть 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Предписание не выдавать в связи с признанием электронного аукциона (извещение N 0152200004721001360) несостоявшимся.
3. По выявленному нарушению законодательства в сфере закупок передать материалы внеплановой проверки должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии: |
"_" |
|
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 19 октября 2021 г. N 03-08/98-2021 (ключевые темы: контрактная система в сфере закупок - проектная документация - документация об электронном аукционе - сроки выполнения работы - государственные и муниципальные нужды)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.10.2021