Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе: <_>,
в присутствии посредством видеоконференцсвязи представителей: ООО "Технология чистоты" (далее - Общество) <_>, ГБУЗ "Бурятский Республиканский клинический онкологический диспансер" <_>.
рассмотрев обращение ГБУЗ "Бурятский Республиканский клинический онкологический диспансер" (вх. N 6891 от 22.10.2021) о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Технология чистоты" в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведенного электронного аукциона: "Поставка костюмов хирургических", номер извещения - 0302200012921000075 (далее - Аукцион), и в результате осуществления проверки информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность подрядчика в соответствии с частью 7 статьи 104, а также проведения внеплановой проверки, предусмотренной пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
у с т а н о в и л а:
Из обращения Заказчика следует, что ООО "Технология чистоты", являясь победителем электронного аукциона, не подписало проект контракта в установленные сроки (20.10.2021). Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Заказчик направил обращение на рассмотрение в антимонопольный орган о включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). На включении сведений не настаивают.
ООО "Технология чистоты" представлены письменные пояснения, согласно которым умысла уклониться от заключения контракта Общество не имело. В целях исполнения контракта закуплены хирургические халаты, что подтверждается счетом на оплату N9 от 15.10.2021 и платежным поручением N 162 от 18.10.2021. Причиной неподписания контракта в установленный срок послужила ошибка сотрудника, которому в соответствии с распоряжением организации с 06.09.2021 передана электронная цифровая подпись. За указанное нарушение к сотруднику применено дисциплинарное взыскание. Проект контракта подписан 21.10.2021. Представлен реестр исполненных контрактов. Общество работает на рынке с 2013 года, имеет исполненные контракты и договоры. Просит не включать сведения об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, пришла к следующим выводам.
Дата размещения на официальном сайте в единой информационной системе извещения о проведении Аукциона - 04.10.2021. Начальная (максимальная) цена контракта - 92400.00 руб.
Согласно протоколу от 14.10.2021 подведения итогов электронного аукциона в результате рассмотрения вторых частей заявок победителем закупки признано ООО "Технология чистоты", предложивший наиболее низкую цену контракта - 79 464,00 руб. и заявка на участие в аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией.
15.10.2021 на электронную площадку http://www.rts-tender.ru передан документ "Проект контракта" от 15.10.2021. Процедура заключения контракта переведена на этап "Подписание поставщиком".
21.10.2021 00:02 от электронной площадки http://www.rts-tender.ru получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта" от 15.10.2021
21.10.2021 04:34 от электронной площадки http://www.rts-tender.ru получен документ "Подписанный победителем проект контракта" от 21.10.2021.
21.10.2021 Заказчиком принят протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта в связи с непредставлением заказчику подписанного проекта контракта в требуемый срок.
В соответствии с частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный ч. 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, об обеспечении гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Таким образом, Закон о контрактной системе предусматривает возможность победителя аукциона - субъекта малого предпринимательства не предоставлять обеспечение исполнения контракта при условии предоставления информации о трех контрактах, исполненных им в течение трех лет до даты до даты подачи заявки на участие в закупке, без применения штрафа, пени, сумма которых в совокупности - не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Из извещения о проведении аукциона, аукционной документации следует, что данная закупка проводится среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Следовательно, предусмотрена возможность применения положений части 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в намеренном уклонении от заключения контракта.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в закупках, административным органом наряду с фактом отказа от заключения контракта, должно быть установлено, что участник закупки отказался от заключения контракта немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.
Под недобросовестностью понимается совершение умышленных действий, направленных на уклонение от подписания контракта.
В указанном случае Комиссия Бурятского УФАС России не может ограничиваться формальным установлением факта нарушения законодательства о контрактной системе, поскольку согласно пояснениям ООО "Технология чистоты" намерения уклониться от подписания контракта Общество не имело, совершило действия по исполнению контракта, закупив хирургические костюмы и подписав контракт 21.10.2021 и представив информацию, содержащуюся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающую исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
Из материалов дела усматривается отсутствие недобросовестного поведения ООО "Технология чистоты", выраженного в умышленном неподписании контракта.
Принимая во внимание вышесказанное, Комиссия Бурятского УФАС России считает, что в рассмотренном случае включение ООО "Технология чистоты" в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не обеспечивает реализацию целей как ведения такого реестра, так и Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, статьёй 104 Закона о контрактной системе и подпунктом "б" пункта 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей),
р е ш и л а:
отказать во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) ООО "Технология чистоты" (ИНН <_>, адрес: <_>) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с тем, что участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии:
члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 28 октября 2021 г. N 003/06/104-1013/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.10.2021