Резолютивная часть решения оглашена 15 октября 2021 года
В полном объеме решение изготовлено 20 октября 2021 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Сарсенбаевой Е.Н. |
- |
старшего специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение Муниципального учреждения "Администрация Чебаркульского муниципального района" (далее - заказчик) о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "МЕТАЛЛСТРОЙИНДУСТРИЯ", его участниках, членах коллегиального органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа (далее - ООО "МЕТАЛЛСТРОЙИНДУСТРИЯ", общество, подрядчик) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству общественной территории в с. Кундравы, ул. Ленина, 12-б, парк "ВОВ" - II этап, III - этап (МАФ) Чебаркульского района Челябинской области (извещение N 0169300015620000065), при участии:
- представителей Муниципального учреждения "Администрация Чебаркульского муниципального района": Паньковой Е.В., действующей на основании доверенности N 23 от 12.10.2021;
- представителя ООО "МЕТАЛЛСТРОЙИНДУСТРИЯ": директора Яхина С.Ф., действующего на основании решения N 1 единственного участника от 03.07.2018,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило обращение заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "МЕТАЛЛСТРОЙИНДУСТРИЯ" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона выполнение работ по благоустройству общественной территории в с. Кундравы, ул. Ленина, 12-б, парк "ВОВ" - II этап, III - этап (МАФ) Чебаркульского района Челябинской области (извещение N 0169300015620000065) (далее - аукцион, закупка).
Согласно представленным документам, 14.12.2020 заказчик и ООО "МЕТАЛЛСТРОЙИНДУСТРИЯ" заключили контракт N 0169300015620000065 по итогам электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству общественной территории в с. Кундравы, ул. Ленина, 12-б, парк "ВОВ" - II этап, III - этап (МАФ) Чебаркульского района Челябинской области по цене 1 522 539,53 рублей.
Как следует из заявления заказчика, обязательства по выполнению работ по реконструкции Обществом не исполнено, в связи с чем, 07.09.2021 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Сведения о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлены заказчиком в антимонопольный орган 08.10.2021.
При рассмотрении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольным органом установлено следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с пунктам 10.2 контракта N 0169300015620000065 предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения, указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.
Из указанных положений Закона о контрактной системе следует, что надлежащим уведомлением является обязательное направление заказчиком решения об одностороннем отказе по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика и с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).
Так, заказчиком 07.09.2021 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 07.09.2021 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено посредством АО "Почта России" Обществу почтовым отправлением и 07.09.2021 указанное решение размещено в ЕИС во вкладке "Информация об исполнении (о расторжении) контракта".
В связи с тем, что заказчик не получил уведомление о вручении ООО "МЕТАЛЛСТРОЙИНДУСТРИЯ" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик считает датой надлежащего уведомления Общества дату по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС, то есть 06.10.2021, в то время, как в соответствии с процедурой, предусмотренной частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, датой надлежащего уведомления Общества следует считать 08.10.2021 (31-ый день с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе), а контракт расторгнутым - не ранее, чем через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком подрядчика, то есть не ранее 19.10.2021.
В этой связи, действия Заказчика по расторжению контракта N 0169300015620000065 с 06.10.2021 не в полной мере соответствуют положениям частей 12 и 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
При рассмотрении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольным органом установлено следующее.
Как следует из материалов дела между заказчиком и ООО "МЕТАЛЛСТРОЙИНДУСТРИЯ" 14.12.2020 заключен контракт N 0169300015620000065 по благоустройству общественной территории в с. Кундравы, ул. Ленина, 12-б, парк "ВОВ" - II этап, III - этап (МАФ) Чебаркульского района Челябинской области (реестровый номер в ЕИС N 3744200300020000055) (далее - контракт).
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 Подрядчик обязуется выполнить работы по благоустройству общественной территории в с. Кундравы, ул. Ленина, 12-б, парк "ВОВ" - II этап, III - этап (МАФ) и сдать результат работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом. Состав и объем работ определяется приложениями N 1 (техническое задание) к контракту.
В соответствии с пунктом 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с пунктом 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки выполнения работ.
В соответствии с разделом 4 контракта работы выполняются с 01.06.2021 года по 15.09.2021 года включительно. Подрядчик приступает к выполнению работ с 01.06.2021, работы должны быть завершены 15.09.2021 г.
Из пояснений представителей заказчика и из содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 07.09.2021 следует, что подрядчиком нарушены сроки выполнения работ, по состоянию на дату принятия решения работы не выполнены.
Согласно пункту 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Из пояснений Заказчика следует, что подрядчик в срок, предусмотренный разделом 4 контракта, к выполнению работ не приступил, в связи с чем 04.06.2021 Учреждением в адрес Общества направлено письмо N 181 от 04.06.2021 с требованием о предоставлении информации о ходе исполнения обязательств по контракту в течение 5 рабочих дней со дня получения подрядчиком данного письма.
Письма аналогичного содержания в адрес Общества направлялись заказчиком также 13.08.2021, 23.08.2021.
Кроме того, письмом N 2675 от 23.08.2021 заказчик известил подрядчика о дате и времени проведения Учреждением проверки хода выполнения работ по контракту, предложив Обществу возможность направить представителя для участия при проведении данной проверки.
В соответствии с Актом N 1 от 03.09.2021 проверки выполнения работ по контракту Заказчиком, в отсутствие представителей Общества, уведомленного о проведении проверки, по состоянию на 03.09.2021 ООО "МЕТАЛЛСТРОЙИНДУСТРИЯ" не приступало к выполнению работ на объекте, а именно: отсутствуют ограждающие устройства места производства работ, не установлены малые архитектурные формы (МАФ), предусмотренные контрактом.
В связи с тем, что подрядчик не приступил к выполнению работ п контракту, Заказчиком 07.09.2021 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Изучив материалы дела, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что результат работ по контракту заказчиком не получен. Соответственно, у заказчика имелись основания для принятия решения об одностороннем расторжении контракта.
Из документов, представленных в материалы дела, следует, что письмом (вх. N 06057/21 от 11.10.2021) Подрядчик сообщил Заказчику о необходимости увеличения суммы контракта ввиду того, что стоимость используемых материалов (металлопроката) значительно возросла. Также данным письмом Обществом предложено расторжение контракта по соглашению сторон.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Исходя из содержания части 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайного и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника денежных средств.
Комиссия отмечает, что рост цен на используемые материалы является финансовыми рисками Общества, а не объективными причинами неисполнения обязательств по муниципальному контракту.
По мнению Общества, выраженном в письме N 06057/21 от 11.10.2021, направленном в адрес Заказчика, возможность увеличения стоимости работ предусмотрена частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, с учетом письма Минфина России, Минстроя России и ФАС России от 10.06.2021 N 24-06-06/45785, 24044-АП/09, ПИ/47490/21 "О позиции Минфина России, Минстроя России и ФАС России по вопросу о возможности изменения цены и срока исполнения государственного контракта".
Вместе с тем, совместная позиция указанных государственных органов не применима к обстоятельствам настоящего дела, поскольку распространяется на случаи существенного изменения стоимости строительных ресурсов привело к увеличению общей стоимости строительства и невозможности исполнения контракта на выполнение работ по строительству, заключенного на срок не менее одного года и цена которого составляет не менее 100 млн рублей.
Кроме того, Комиссия антимонопольного органа отмечает, что законодательство о контрактной системе не предусматривает возможность индексации цены контракта при увеличении стоимости материалов, необходимых для выполнения работ. В силу части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных законом. Соответственно, указанный случай не является основанием возможности изменения существенных условий контракта.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков являются действия лица, предполагающие его недобросовестное поведение, совершение им действий в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Комиссия антимонопольного органа, рассматривающая вопрос о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.
Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.
Для возникновения таких правовых последствий как признание заявителя недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора, помимо факта нарушения подрядчиком существенных условий договора о сроке выполнения работ (оказания услуг), необходимо установить направленность его воли и недобросовестный характер поведения.
При рассмотрении материалов дела Комиссией установлено, что Обществом представлены достаточные доказательства, объективно подтверждающие принятие подрядчиком возможных мер и совершении конкретных действий с целью добросовестного выполнения работ, являющихся предметом контракта.
В соответствии с Актом N 2 от 01.10.2021 проверки выполнения работ по контракту, повторно проведенной Заказчиком, по состоянию на 01.10.2021 Общество приступало к выполнению работ на объекте, а именно осуществило бетонирование площадки размером 2,0 м * 1,2 м для установки мемориала участникам гражданской войны и воинам-интернационалистам.
Кроме того, из пояснений представителя Общества на заседании Комиссии, не оспоренных представителями Заказчика, следует, что ООО "МЕТАЛЛСТРОЙИНДУСТРИЯ" осуществлен распил гранитных плит для мемориала, выполнена гравировка, в соответствии с Техническим заданием к контракту.
Комиссия также принимает во внимание, что в 2020 году между Администрацией Кундравинского сельского поселения Чебаркульского района Челябинской области и заключен муниципальный контракт N 01693000198200000060009 на выполнение работ по поставке и установке скульптурных композиций по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, с. Кундравы, ул. Комсомольская, 63 А, по которому Общество являлось подрядчиком по выполнению аналогичных работ.
Факт заключения и завершения исполнения указанного контракта подтверждается сведениями, размещенными в Единой информационной системе.
Таким образом, учитывая обстоятельства настоящего дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Челябинского УФАС России считает возможным не принимать решение о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО "МЕТАЛЛСТРОЙИНДУСТРИЯ", участнике, о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа.
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)")"
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Муниципальным учреждением "Администрация Чебаркульского муниципального района", в отношении Общества с ограниченной ответственностью "МЕТАЛЛСТРОЙИНДУСТРИЯ" (ИНН 7460042764), его участников, членов коллегиального органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству общественной территории в с. Кундравы, ул. Ленина, 12-б, парк "ВОВ" - II этап, III - этап (МАФ) Чебаркульского района Челябинской области (извещение N 0169300015620000065), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены Комиссии Е.Н. Сарсенбаева
Н.В. Фадеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 20 октября 2021 г. N 074/06/104-2809/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.10.2021