Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
|
Заместитель председателя Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу индивидуального предпринимателя Теряева А.Э. (далее - Заявитель, Индивидуальный предприниматель) (вх. N 6257 от 25.10.2021) на действия аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нужд Территориального фонда обязательного медицинского страхования Тульской области (далее - Аукционная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку сумок для ноутбуков (закупка N 0266100000321000057) (далее - Закупка, электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), при участии:
- - представителя Территориального фонда обязательного медицинского страхования Тульской области, Аукционной комиссии на основании доверенности;
- в отсутствие представителя Заказчика, уведомленного о дате и времени рассмотрения дела посредством видеоконференцсвязи,
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Электронного аукциона.
Заявитель в своей жалобе указывает, что из протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе "Поставка сумок для ноутбуков" (N извещения 0266100000321000057) от 21.10.2021 (далее - протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе) следует, что на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на соответствие требованиям, установленным в документации о Закупке, положениям Закона, Аукционная комиссия приняла решение о том, что заявка с идентификационным номером 223 (ИП Теряева А.Э.) не соответствует требованиям, установленным документацией о Закупке на основании пункта 3 части 6 статьи 69 Закона: несоответствие требованиям, установленным постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616) (в заявке отсутствует выписка из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров).
Заявитель считает, что данное решение Аукционной комиссии о несоответствии заявки Индивидуального предпринимателя документации о Закупке по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе, является неправомерным, так как поставляемый Заявителем товар не входит в перечень, установленный Постановлением N 616.
Заказчиком, Аукционной комиссией представлены письменные возражения на рассматриваемую жалобу, в которых указывается, что действия Аукционной комиссии при рассмотрении заявок на участие в данной Закупке соответствуют Закону. Представитель Аукционной комиссии выразил несогласие с доводами жалобы.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения Аукционной комиссией требований Закона при проведении вышеуказанного электронного аукциона, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение и документация о проведении Закупки (далее - документация о Закупке) 12.10.2021 размещены в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система). В извещение и документацию об электронном аукционе изменения не вносились.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 7 391,70 рублей.
Контракт по итогам Закупки не заключен.
В силу пункта 10 статьи 42 Закона в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом, в том числе информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
На основании части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Частью 3 статьи 14 Закона установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона, а так же требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Закона вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Во исполнение статьи 14 Закона Правительством Российской Федерации издано Постановление N 616.
Постановлением N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - перечень).
Данный запрет не устанавливается при закупке одной единицы товара, стоимость которой не превышает 100 тысяч рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 миллиона рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 - 7, 123, 125 - 127 перечня).
В целях реализации Постановления N 616:
а) подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), либо в едином реестре российской радиоэлектронной продукции;
б) подтверждением производства промышленной продукции на территории государства - члена Евразийского экономического союза является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийской промышленной продукции).
Пунктом 10 Постановления N 616 установлено, что для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки представляет заказчику в составе заявки на участие в закупке выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции либо в случае закупки товаров, указанных в пунктах 25(1) - 25(7) перечня, представляет декларацию о включении поставляемой продукции в единый реестр российской радиоэлектронной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров, а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт.
В соответствии с документацией о закупке, объектом закупки является товар "Сумка для ноутбука" (код каталога товаров, работ, услуг - 13.99.19.190-00000001)
В пункте 5 перечня Постановления N 616 значится товар "Изделия текстильные прочие" (код по "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (далее - ОКПД2) - 13.9).
В извещении и в пункте 25 "Условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (в соответствии со ст. 14 Федерального закона N 44-ФЗ)" раздела 1 СВЕДЕНИЯ О ПРОВОДИМОМ ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ документации о Закупке установлен запрет в соответствии с Постановлением N 616.
В пункте 26 раздела 1 СВЕДЕНИЯ О ПРОВОДИМОМ ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ документации о Закупке указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Федерального закона N 44-ФЗ, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов:
- выписка из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров, а также информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий).
Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт.
Таким образом, вышеуказанные требования в соответствии с действующим на момент размещения закупки Постановлением N 616 установлены во исполнение положений Закона в части указания в извещении, документации об электронном аукционе информации о запретах допуска товаров.
Оснований для неприменения Заказчиком запретов, предусмотренных Постановлением N 616, не имеется.
В силу части 1 статьи 69 Закона аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Согласно части 6 статьи 69 Закона заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Частью 7 статьи 69 Закона предусмотрено, что принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается. Заявка на участие в электронном аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в связи с отсутствием в ней информации и электронных документов, предусмотренных пунктом 5 части 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, а также пунктом 6 части 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на соответствие требованиям, установленным в документации о Закупке, положениям Закона, Аукционная комиссия приняла решение о том, что заявка с идентификационным номером 223 (ИП Теряева А.Э.) не соответствует требованиям, установленным документацией о Закупке на основании пункта 3 части 6 статьи 69 Закона: несоответствие требованиям, установленным постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616) (в заявке отсутствует выписка из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров).
Комиссией установлено, что в первой части заявки ИП Теряева А.Э. содержится указание на страну происхождения поставляемого товара - Китайская Народная Республика.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что Постановлением N 616 установлено императивное требование соблюдения условий применения запретов, предусмотренных указанным постановлением, не предполагающим возможность поставки товаров иностранного происхождения.
Следовательно, заявка Заявителя не соответствует требованиям, установленным документацией о Закупке, так как Заказчиком был установлен запрет на допуск промышленных товаров, в соответствии с Постановлением N 616.
В свою очередь, исходя из содержания положений Постановления N 616, участник закупки представляет заказчику в составе заявки на участие в закупке выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции при предложении таким участником промышленных товаров производства Российской Федерации и государств - членов Евразийского экономического союза соответственно, и такие документы в принципе не могут быть представлены при предложении участником закупки товара иностранного происхождения.
В соответствии с частью 8 статьи 69 Закона результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе. Указанный протокол, среди прочего должен содержать решение о соответствии или о несоответствии заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о нем, с обоснованием этого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, которым не соответствует участник такого аукциона, положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем, информацию о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждой заявки на участие в таком аукционе.
Как было отражено выше, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе в отношении решения Аукционной комиссии о признании заявки ИП Теряева А.Э. несоответствующей требованиям документации о Закупке и положениям Закона содержит:
- основание такого решения - пункт 3 части 6 статьи 69 Закона;
- обоснование принятого решения - несоответствие заявки требованиям Постановления N 616: в заявке отсутствует выписка из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров.
Учитывая, что Постановлением N 616 предусмотрен императивный запрет на поставку промышленных товаров иностранного производства, включенных в Перечень, и в документации о Закупке установлен такой запрет, а Индивидуальным предпринимателем предложен товар, страной происхождения которого является Китайская Народная Республика, приняв решение о несоответствии заявки ИП Теряева А.Э. требованиям документации о Закупке и положениям Закона на основании пункта 3 части 6 статьи 69 Закона, Аукционная комиссия действовала в соответствии с частью 6 статьи 69 Закона.
Вместе с этим, Комиссия считает неправомерным указание Аукционной комиссией в протоколе рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе такого обоснования отклонения заявки ИП Теряева А.Э., как "в заявке отсутствует выписка из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров", поскольку, как было отражено выше, такие документы в принципе не могут быть представлены при предложении участником закупки товара иностранного происхождения. При таких обстоятельствах, в действиях Аукционной комиссии усматривается нарушение части 8 статьи 69 Закона.
Судебной практикой сформирован правовой подход к оценке нарушений, допускаемых при проведении торгов, согласно которому основаниями для отмены торгов или их отдельных этапов могут быть только такие нарушения, которые являются существенными и влияют на результат торгов (пункт 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства").
В случае если допущенные при проведении торгов ошибки не повлекли значительных негативных последствий, не повлияли на результат (определение победителя), не нивелировали положительный с точки зрения влияния на конкурентные правоотношения эффект от проведения торгов, то отмена торгов (их отдельных этапов) нецелесообразна и не отвечает целям законодательства о торгах.
Комиссия считает необходимым отметить, что поскольку допущенное Аукционной комиссией нарушение части 8 статьи 69 Закона, в рассматриваемом случае, не может повлечь неправильное определение победителя Электронного аукциона, то Комиссия Управления не усматривает оснований для выдачи предписания об его устранении.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Правилами, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Теряева А.Э. (вх. N 6257 от 25.10.2021) на действия аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нужд Территориального фонда обязательного медицинского страхования Тульской области при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку сумок для ноутбуков (закупка N 0266100000321000057) обоснованной в части доводов о неправомерном применении Аукционной комиссией обоснования отклонения заявки Индивидуального предпринимателя, в оставшейся части - необоснованной.
2. Признать Аукционную комиссию нарушившей часть 8 статьи 69 Закона.
3. В связи с тем, что нарушение части 8 статьи 69 Закона, допущенное Аукционной комиссией не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
Председатель Комиссии: |
|
Заместитель председателя Комиссии: Члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 29 октября 2021 г. N 071/06/105-1061/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.11.2021