Дата оглашения решения: 22 октября 2021 года город Иваново
Дата изготовления решения: 25 октября 2021 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии: Михеевой Т.А. - заместителя руководителя управления;
членов Комиссии: Парфеновой А.А. - начальника отдела контроля в сфере закупок, Притумановой Ю.К. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок,
в отсутствие представителей ООО "Компьютер Сервис" (далее - Заявитель), МБОУ "Средняя школа N9", МБОУ "Средняя школа N49", МБОУ "Средняя школа N53", МБОУ "Средняя школа N54" (далее - Заказчики), Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (далее - Уполномоченный орган) (информация о содержании жалобы, а также о дате, времени и месте ее рассмотрения была своевременно направлена указанным лицам),
рассмотрев жалобу ООО "Компьютер-сервис" на действия Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области при проведении электронного аукциона на поставку многофункционального устройства (МФУ) для обеспечения образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды в рамках реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" (Шифр: 24-2021-нр5210) (извещение N0133200001721002672), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
15.10.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "Компьютер-сервис" на действия Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области при проведении электронного аукциона на поставку многофункционального устройства (МФУ) для обеспечения образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды в рамках реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" (Шифр: 24-2021-нр5210) (извещение N0133200001721002672).
Согласно жалобе, Уполномоченным органом и Заказчиками неправомерно были применены положения Приказа Минфина России от 04.06.2018 N126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ), так как ни одним из участников закупки не был предложен товар российского происхождения.
Согласно пояснениям Заказчиков, Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области, нарушений при проведении закупки допущено не было.
Рассмотрев представленные ООО "Компьютер - сервис", Заказчиками, Департаментом конкурсов и аукционов Ивановской области, АО "ЕЭТП" документы и информацию, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
23.09.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) было размещено извещение N0133200001721002672 о проведении электронного аукциона на поставку многофункционального устройства (МФУ) для обеспечения образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды в рамках реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" (Шифр: 24-2021-нр5210), а также соответствующая документация о закупке.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размещенными на официальном сайте:
- начальная (максимальная) цена контракта - 194 666,68 руб.;
- дата и время окончания подачи заявок - 04.10.2021 08:00;
- согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 05.10.2021 N0133200001721002672-1 по окончании срока подачи заявок на участие в закупке было подано 10 заявок с идентификационными номерами 1, 2, 3, 4. 5, 6, 7, 8, 9, 10, все участники допущены до участия в электронном аукционе и признаны участниками такого аукциона;
- согласно протоколу проведения электронного аукциона от 06.10.2021 N0133200001721002672-2 от участников закупки поступили следующие ценовые предложения:
Место |
Наименование участника |
Дата и время подачи |
Сумма предложения |
Валюта |
Идентификационный номер заявки |
Снижение, % |
1 |
Участник N8 |
06.10.2021 13:00:43 [GMT +3] |
93 450.26 |
RUR |
Заявка N8 |
51,99% |
2 |
Участник N7 |
06.10.2021 12:52:42 [GMT +3] |
94 423.60 |
RUR |
Заявка N7 |
51,49% |
3 |
Участник N2 |
06.10.2021 12:12:16 [GMT +3] |
104 157.00 |
RUR |
Заявка N2 |
46,49% |
4 |
Участник N4 |
06.10.2021 11:41:42 [GMT +3] |
120 740.00 |
RUR |
Заявка N4 |
37,97% |
5 |
Участник N3 |
06.10.2021 11:33:49 [GMT +3] |
130 423.66 |
RUR |
Заявка N3 |
33% |
6 |
Участник N1 |
06.10.2021 11:22:36 [GMT +3] |
193 693.34 |
RUR |
Заявка N1 |
0,5% |
7 |
Участник N5 |
06.10.2021 13:17:09 [GMT +3] |
194 666.00 |
RUR |
Заявка N5 |
0% |
- согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 11.10.2021 N0133200001721002672-3 все участники закупки и их заявки признаны соответствующими требованиям документации о закупке и Закона о контрактной системе. Победителем закупки признан участник с идентификационным номером заявки 80 (ООО "Компьютер-сервис").
В силу ч. 1, 3 и 4 ст. 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации. В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок_ Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
В п. 49 раздела II "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации о закупке установлены следующие условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами:
-Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
-Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 24.10.2018 N126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ) установлены соответствующие условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд указанных в приложении к настоящему приказу (далее-Приложение).
Согласно п. 6.2 раздела I "Условия проведения аукциона в электронной форме" документации о закупке "информация об установлении ограничений и условий допуска указывается в пункте 49 раздела II "Информационная карта аукциона в электронной форме". Определение и подтверждение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации".
На основании пп "а" п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 ст. 66 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар должна содержать наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В пп. 5 п. 31 раздела II "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации о закупке указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать "копии документов, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона*:
декларация участника закупки о нахождении в реестре радиоэлектронной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров, а также информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N719 или решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (в соответствии с п. 3 (1) Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации").
Настоящий аукцион проводится на поставку товаров, указанных в пункте 1 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N126н (Приложение N2), участником аукциона в заявке на участие в аукционе указывается (декларируется) страна происхождения поставляемого товара.
Согласно п. 3 Постановления при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в указанный перечень, происходящей из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:
- содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующего признакам, предусмотренным ст. 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Подтверждением производства радиоэлектронной продукции является: на территории Российской Федерации - наличие сведений о такой продукции в реестре.
Согласно п. 1 раздела II "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации о закупке Заказчик закупает товар по кодам в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (далее - ОКПД2): 26.20.18.000.
В перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением, включен код ОКПД2 26 "Оборудование компьютерное, электронное и оптическое".
Из информации, представленной АО "ЕЭТП", следует, что ни одна из заявок участников закупки не содержала декларацию участника закупки о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре с указанием номера реестровой записи, а также товар, который был представлен в качестве товара российского происхождения, в реестре российской радиоэлектронной продукции отсутствовал.
Уведомлением Ивановского УФАС России N07-15/4258 от 21.10.2021 был сделан запрос участнику закупки, предложившему к поставке товар российского происхождения, о направлении информации о нахождении в реестре российской радиоэлектронной продукции товара, представленного в заявке, с указанием номера реестровой записи этого товара. Ответ на указанный запрос в Ивановское УФАС России не представлен.
На основании вышеизложенного, все заявки приравниваются к заявкам, в которых содержатся предложения о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
Согласно пп. 1.1, 1.3 п. 1 Приказа при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в соответствии с пп. 1.2 и 1.3 п. 1 Приказа предоставляются участникам закупки, заявки (окончательные предложения) которых признаны соответствующими требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза.
При проведении аукциона контракт заключается по цене:
а) сниженной на 15 процентов от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в приложении к Приказу, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза);
б) предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в приложении к Приказу, и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза.
б) предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложении, и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза.
На основании пп. "в" п. 2 Приказа положения пп. 1.1 - 1.3 п. 1 Приказа не применяются при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений в случаях, если все заявки (окончательные предложения) участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, содержат предложение о поставке указанных в приложении к Приказу товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза).
Вместе с тем, как было указано ранее, все заявки на участие в рассматриваемой закупке были приравнены к заявкам, в которых содержатся предложения о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
Таким образом, заявкам на участие в закупке не могут быть предоставлены преимущества в отношении цены контракта в соответствии с пп. 1.1 и 1.3 п. 1 Приказа.
Согласно ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в ч. 12 ст. 54.7, ч. 8 ст. 69, ч. 8 ст. 82.4, ч. 23 ст. 83.1 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 ст. 68 Закона о контрактной системе.
Однако, как было установлено, в нарушение ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе Заказчиками 15.10.2021 направлены проекты контракта Заявителю с ценой контракта, сниженной на 15% от цены, предложенной ООО "Компьютер - сервис".
Учитывая изложенное, а также то, что выявленные нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Компьютер-сервис" на действия Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области при проведении электронного аукциона на поставку многофункционального устройства (МФУ) для обеспечения образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды в рамках реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" (Шифр: 24-2021-нр5210) (извещение N0133200001721002672) необоснованной.
2. Установить в действиях МБОУ "Средняя школа N9", МБОУ "Средняя школа N49", МБОУ "Средняя школа N53", МБОУ "Средняя школа N54" нарушение ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии: ______________________________ Т.А. Михеева
Члены Комиссии: ______________________________ А.А. Парфенова
______________________________ Ю.К. Притуманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 26 октября 2021 г. N 037/06/83.2-586/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2021