Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Комитета по здравоохранению Ленинградской области:
от Уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Ленинградской области:
от Заявителя - ООО "МК Универсал-ОРТО":
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 12291 от 11.10.2021) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку ультразвуковых аппаратов.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 15.09.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 377 639 100,00 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения документации об электронном аукционе.
Представитель Заказчика возражал против доводов Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что по его мнению, Заказчиком в аукционной документации при описании объекта закупки установлены требования к поставляемому оборудованию, отвечающие характеристикам единственной конкретной модели оборудования, а именно: "Система ультразвуковая диагностическая медицинская Logiq P" в варианте исполнения: "Logiq P9", с принадлежностями производства "ДЖИИ УЛЬТРАСАУНД КОРЕЯ, ЛТДN
Специализированная программа поддержки приемо-передающих каналов, шт. |
Не менее 386 469 |
Время автономной работы, мин |
Не менее 60 |
По мнению Заявителя установление заказчиком требований необъективного характера путем излишней детализации описания объекта закупки, вплоть до соответствия товару одного производителя, приводит к ограничению количества участников закупки, не создает предпосылок для экономии бюджетных средств. Напротив, по мнению Заявителя, соблюдение заказчиками конкурентных основ описания объекта закупки, под которое подпадают товары различных производителей, приводит к увеличению количества участников закупок и значительной экономии бюджетных средств.
Комиссией установлено, что в соответствии с положением пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки включает в себя функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно положениям Закона о контрактной системе, приведенным выше, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законом о контрактной системе не установлено ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика. Соответственно, указание в документации об аукционе конкретных технических характеристик товара, поставляемого для государственных нужд, предусмотрено законодательством и поэтому не влечет нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Содержащиеся в описании объекта закупки требования и характеристики к закупаемому товару необходимы для удовлетворения в полной мере его потребностей.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии указал, что пункту описания объекта закупки о специализированной программе поддержки приемо-передающих каналов в количестве не менее 386 469 шт. также соответствуют ультразвуковые системы такие, Philips Affiniti 50 и Philips Affiniti 70 с 4 718 592 каналами, Samsung-Medison UGEO с 1 548 288 каналами, что соответствует требованию описания объекта закупки. Также, ультразвуковые системы Philips Affiniti 50 и Philips Affiniti 70 имеют техническую возможность оснащения прибора модулем для автономной работы системы. Более того, системы указанных выше производителей имеют возможность оснащения источниками бесперебойного питания с длительностью время автономной работы более 60 минут. Все эти характеристики имеются в открытом доступе на сайте ЕИС.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии указал, что при подготовке закупки был проведен мониторинг цен, при обосновании НМЦК были использованы 3 коммерческих предложения разных юридических лиц на поставку товаров разных производителей General Electric и Philips, что свидетельствует о свободном обороте данного товара на рынке Российской Федерации, а также о том, что описанию объекта закупки соответствуют как минимум 2 производителя.
На основании изложенного, а также учитывая тот факт, что Заявитель материалов и сведений в обоснование довода в составе жалобы не предоставил, Комиссия приходит к выводу, что довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
Во втором доводе жалобы Заявитель отмечает, что Заказчиком указаны излишние характеристики для товара "фазированный датчик", а именно: "Глубина проникновения в В-режиме", "Глубина проникновения в режиме CFM". Заявитель полагает, что вышеназванные характеристики влекут ограничение числа потенциальных участников, и, как следствие, нецелевое расходование бюджетных средств.
Представитель Заказчика пояснил, что описание объекта закупки составлено в соответствии с ГОСТ Р 56331-2014, в Таблице Б.1 пункта 3.1, которого указаны рекомендуемые характеристики такие, как "Глубина проникновения в В-режиме" и "Глубина проникновения в режиме СРМ". Данные характеристики являются важными для технического описания характеристик ультразвуковых датчиков и несут клиническую значимость, а именно, чем выше глубина сканирования, тем больше клинической, диагностической информации можно получить о пациенте с любым индексом массы тела (комплекции).
По пятому доводу Комиссией установлено, что требования к параметрам оборудования содержатся в проекте контракта и в описании объекта закупки, требования к которым имеют ссылку на соответствующий пункт ГОСТа.
На основании изложенного, а также учитывая тот факт, что Заявитель материалов и сведений в обоснование довода в составе жалобы не предоставил, Комиссия приходит к выводу, что довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
По седьмому доводу Заявителем не представлено доказательств обоснованности довода в отношении ограничения конкуренции при применении Заказчиком требования "Поставляемый товар должен быть произведен не ранее 2020 года".
По восьмому доводу Комиссией установлено, что в пункте 5.2. раздела 5 аукционной документации указано, в том числе следующее: "4) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона и подтверждающие соответствие предлагаемого участником аукциона товара ограничениям и условиям допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, установленным в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", или копии таких документов: а) в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - декларация участника закупки о номерах реестровых записей из реестра российской радиоэлектронной продукции, а также информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое условие предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлено требование о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий)".
"При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами".
Представитель Заказчика также указал, что аукционная документация содержит исчерпывающий перечень требований к содержанию заявок, поданных на участие в закупке. Специфика рассмотрения заявок указана в постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" и не требуется ее дублирования в аукционной документации.
На основании изложенного, а также учитывая тот факт, что Заявитель материалов и сведений в обоснование довода в составе жалобы не предоставил, Комиссия приходит к выводу, что довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
По третьему доводу жалобы Комиссией установлено, что Заказчиком в пункте 3 аукционной документации установлено значение показателя "Количество отображаемых параметров специализированной программы для автоматического обсчёта допплеровского спектра в реальном триплексном режиме, шт - Не менее 14".
Комиссией установлено, что в пункте 4 аукционной документации Заказчик указал значение показателя "Количество отображаемых параметров специализированной программы для автоматического обсчёта допплеровского спектра в реальном триплексном режиме, шт. значение - Не менее 8".
Представитель Заказчика подтвердил наличие технической ошибки при составлении вышеуказанных параметров.
По четвертому доводу Комиссией установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона, размещенном в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) в описании объекта закупки содержится в том числе следующая информация:
Наименование товара, работы, услуги по КТРУ |
Код позиции |
Ультразвуковой аппарат для исследования сердца и сосудов |
26.60.12.132 |
Ультразвуковой сканер с наличием конвексного датчика на 3,5 МГц и влагалищного датчика на 5 МГц |
26.60.12.132 |
Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети |
26.60.12.132 |
Комиссией установлено, что в приложении N 2 проекта контракта для товара N 2 и товара N 3 указаны коды позиции КТРУ 26.60.12.132-00000026, при этом для товара N 1 код позиции КТРУ отсутствует.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ПП N 145) предписана обязанность Заказчика использовать Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Каталог) в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
- извещении об осуществлении закупки;
- приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом (далее - приглашение);
- документации о закупке;
- контракте;
- реестре контрактов, заключенных заказчиками.
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не смог пояснить на каком основании в Приложении N 2 проекта контракта отсутствует код позиции КТРУ для товара N1.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктами 1,2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о наличии нарушений требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в действиях Заказчика.
В шестом доводе жалобы Заявитель указывает, что анализ проекта государственного контракта, входящего в состав аукционной документации показал, что документ составлен не по типовой форме утвержденной Приказом Министерства здравоохранения РФ от 19 августа 2020 г. N 855н "О внесении изменений в типовой контракт на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 2015 г. N 724н", что является нарушением.
Комиссией установлено, что Заказчиком из типовой формы контракта исключены следующие условия исполнения обязательств сторонами:
возможность и право Поставщика требовать от Заказчика подготовки помещения;
обязанность заказчика обеспечить условия для оказания Поставщиком услуг;
условие об оказании услуг по сборке, установке и монтажу Оборудования только при наличии подготовленного помещения;
условие о том, что решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта может быть принято Заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного Оборудования будут подтверждены нарушения условий Контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта.
В соответствии с частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системе для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о наличии нарушений требований части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе в действиях Заказчика.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МК Универсал-ОРТО" обоснованной в части.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 11 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленного нарушения при заключении контракта.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 18 октября 2021 г. N 047/06/64-2237/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.10.2021