Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
|
|
|
|
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение администрации муниципального образования Заокский район (далее - Заказчик, Администрация) исх. N 1 от 15.10.2021 (вх. N 6011 от 15.10.2021) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью ПСК "РУСПРОЕКТ" (ИНН 7107122237; 300026, г. Тула, ул. Рязанская, дом 22, офис 803) (далее - Общество, ООО "РУСПРОЕКТ", Подрядчик) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 07.06.2021 N 017 на выполнение работ по подготовке проекта по внесению изменений в Генеральный план (ГП) и Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) МО р.п. Заокский Заокского района (закупка N 0166300021121000017, реестровый номер контракта 3712601303221000020) (далее - Контракт), руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078) (далее - Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:
- представителя Заказчика на основании доверенности;
- представителей Общества на основании доверенности,
УСТАНОВИЛА:
15.10.2021 в Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ООО "РУСПРОЕКТ" в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по подготовке проекта по внесению изменений в Генеральный план (ГП) и Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) МО р.п. Заокский Заокского района (закупка N 0166300021121000017) (далее - Электронный аукцион), в связи с существенным нарушением Обществом условий Контракта.
В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение и документация о проведении Электронного аукциона размещены 13.05.2021 в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 867 052,51 рублей.
07.06.2021 по итогам Электронного аукциона между Заказчиком и ООО "РУСПРОЕКТ" заключен Контракт на сумму 328 997,74 рублей.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 Контракта Подрядчик принимает на себя обязанность на выполнение работ подготовке проекта по внесению изменений в Генеральный план (ГП) и Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) МО р.п. Заокский Заокского района, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.
Выполнение работ осуществляется в соответствии с техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта".
Раздел 3 устанавливает следующие сроки выполнения работ:
"3.1. В течение 90 дней с даты подписания Контракта.
Срок выполнения 1-го этапа - 1 месяца с даты заключения муниципального контракта;
Срок выполнения 2-го этапа - 1 месяц с момента завершения 1-го этапа;
Срок выполнения 3-го этапа - 1 месяц с момента завершения 2-го этапа;
Срок выполнения 4-го этапа - 1 месяц с момента завершения 3-го этапа.
3.2. На момент заключения настоящего Контракта дата окончания работ является исходной для имущественных санкций в случаях нарушения сроков выполнения работ.
3.3. Подрядчик вправе досрочно выполнить работы, предварительно и письменно согласовав сроки выполнения работ с Заказчиком".
В соответствии с пунктом 13 приложения N 1 к Контракту в состав работ входит:
"_
1.2. Состав работ 1-го этапа
1) сбор и анализ утвержденных документов территориального планирования и градостроительного зонирования, документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), сведений и документов государственных картографо-геодезических фондов, материалов лесоустройства и иных предусмотренных законодательством документов и сведений;
2) выявления факторов, препятствующих внесению в ЕГРН сведений о границах населенных пунктов. К данным факторам относится: наличие пересечений границ населенных пунктов, установленных генеральными планами, с границами муниципальных образований, границами земельных участков, в том числе земельных участков, предназначенных для размещения линейных объектов; расположение одного земельного участка одновременно в границах и за границами населенного пункта; наличие пересечений границ населенных пунктов с границами лесных участков; наличие реестровых ошибок в местоположении земельных участков и т.д.
3) составление перечня населенных пунктов, для которых требуется корректировка установленных генеральными планами границ;
_
2.2. Состав работ 2-го этапа
1) приведение содержания материалов генерального плана поселения в соответствие с требованиями статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее
ГрК РФ), в том числе:
- приведение описания и отображения объектов местного значения и функциональных зон, включая их условные обозначения, в цифровой формат в соответствии с Требованиями к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 09.01.2018 N 10;
- отображение особо охраняемых природных территорий федерального, регионального, местного значения;
- отображение границ лесничеств;
- отображение территорий объектов культурного наследия и зон охраны объектов культурного наследия, установленных нормативными правовыми актами;
- приведение баланса территорий в параметрах функциональных зон в соответствие с согласованным с Правительством Ростовской области перечнем земельных участков и территорий, включаемых или исключаемых из границ населенных пунктов (в случае изменения границ населенных пунктов);
- приведение материалов генерального плана поселения в соответствие требованиям размещения далее - ФГИС ТП;
2) осуществление технического сопровождения размещения материалов генерального плана в ФГИС ТП;
3) осуществление сопровождения проекта внесения изменений в генеральный план поселения в рамках проведения процедур согласования и публичных слушаний/общественных обсуждений, в том числе непосредственное участие компетентных представителей Подрядчика в совещаниях, встречах, организуемых Заказчиком, подготовка презентационных материалов и внесение соответствующих изменений по результатам проведения указанных процедур.
_
3.2. Состав работ 3-го этапа
1) приведение содержания правил землепользования и застройки поселения (городского округа) в соответствие с требованиями статьи 30 ГрК РФ;
2) приведение границ территориальных зон в соответствие с требованиями статьи 34 ГрК РФ, в том числе в соответствие:
- с функциональными зонами и параметрами их планируемого развития, установленными генеральным планом поселения (городского округа);
- со сложившейся планировкой территории и существующим землепользованием;
3) приведение видов и состава территориальных зон в соответствие со статьей 35 ГрК РФ;
4) приведение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент, в соответствие с действующей редакцией Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540;
5) осуществление сопровождения проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки поселения (городского округа) в рамках проведения процедур согласования и публичных слушаний/общественных обсуждений, в том числе непосредственное участие компетентных представителей Подрядчика в совещаниях, встречах, организуемых Заказчиком, подготовка презентационных материалов и внесение соответствующих изменений по результатам проведения указанных процедур.
_
4.2. Состав работ 4-го этапа
1) составление графического описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон по результатам работ по определению координат характерных точек границ;
2) составление текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон с использованием сведений ЕГРН, Единой электронной картографической основы (ЕЭКО), картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности;
3) формирование XML-документов, содержащих сведения о местоположении границ населенных пунктов, территориальных зон для внесения сведений в ЕГРН;
4) осуществление технического сопровождения процедуры внесения Заказчиком сведений в ЕГРН о границах населенных пунктов и территориальных зон".
Пункт 12.1 Контракта содержит следующие положения:
"Срок действия контракта: с даты подписания Заказчиком по 30 сентября 2021 года (срок действия контракта включает срок выполнения работ, период приемки результатов выполненных работ, в том числе экспертизы результатов исполнения обязательств Подрядчиком по контракту, оплаты за выполненные работы). Окончание срока действия контракта не влечет прекращение обязательств сторон по контракту".
Разделом 5 Контракта определен следующий порядок сдачи и приемки работ:
"5.1. Сдача результатов выполненных работ Подрядчиком и принятие их Заказчиком осуществляется путем подписания сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ (форма КС-2), акта приемки (этапа) выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3).
5.2. Заказчик, получивший письменное сообщение Подрядчика о готовности к окончательной сдаче работ, в срок не позднее 10 (десяти) рабочих дней приступает к приемке результатов выполненных работ, назначает приемочную комиссию и обеспечивает участие в ней представителей сторон.
Приемка выполненных работ в соответствии с Контрактом осуществляется Заказчиком в течение 3 (трех) рабочих дней, включая проведение экспертизы (в течение 2 (двух) рабочих дней), со дня получения Заказчиком документов, предусмотренных пунктом 6.1 настоящего Контракта. Сдача работ Подрядчиком и их приемка Заказчиком оформляется актом приемки (этапа) выполненных работ, подписанным сторонами.
5.3. Подрядчик передает Заказчику три экземпляра исполнительной документации.
При приемке выполненной работы (отдельного этапа) Заказчик обязан провести экспертизу для проверки выполненных Подрядчиком работ, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании Контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ.
В случае проведения экспертизы силами Заказчика в акте сдачи-приемки выполненных работ проставляется запись о проведении экспертизы, отдельный документ о проведенной экспертизе не составляется.
В случае привлечения экспертов, экспертных организаций для проведения экспертизы результаты такой экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации.
Не позднее 2 (двух) рабочих дней после проведения экспертизы Заказчик направляет Подрядчику подписанный всеми членами приемочной комиссии и утвержденный заказчиком один экземпляр акта приемки (этапа) выполненных работ или мотивированный отказ от подписания такого документа.
Мотивированный отказ от подписания акта приемки (этапа) выполненных работ Заказчик направляет при обнаружении в ходе приемки недостатков в результатах выполненных работ, в котором фиксируется перечень недостатков, сроки их устранения Подрядчиком, а также дата повторной приемки результатов выполненных работ. Подрядчик обязан устранить все обнаруженные недостатки за свой счет в сроки, указанные в мотивированном отказе.
В случае установления по результатам экспертизы факта ненадлежащего качества выполненной работы (ее результатов), подрядчик обязан компенсировать Заказчику все возникшие в связи с проведением экспертизы расходы, по предъявлении Заказчиком письменного требования и копии соответствующего заключения, других документов, подтверждающих затраты Заказчика.
Акт приемки (этапа) выполненных работ подписывается Заказчиком после устранения Подрядчиком всех выявленных при приемке недостатков.
Работы считаются выполненными со дня подписания Заказчиком акта приемки (этапа) выполненных работ без замечаний.
В случае досрочного выполнения работ Подрядчиком, Заказчик вправе досрочно принять и оплатить результат выполненных работ.
5.4. Результат выполненных работ переходит в собственность Заказчика с момента подписания сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ (форма КС-2), акта приемки (этапа) выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), после чего Заказчик берет на себя риск его случайной гибели или повреждения".
Из материалов дела установлено следующее.
11.06.2021 Подрядчик направил Заказчику письмо исх. N 59, в котором просит Администрацию назначить ответственных за ходом исполнения Контракта лиц.
11.06.2021 Подрядчик направил Заказчику письмо исх. N 60, в котором просит Администрацию оказать содействие в получении исходных данных по необходимым объектам.
11.06.2021 Подрядчик направил Заказчику письмо исх. N 61, в котором просит Администрацию предоставить кадастровые планы некоторых территорий.
17.06.2021 Заказчик направил Подрядчику письмо исх. N 11-21/4816, в котором ответил на заданные Обществом в письмах от 11.06.2021 вопросы, а также, с целью недопущения ошибок при подготовке документов, предоставил копии рекомендаций Росреестра, относящихся к предмету Контракта.
30.07.2021 Подрядчиком по электронной почте Заказчику представлены комплект документов по выполненным Обществом работам по 1-4 этапу (сопроводительное письмо Общества от 30.07.2021 N 87 с описью приложений).
04.08.2021 Заказчик направил Подрядчику письмо исх. N 11-21/6313 следующего содержания:
"В результате проведенной внутренней экспертизы оказанной услуги Заказчиком установлено, что нарушен срок оказания услуги 1-го этапа, представленный реестр земельных участков, требующих уточнения границ их фактического местоположения является некорректным и не соответствует требованиям к содержанию, определенным Контрактом, в части земельных участков, в местоположении границ которых выявлено наличие реестровой ошибки; земельных участков, подлежащих разделу; земельных участков, по мнению исполнителя, рационально включить или исключить из границ населенного пункта; земельных участках, предназначенных для размещения линейных объектов, которые пересекают (предполагаемые к установлению генеральным планом) границы населенных пунктов (при формировании реестра сгруппировать указанные земельные участки по категориям земель).
Реестр земельных участков должен относиться к вопросам описания границ населенных пунктов, а именно содержать выявленные факты, препятствующие внесению сведений о границах населенных пунктов в ЕГРН.
Обращаем Ваше внимание, что согласно Контракту расторжение контракта допускается при одностороннем отказе от исполнения обязательств, в том числе в случаях (но не ограничиваясь указанным):
- систематическое нарушение исполнителем сроков (два и более раз) исполнения работ, влекущее увеличение срока окончания выполнения работ более чем на 5 рабочих дней (несоблюдение исполнителем установленных графиком выполнения работ сроков выполнения работ);
- несоблюдение исполнителем требований по качеству работ, если исправление соответствующих некачественно выполненных работ влечет задержку выполнения работ более чем на 5 рабочих дней.
Заказчик требует от исполнителя устранить вышеуказанные недостатки в течение 3 рабочих дней с момента получения настоящего мотивированного отказа от подписания акта сдачи-приемки оказанных услуг.
Повторную приемку результатов оказанной услуги осуществить в срок, не позднее 09.08.2021".
05.08.2021 Заказчик направил Подрядчику письмо исх. N 11-21/6336 следующего содержания:
"При проведении внутренней экспертизы заказчиком было проверено качество предоставленных исполнителем результатов исполнения Контракта (этапы 2-3) в части их соответствия условиям Контракта.
В результате проведенной внутренней экспертизы оказанной услуги заказчиком установлено, что материалы по обоснованию в текстовой форме, положение о территориальном планировании МО р.п. Заокский Заокского района содержат не актуальные сведения относительно утвержденных документов территориального планирования поседений МО Заокский район, сведения в отношении земельных участков, отображенных в таблице 12.1, 12.2, а также описанием таких земельных участков, реквизиты Контракта и года разработки.
Графическая часть проекта ГП МО р.п. Заокский Заокского района содержит не актуальные сведения в отношении земельных участков по фактическому целевому использованию на дату разработки проекта.
Статьи 13, 14, 15, 20 текстовой части проекта ПЗЗ МО р.п. Заокский Заокского района противоречат требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, закону Тульской области от 27.11.2020 N 101-ЗТО "О внесении изменений в Закон Тульской области "О градостроительной деятельности в Тульской области". Условное обозначение территориальной зоны - зона лесов ПЗЗ МО р.п. Заокский Заокского района в графической части не соответствует описанию текстовой части.
В представленных документах отсутствует описание границ территориальной зоны - зона городских лесов (Р1).
Представленные филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области уведомления о невозможности внесения сведений об описании границ территориальных зон, границ населенных пунктов в ЕГРН, содержащие замечания, не устранены проектом по внесению изменений в ГП и ПЗЗ МО р.п. Заокский Заокского района.
_
Повторную приемку результатов оказанной услуги осуществить в срок, не позднее 09.08.2021 по 2-му этапу, не позднее 24.08.2021 по 3-му этапу".
В указанном письме Администрация также сообщила Подрядчику о праве Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае не устранения недостатков, выявленных Администрацией в ходе проведения приемки выполненных Обществом работ.
Согласно пояснениям сторон мотивированные отказы от 04.08.2021, 05.08.2021 направлены Заказчиком в адрес Подрядчика посредством электронной почты.
09.08.2021, 10.08.2021 Подрядчик направил Заказчику откорректированные в соответствии с замечаниями Администрации проекты по 1-4 этапам по внесению изменений в Генеральный план (ГП) и Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) МО р.п. Заокский Заокского района, а также иные документы, необходимые для проведения приемки в соответствии с условиями Контракта (сопроводительное письмо от 09.08.2021 исх. N 96, направлено по электронной почте, а также 11.09.2021 экспресс-службой Почты России EMS с объявленной ценностью, номер РПО ED202254140RU).
13.08.2021 Заказчик направил Подрядчику письмо исх. N 11-21/6544 по почте заказным отправлением (без направления по электронной почте) (номер РПО 30100060002370, получен адресатом 30.08.2021) следующего содержания:
"30.07.2021 в Администрацию представлены результаты работ по 1-му, 2-му, 3-му этапам.
04.08.2021 (исх. N 11-21/6313) в ваш адрес был направлен мотивированный отказ от подписания акта сдачи-приемки выполненных работ с требованием в течение 3 рабочих дней с момента получения мотивированного отказа от подписания акта сдачи-приемки выполненных работ устранить выявленные нарушения. Повторную приемку результатов оказанной услуги осуществить в срок не позднее 09.08.2021 года.
До настоящего времени работы по 1-му этапу не сданы.
05.08.2021 (исх. N 11-21/6336) в ваш адрес был направлен мотивированный отказ от подписания акта сдачи-приемки выполненных работ с требованием в течение 3 рабочих дней (по второму этапу), в течение 14 рабочих дней (по третьему этапу) с момента получения мотивированного отказа от подписания акта сдачи-приемки выполненных работ устранить выявленные нарушения. Повторную приемку результатов оказанной услуги осуществить в срок не позднее 09.08.2021 года по 2-му этапу, не позднее 24.08.2021 года по 3-му этапу.
09.08.2021 и 10.08.2021 в администрацию муниципального образования Заокский район поступили результаты работ по 2-му и 3-му этапам. Однако, нарушения, выявленные при приемке работ вновь не устранены.
Таким образом, Вами неоднократно был нарушен срок выполнения этапов работ, а именно:
1 этап должны был быть сдан не позднее 07.07.2021, по факту результаты работ были представлены только 30.07.2021 с просрочкой в 24 дня.
Также Вами нарушен срок повторной сдачи 1-го этапа работ установленный Заказчиком в письме от 04.08.2021 - 09.08.2021 года. До настоящего времени работы по первому этапу не сданы.
2-ой и 3-ий этапы сданы досрочно, однако были выявлены нарушения при выполнении работ, этапы не сданы, акты сдачи-приемки выполненных работ не подписаны, Вам направлен мотивированный отказ 05.08.2021 года".
Согласно части 8 статьи 95 Закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.2 Контракта предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения обязательств, в том числе в случаях (но не ограничиваясь указанными):
- задержки Подрядчиком начала выполнения работ более чем на 5 рабочих дней по причинам, не зависящим от Заказчика;
- систематического нарушения Подрядчиком сроков (два и более раз) выполнения работ, влекущего увеличение срока окончания выполнения работ более чем на 5 рабочих дней (несоблюдение Подрядчиком установленных графиком выполнения работ сроков выполнения работ);
несоблюдения Подрядчиком требований по качеству работ, если исправление соответствующих некачественно выполненных работ влечет задержку выполнения работ более чем на 5 рабочих дней;
- в случае проведения процедуры ликвидации Подрядчика - юридического лица или наличия решения арбитражного суда о признании Подрядчика банкротом и об открытии конкурсного производства;
- отступление Подрядчика в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми;
- существенного нарушение Подрядчиком требований к качеству оборудования, материалов, используемых при выполнении работ, а именно обнаружение Заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;
- если в ходе исполнения контракта установлено, что Подрядчик и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения Подрядчика.
01.09.2021 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта исх. N 11-21/7081 (далее - Решение), из содержания которого следует:
"30.07.2021 в Администрацию представлены результаты работ по 1-му, 2-му, 3-му этапам.
04.08.2021 (исх. N 11-21/6313) в ваш адрес был направлен мотивированный отказ от подписания акта сдачи-приемки выполненных работ с требованием в течение 3 рабочих дней с момента получения мотивированного отказа от подписания акта сдачи-приемки выполненных работ устранить выявленные нарушения. Повторную приемку результатов оказанной услуги осуществить в срок не позднее 09.08.2021.
До настоящего времени работы по 1-му этапу не сданы. 05.08.2021 (исх. N 11-21/6336) в ваш адрес был направлен мотивированный отказ от подписания акта сдачи-приемки выполненных работ с требованием в течение 3 рабочих дней (по второму этапу), в течение 14 рабочих дней (по третьему этапу) с момента получения мотивированного отказа от подписания акта сдачи-приемки выполненных работ устранить выявленные нарушения. Повторную приемку результатов оказанной услуги осуществить в срок не позднее 09.08.2021 по 2-му этапу, не позднее 24.08.2021 по 3-му этапу. 09.08.2021 и 10.08.2021 в Администрацию поступили результаты работ по 2-му и 3-му этапам. Однако, нарушения выявленные при приемке работ вновь не устранены.
Таким образом, Вами неоднократно был нарушен срок выполнения этапов работ, а именно:
1 этап должны был быть сдан не позднее 07.07.2021, по факту результаты работ были представлены только 30.07.2021 с просрочкой в 24 дня.
Также Вами нарушен срок повторной сдачи 1-го этапа работ установленный Заказчиком в письме от 04.08.2021 - 09.08.2021 года. До настоящего времени работы по первому этапу не сданы.
2-ой и 3-ий этапы сданы досрочно, однако были выявлены нарушения при выполнении работ, этапы не сданы, акты сдачи-приемки выполненных работ не подписаны, Вам направлен мотивированный отказ 05.08.2021 года.
В настоящее время выявленные нарушения не устранены".
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Комиссией установлено, что Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 02.09.2021 было размещено в единой информационной системе; 02.09.2021 направлено в адрес Общества по почте заказным отправлением (номер РПО 30100063017159 - на момент рассмотрения настоящего дела не доставлено адресату).
Из представленных в материалы дела документов следует, что датой надлежащего уведомления ООО "РУСПРОЕКТ" является дата по истечении тридцати дней с даты размещения Решения в единой информационной системе (03.10.2021).
Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Анализ положений частей 12, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.
27.09.2021 Общество направило комплект документов (с сопроводительным письмом от 24.09.2021 исх. N 126) по выполненным работам по 1-4 этапу в адрес Администрации посредством электронной почты, а также службами экспресс-доставки MAJOR (номер накладной 1508461538), DIMEX (номер накладной 44688623).
30.09.2021 Заказчик направил Обществу письмо исх. N 11-21/7880 почтой заказным отправлением (номер РПО 30100064016465, не получено Обществом на момент рассмотрения настоящего дела), в котором указал, что 02.09.2021 Администрацией Подрядчику направлено уведомление об одностороннем расторжении Контракта.
08.10.2021 Подрядчик направил Заказчику письмо исх. N 135, в котором сообщил, что ранее направленный 27.09.2021 комплект документов по выполненным по 1-4 этапу работам по Контракту до настоящего времени не подписан Администрацией; мотивированный отказ от приемки выполненных работ также не получен Обществом. В этой связи Подрядчик требует от Заказчика оплатить за выполненные работы, при этом прикладывает необходимый для приемки и оплаты комплект исполнительной документации, предусмотренный Контрактом.
В свою очередь, 13.10.2021 Заказчик направил Подрядчику письмо исх. N 11-21/8244 следующего содержания:
"В результате проведенной внутренней экспертизы оказанной услуги Заказчиком установлено, что нарушен срок оказания услуги 1-го этапа, представленный реестр земельных участков, требующих уточнения границ их фактического местоположения, является некорректным и не соответствует требованиям к содержанию, определенным Контрактом, в части земельных участков, в местоположении границ которых выявлено наличие реестровой ошибки; земельных участков, подлежащих разделу; земельных участков по мнению исполнителя, рационально включить или исключить из границ населенного пункта; земельных участках, предназначенных для размещения линейных объектов, которые пересекают (предполагаемые к установлению генеральным планом) границы населенных пунктов (при формировании реестра сгруппировать указанные земельные участки по категориям земель).
Реестр земельных участков должен относиться к вопросам описания границ населенных пунктов, а именно содержать выявленные факты, препятствующие внесению сведений о границах населенных пунктов в ЕГРП.
В соответствии с Контрактом при подготовке проекта по внесению изменений в Генеральный план (ГП) и Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) МО р.п. Заокский Заокского района (далее - проект ГП и ПЗЗ МО р.п. Заокский) исполнитель учитывает предложения заказчика, а именно принятые решения о включении земельных участков в границы населенных пунктов или исключении земельных участков из границ населенных пунктов.
В результате проведенной внутренней экспертизы оказанной услуги заказчиком установлено, что материалы по обоснованию, положение о территориальном планировании МО р.п. Заокский Заокского района содержат сведения о перечне земельных участков, которые включаются в границы населенного пункта, переводятся из категории земель "земли лесного фонда" в категорию земель "земли населенных пунктов", что противоречит сведениям, содержащимся в ЕГРН, а также принятым решением заказчика.
Графическая часть проекта ГП и ПЗЗ МО р.п. Заокский Заокского района содержит не актуальные сведения в отношении земельных участков по фактическому целевому использованию на дату разработки проекта.
Статьи 15, 20 текстовой части проекта ПЗЗ МО р.п. Заокский Заокского района противоречат требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, закону Тульской области от 27.11.2020 N 101-ЗТО "О внесении изменений в Закон Тульской области "О градостроительной деятельности в Тульской области".
Виды разрешенного использования земельных участков, содержащихся в проекте ПЗЗ МО р.п. Заокский Заокского района не актуализированы в соответствии с Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
Представленные филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области уведомления о невозможности внесения сведений об описании границ территориальных зон, границ населенных пунктов в ЕГРН, содержащие замечания, не устранены в полном объёме проектом ГП и ПЗЗ МО р.п. Заокский Заокского района.
Обращаем Ваше внимание, условные обозначения проекта ГП и ПЗЗ МО р.п, Заокский Заокского района противоречат статусу МО р.п. Заокский Заокского района относящемуся к городскому поселению.
Заказчик требует от исполнителя устранить вышеуказанные недостатки в течение 10 дней с момента получения настоящего мотивированного отказа от подписания акта сдачи-приемки оказанных услуг.
Повторную приемку результатов оказанной услуги осуществить в срок, не позднее 10 дней с момента получения настоящего мотивированного отказа от подписания акта сдачи-приемки оказанных услуг. _
_ Если исполнитель не устранит недостатки оказанной услуги, послужившие основанием для отказа в ее приемке, заказчик с учетом положений части 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании изложенного направляем Вам данный мотивированный отказ от подписания акта сдачи-приемки оказанных услуг, в том числе на адрес электронной почты: psk71rus@yandex.ru, и требуем в кратчайшие сроки оказать услуги, соответствующие условиям контракта.".
В тоже время, посчитав, что в предусмотренный Законом срок Общество не устранило нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Заказчик счел, что Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу и Контракт расторгнут 14.10.2021, в связи с чем обратился в Тульское УФАС России с рассматриваемым обращением.
Частью 1 статьи 2 Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону.
Таким образом, прекращение обязательства по требованию одной из сторон закон указывает как отдельный способ прекращения обязательства и ограничивает возможность его применения случаями, предусмотренными законом или договором.
Необходимо отметить, что односторонний отказ заказчика от исполнения контракта является специальным правовым институтом Закона, которым заказчик при соблюдении нормативной процедуры выражает свое одностороннее волеизъявление на прекращение гражданско-правовых отношений с контрагентом. Данный отказ подчинен особой процедуре, предусмотренной статьей 95 Закона, и заключающийся в возможности заказчика отказаться от его исполнения только при наличии достаточных к тому оснований.
Приведенный правовой подход наиболее полно соответствует принципу эффективности осуществления закупок (часть 1 статьи 12 Закона), а также направлен на защиту участника закупки как более слабой стороны в рассматриваемых правоотношениях. При этом положения статьи 95 Закона ориентированы на предоставление участнику закупки возможности устранить выявленные заказчиком нарушения в целях урегулирования возникшего спора без применения к такому участнику мер публично-правовой ответственности (часть 14 статьи 95 Закона).
Как было отражено выше, в силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Исходя из вышеуказанной нормы Закона за поставщиком, исполнившим ненадлежащим образом условия контракта, после надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта, закреплено императивное право в десятидневный срок устранить допущенные нарушения условий контракта.
При этом каких-либо исключений для реализации такого права Закон не предусматривает.
Как было отмечено выше, датой надлежащего уведомления Подрядчика о принятом Заказчиком Решении об одностороннем отказе от исполнения контракта является дата по истечении тридцати дней с даты размещения такого решения в единой информационной системе, то есть 03.10.2021.
С учетом положений частей 13, 14 статьи 95 Закона крайней датой для устранения нарушений условий Контракта Подрядчиком, послуживших основанием для принятия Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, является 13.10.2021.
Вместе с этим, 13.10.2021 Заказчик направляет в адрес Подрядчика письмо исх. N 11-21/8244, из содержания которого прямо следует, что:
- Заказчик требует от Подрядчика устранить недостатки, перечисленные в указанном письме в течение 10 дней с момента получения мотивированного отказа от подписания акта сдачи приемки оказанных услуг (письмо исх. N 11-21/8244 от 13.10.2021);
- Заказчиком назначена повторная приемка результатов оказанной услуги в срок, не позднее 10 дней с момента получения мотивированного отказа от подписания акта сдачи приемки оказанных услуг;
- поскольку Заказчик требует исправления выявленных недостатков, данные недостатки являются устранимыми, и указанные недочеты могли быть устранены Обществом в сроки, предусмотренные Заказчиком;
- требование Заказчика к Поставщику о необходимости в кратчайшие сроки оказать услуги, соответствующие условиям Контракта, прямо свидетельствует о заинтересованности Заказчика в получении результата услуг.
Таким образом, указанным письмом Заказчик фактически расширил срок на устранение недостатков оказанных услуг, предусмотренный Законом, что в принципе вводит в заблуждение Подрядчика относительно фактических сроков на устранение недостатков оказанных услуг (с учетом положений частей 13, 14 статьи 95 Закона в их взаимосвязи).
Подобное поведение Заказчика свидетельствует о намерении последнего принять результаты услуг при условии устранения нарушений, перечисленных в письме от 13.10.2021 исх. N 11-21/8244.
При этом, как на момент обращения Заказчика с рассматриваемым заявлением в Тульское УФАС России (15.10.2021), так и на момент рассмотрения данного дела, срок на устранение Поставщиком недостатков услуг, предусмотренный Администрацией в письме от 13.10.2021 исх. N 11-21/8244 (по 23.10.2021 включительно), не истек.
Более того, формулировка письма от 13.10.2021 исх. N 11-21/8244 "_Если исполнитель не устранит недостатки оказанной услуги, послужившие основанием для отказа в ее приемке, заказчик с учетом положений части 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. .." создает неправильное представление относительно намерений и действий Заказчика касательно Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, принятого Администрацией ранее; создает ложное впечатление об отмене Заказчиком ранее принятого решения (в контексте установления Заказчиком периода на устранение недостатков оказанных услуг за пределами сроков, предусмотренных Законом).
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что подобными действиями Заказчик ввел в заблуждение Подрядчика относительно необходимости устранить недостатки оказанной услуги по 13.10.2021 включительно. Следовательно, Комиссия, при таких обстоятельствах, не усматривает в действиях Общества виновного подведения.
Необходимо отметить, что односторонний отказ заказчика от исполнения контракта является специальным правовым институтом Закона, которым заказчик при соблюдении нормативной процедуры выражает свое одностороннее волеизъявление на прекращение гражданско-правовых отношений с контрагентом. Данный отказ подчинен особой процедуре, предусмотренной статьей 95 Закона, заключающийся в возможности заказчика отказаться от его исполнения только при наличии достаточных к тому оснований.
Приведенный правовой подход наиболее полно соответствует принципу эффективности осуществления закупок (часть 1 статьи 12 Закона), а также направлен на защиту участника закупки как более слабой стороны в рассматриваемых правоотношениях. При этом положения статьи 95 Закона ориентированы на предоставление участнику закупки возможности устранить выявленные заказчиком нарушения в целях урегулирования возникшего спора без применения к такому участнику мер публично-правовой ответственности (часть 14 статьи 95 Закона).
Основанием к расторжению контракта (и к включению сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков) может являться не любое нарушение таким участником условий контракта, а именно существенное применительно к статье 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, под которым надлежит понимать такое нарушение, которое является непреодолимым и неустранимым в разумный срок и объективно лишает заказчика того, на что он вправе был рассчитывать при заключении контракта, и которое влечет за собой препятствия последнему в осуществлении своей деятельности или исполнении своих обязательств перед третьими лицами.
Исходя из положений статьи 104 Закона реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое нарушение контракта поставщиком, которое не только повлекло односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, но и которое предполагает недобросовестное поведение такого поставщика, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона, в том числе, приведших к невозможности исполнения контракта и нарушающих права заказчика относительно его условий.
Таким образом, для включения в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган обязан достоверно установить не только факт нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта, но и оценить доказательства его недобросовестного поведения, совершения им умышленных действий (бездействия), противоречащих требованиям Закона и нарушающих права и законные интересы заказчика.
По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении Закона.
Вывод Комиссии в этой части основан на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, о том, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
При этом "автоматическое" включение лица, нарушившего условия контракта, в реестр недобросовестных поставщиков без указания причины его отнесения к таковым, без учета степени его вины ограничивает право на осуществление коммерческой деятельности по поставке продукции для государственных и муниципальных нужд, негативно сказывается на деловой репутации и снижает в целом конкурентоспособность на рынке.
При этом ни Закон, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного на то органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о включении или не включении информации в отношении соответствующего лица в реестр недобросовестных поставщиков, недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
В связи с этим, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое неисполнение лицом условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в определениях от 17.09.2012 N ВАС-11617/12 и от 12.07.2013 N ВАС-8371/13, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника размещения заказа, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона.
Учитывая то обстоятельство, что реестр недобросовестных поставщиков является мерой публично-правового характера, антимонопольный орган в каждом конкретном случае обязан выяснить причины неисполнения контракта и оценить поведенческие аспекты сторон в ходе исполнения Контракта.
Антимонопольный орган, являясь уполномоченным органом, который, не разрешая по существу гражданско-правовой спор между сторонами, решает вопрос о целесообразности такого ограничения прав конкретного лица, как включение сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта само по себе ни к чему не обязывает антимонопольный орган, в исключительной компетенции которого находится оценка всех фактических обстоятельств дела и всех элементов поведения участника закупки в ходе исполнения контракта, вопреки утверждению Заявителя об обратном.
Оценка всех фактических обстоятельств дела и поведенческих аспектов сторон в ходе исполнения Контракта отнесена именно к компетенции антимонопольного органа и является его исключительной дискрецией, в связи с чем, по смыслу статьи 2 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации, судебные акты не могут подменять собой решения административных органов по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, поскольку это будет противоречить принципу разделения властей (ст. 10 Конституции Российской Федерации). Указанное означает, что решение антимонопольного органа по вопросу включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков может быть признано незаконным только в том случае, если судом будет выявлена и установлена ошибка упомянутого органа в правоприменении или установлении конкретных фактических обстоятельств дела, что привело уполномоченный орган к принятию неправильного по существу решения. В то же самое время чье-либо несогласие именно с оценкой, данной уполномоченным административным органом тем или иным доказательствам либо соразмерности примененной меры ответственности допущенному нарушению, основанием к признанию решения такого органа незаконным являться не может.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В то же время Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае в действиях Поставщика отсутствуют признаки виновного поведения в виде бездействия, связанного с игнорированием взятых на себя обязательств по Контракту. Так, в материалы дела сторонами Контракта представлена переписка, из которой следует, что как до принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе, так и после принятия такого решения ООО "РУСПРОЕКТ" направляло усилия на исправление выявленных недостатков, а также на надлежащее выполнение условий Контракта.
Необходимо отметить, что бесспорных доказательств, подтверждающих обратное, Заказчиком и иными лицами в материалы рассматриваемого дела не представлено.
Следовательно, у Тульского УФАС России отсутствуют правовые основания для внесения информации об ООО "РУСПРОЕКТ" в реестр недобросовестных поставщиков.
При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию, представленную Заказчиком - администрацией муниципального образования Заокский район в отношении общества с ограниченной ответственностью ПСК "РУСПРОЕКТ" (ИНН 7107122237; 300026, г. Тула, ул. Рязанская, дом 22, офис 803) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 11 статьи 104 Закона.
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 22 октября 2021 г. N 071/06/104-1008/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2021