Резолютивная часть решения оглашена 21 октября 2021 года
В полном объеме решение изготовлено 26 октября 2021 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
|
руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
|
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение Федерального казенного учреждения "Центр инженерно-технического обеспечения и вооружения Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области" (далее - Заказчик) о включении Общества с ограниченной ответственностью "ДИКСТЕН", его участниках, членах коллегиального органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа (далее - ООО "ДИКСТЕН", Общество) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с уклонением от заключения контракта по результатам аукциона в электронной форме на поставку комплектующих системы оповещения (извещение N 0342100028321000071) (далее - аукцион, закупка), в присутствии:
- представителя заказчика: начальника ФКУ ЦИТОВ ГУФСИН России по Челябинской области Шорина В.А., действующего на основании Устава; начальника юридической службы Заказчика Хажеева Э. Р., действующего на основании доверенности N 76/72/4/20 от 14.01.2021;
- представителей Общества: генерального директор Щеткина С.Л., действующего на основании Приказа N 1/2019 от 22.05.2019; Турбенева Д.С., действующего на основании доверенности б/н от 18.10.2021,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России, Антимонопольный орган) поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО "ДИКСТЕН" в связи с уклонением от заключения контракта по результатам аукциона в электронной форме на поставку комплектующих системы оповещения (извещение N 0342100028321000071).
Согласно представленным документам извещение о проведении аукциона опубликовано заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) www.zakupki.gov.ru 20.09.2021.
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 141 577,66 рублей.
Протоколом подведения итогов аукциона в электронной форме от 04.10.2021 N 0342100028321000071 победителем признано ООО "ДИКСТЕН" с предложением о цене контракта 102 292,11 рублей.
Контракт направлен на подпись победителю закупки 07.10.2021.
Победитель аукциона 12.10.2021 до 23:59 в срок, установленный Законом о контрактной системе, не подписал на электронной площадке, с помощью электронной цифровой подписи, проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечение исполнения контракта.
В связи с неисполнением победителем требований части 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, протоколом от 13.10.2021 ООО "ДИКСТЕН" признано уклонившимся от заключения контракта, данный протокол размещен в единой информационной системе 14.10.2021.
Представитель Общества на заседании Комиссии пояснил следующее.
Победитель аукциона не имел намерений и умысла уклоняться от заключения контракта, неисполнение обязанности по подписанию контракта, а также направлению документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта.
Представителем Общества в 22:00 12.10.2021 (последний день срока подписания контракта) обнаружена неисправность ЭЦП. Обществом предприняты действия по устранению технической неисправности, для чего выполнена переустановка всего программного обеспечения для поддержки ЭЦП, перебор ключа e-token, переустановка драйверов для ЭЦП. Однако эффективного результата не достигнуто.
Как следует из переписки, представленной в материалы дела, Обществом 13.10.2021 направлено обращение Оператору с просьбой о продлении сроков подписания контракта в связи с техническими неполадками, на которое получен ответ о невозможности продления сроков подписания.
Из пояснений Общества и документов, представленных в материалы дела, следует, что оплата обеспечения исполнения контракта в размере, определенном аукционной документацией, в сумме 7 078,88 руб. осуществлена Обществом платежным поручением N 44640 от 13.10.2021.
Как пояснили представители ООО "ДИКСТЕН", поскольку в ходе проведения аукциона снижение НМЦК составило 27 %, в качестве документов, подтверждающих добросовестность исполнения контракта, Общество имело намерение предоставить информацию, содержащуюся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающую исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
Доказательством отсутствия намерения уклониться от заключения контракта, по мнению Общества, также является тот факт, что 04.10.2021 Заказчиком направлен запрос об увеличении количества поставляемого товара, на которое Общество ответило согласием.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения заказчика, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком, уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
В соответствии с частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
Как следует из части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, об обеспечении гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.
ООО "ДИКСТЕН" не имело намерения и умысла уклоняться от заключения контракта, нарушение обязательств по заключению контракта победителем возникло вследствие неисправности ЭЦП. При этом, обеспечение исполнения контракта, в сумме, предусмотренной аукционной документацией, перечислено победителем Заказчику 13.10.2021.
Кроме того, из документов, представленных Обществом и Заказчиком в материалы дела, следует, что ООО "ДИКСТЕН" предприняты как действия по заключению контракта, так и по его исполнению, доказательством чего является счет ООО "Грандрегион" N 272 от 01.10.2021 на оплату оборудования, которое является предметом аукциона (тюнера-усилителя MZ-360 ROXTON, микрофона RITMIX RDM-125, настенного громкоговорителя WP-06T ROXTON).
Принимая во внимание, что намерения по подписанию проекта контракта и исполнению контракта подтверждаются материалами дела, Комиссия Челябинского УФАС России не имеет достаточных оснований для включения ООО "ДИКСТЕН" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99 и 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Федеральным казенным учреждением "Центр инженерно-технического обеспечения и вооружения Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области" о включении Общества с ограниченной ответственностью "ДИКСТЕН", его участниках, членах коллегиального органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, в связи с уклонением от заключения контракта по результатам по результатам аукциона в электронной форме на поставку комплектующих системы оповещения (извещение N 0342100028321000071), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
А.А. Козлова |
Члены Комиссии |
Е.Б. Черенкова |
|
Н.В. Фадеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 26 октября 2021 г. N 074/06/104-2932/2021 (ключевые темы: реестр недобросовестных поставщиков - обеспечение исполнения контракта - участники закупок - антимонопольный орган - государственные и муниципальные нужды)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2021